Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-801/2022 по результатам рассмотрения жало... от 21 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-801/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21 марта 2022 г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Финист» (далее – Заявитель) и представителя ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию чистоты в помещениях (клининговые услуги) зданий, сооружений и уличной территории ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (извещение                            № 32211112576 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию чистоты в помещениях (клининговые услуги) зданий, сооружений и уличной территории ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (извещение                            № 32211112576 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 21.03.2022г. в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-801/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (далее – Положение), утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Кузьминым С.В. 26.11.2018г.

08.02.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211112576 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию чистоты в помещениях (клининговые услуги) зданий, сооружений и уличной территории ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет».

Начальная (максимальная) цена договора – 12 105 104,00руб.

Дата начала срока подачи заявок - 08.02.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок – 16.02.2022 в 09:30 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 17.02.2022г. № 32211112576-01, на участие в закупочной процедуре поступило 4 заявки, 2 претендента допущены к участию в торгах.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 18.02.2022г. № 32211112576-02, заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 2 пункта 2.7 Документации, по причине несоответствия следующих условий банковской гарантии требованиям документации:

1. Обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы подлежащей уплате за каждый день просрочки. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по гарантии ограничивается суммой, на которую выдана гарантия;

2. К требованиям должны быть приложены заверенные уполномоченным лицом бенефициара и печатью бенефициара копии следующих документов:

- документа, подтверждающего полномочия единоличного представительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по настоящей гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);

3. Изменение суммы и срока гарантии допускается без согласия бенефициара.

В соответствии с пунктами 2.11.2.1, 2.11.2.3 Документации, банковская гарантия в качестве обеспечения заявки должна быть безотзывной и содержать сумму банковской гарантии в размере обеспечения заявки, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае уклонения или отказа участника закупки от заключения договора, а также обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.

При этом, Документация не содержит запрет на установление ограничений в части ответственности гаранта.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 377 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.

Таким образом, положения части 2 статьи 377 ГК РФ предусматривают свободу сторон в части определения пределов ответственности гаранта.

Согласно части 2.11.1 Документации, Заказчик в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе и исполнения договоров принимает банковские гарантии, соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации и настоящей документации.

На основании изложенного, указанное условие банковской гарантии неправомерно признано Организатором торгов не соответствующим требованиям Документации.

Согласно пунктам 2.11.2.8. 2.11.2.8.1 Документации, Организатором торгов установлен перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки: документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

Кроме того, в соответствии с подпунктом 7 пункта 7 раздела 7 главы 2 Положения, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать  перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно: документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

На основании пункта 2.11.3 Документации, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении Заказчиком гаранту судебных и иных актов, подтверждающих факт уклонения или отказа участника закупки от заключения договора, а также документов, не предусмотренных пунктом 2.11.2 настоящей документации.

Таким образом, требование банковской гарантии, представленной в составе заявки Заявителя, о предъявлении документа, подтверждающего полномочия единоличного представительного органа противоречит требованиям пунктов 2.11.2.8.1, 2.11.3 Документации.

Согласно пункту 2.11.2.1 Документации, банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения заявки, должна содержать сумму банковской гарантии в размере обеспечения заявки, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае уклонения или отказа участника закупки от заключения договора.

Извещением установлено обеспечение заявки в размере 2 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 242 102,08 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2.11.1 Документации, срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее, чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Учитывая изложенное, изменение условий банковской гарантии относительно суммы и срока повлекут несоответствие такой банковской гарантии требованиям Документации.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 18.02.2022г. № 32211112576-02, победителем закупочной процедуры признан участник ИП С.А.С.

Согласно пояснениям Организатора торгов, договор с победителем конкурса в электронной форме заключен 01.03.2022г.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение требований пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Финист» на действия ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию чистоты в помещениях (клининговые услуги) зданий, сооружений и уличной территории ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (извещение                            № 32211112576 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Организатору торгов – ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурса в электронной форме не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет».

 

 

Заместитель председателя комиссии                                 

 

Члены Комиссии:                                                       

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны