Решение (комиссия) №9774/24 Решение по делу № 023/07/3-1444/2024 по результатам рассмотр... от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-1444/2024 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04 апреля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – комиссия) в составе:

председатель комиссии:

 

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Ю» , , представителей ПАО «Р» ,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Р»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ю» (вх. № 11035-ЭП/24 от 25.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – публичное акционерное общество «Р» при организации и проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения договора на представление интересов ПАО «Р» в судебных процессах по рассмотрению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции на территории Российской Федерации, а также в Верховном Суде Российской Федерации (извещение № 32413378154 от 13.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Ю» (вх. № 11035-ЭП/24 от 25.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – публичное акционерное общество «Р» при организации и проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения договора на представление интересов ПАО «Р» в судебных процессах по рассмотрению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции на территории Российской Федерации, а также в Верховном Суде Российской Федерации (извещение № 32413378154 от 13.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 04 апреля 2024 года в 11 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводу заявителя заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки.

Заказчик доводу жалобы возражает, считает его несостоятельным, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

13.03.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413378154 о проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения договора на представление интересов ПАО «Р» в судебных процессах по рассмотрению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции на территории Российской Федерации, а также в Верховном Суде Российской Федерации. Согласно извещению

Дата начала срока подачи заявок — 13.03.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 05.04.2024 11:00;

Дата подведения итогов — 25.04.2024;

Оператор электронной площадки — ООО «Р».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единый стандарт закупок Публичного акционерного общества «Ф», утвержденный решением Совета директоров Публичного акционерного общества «Ф» от 29.12.2022 (протокол от 30.12.022 №604) (далее - Положение о закупке).

1. Пунктом 3 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке установлено, что участник должен иметь профессиональный опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов доверителя/заказчика в судах.

При этом показателями данного критерия является

- опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов доверителя/заказчика в конкретных судах: Арбитражном суде Московского округа, Девятом арбитражном апелляционном суде, Арбитражном суде г. Москвы. Подтверждается справкой с указанием конкретных судов, дел, положительных результатов за каждый соответствующий календарный год. Количество положительных результатов представления интересов доверителя/заказчика за последние 2 года до даты объявления процедуры закупки (пункт 3.2 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»).

- опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов доверителя/заказчика в судах общей юрисдикции и арбитражных судах регионов присутствия филиалов и ДО ПАО «Р» (любых судебных инстанций) (пункт 3.3 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»).

Данное требование, по мнению заявителя, является избыточным, поскольку споры, рассматриваемые судами Московской области и Краснодарского края, не обладают существенной спецификой и какими-либо особенностями от рассмотрения аналогичных споров судами иных субъектов РФ.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, все суды, расположенные в Российской Федерации применяют нормы федерального законодательства, действующего на всей территории Российской Федерации, а значит существенных отличий производства в судах, расположенных на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, города Москвы и Московской области от производства в судах, расположенных в других субъектах Российской Федерации не имеется.

Таким образом, комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

2. Согласно пункту 3 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке участник должен иметь профессиональный опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов доверителя/заказчика в судах.

Пунктом 3.4 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено, что детализирующим показателем указанного критерия является опыт представления интересов доверителя/заказчика в Верховном суде РФ (участие в судебном заседании):

- Представление интересов (участие в судебном заседании) в Верховном суде РФ в течение последних 3 лет до даты объявления процедуры закупки

- Количество положительных результатов в Верховном суде РФ для доверителя/заказчика за последние 5 лет до даты объявления процедуры закупки.

Данное требование, по мнению заявителя, является избыточным, поскольку «не все дела, рассмотренные и вынесенные судами субъектов РФ, рассматриваются Верховным Судом РФ. Подача апелляционной и/или кассационной жалобы в Верховный Суд РФ зависит от желания самого доверителя, чьи интересы представляли в нижестоящих судах. В связи с чем участие и представление интересов в Верховном Суде РФ не является обязательной, соответственно, отсутствие такого опыта не может означать факт ненадлежащего или непрофессионального оказания юридических услуг».

Вместе с тем, комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Аналогичное положение установлено в статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о наличии определенных особенностей в категории дел, поступающих на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации.

Кроме того, предметом указанной закупки является право заключения договора на представление интересов ПАО «Р» в судебных процессах по рассмотрению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции на территории Российской Федерации, а также в Верховном Суде Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из своих потребностей.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Комиссия также отмечает, что установленные заказчиком показатели оценки, связанные с наличием у участника закупки опыта представительства в Верховном Суде Российской Федерации обусловлены потребностями заказчика и в равной мере применяются ко всем участникам закупки.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

3. Согласно пункту 3 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке участник должен иметь профессиональный опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов доверителя/заказчика в судах.

Пунктами 3.6, 3.7 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено, что детализирующими показателями указанного критерия является:

- опыт оказания юридических услуг по представлению и защите интересов ПАО «Р» и/или Дочерних обществ ПАО «Р» в судах общей юрисдикции (мировых судей), арбитражных судах, включая суды апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

- положительный результат оказания юридических услуг по представлению и защите интересов ПАО «Р» и/или Дочерних обществ ПАО «Р» в судах общей юрисдикции (мировых судей), арбитражных судах, включая суды апелляционной, кассационной, надзорной инстанций Подтверждается справкой с указанием конкретных судов, дел, положительных результатов за каждый соответствующий календарный год, а также предоставлением копий договоров с заказчиками/письмами контрагентов.

Указанные требования являются ограничивающими круг потенциальных участников закупки, не имеющих соответствующего опыта представления интересов дочерних обществ ПАО «Р», поскольку на основании отсутствия одного из перечисленных требований к участнику закупки, такие участники не будут допущены к участию в закупке, либо самостоятельно примут решение не участвовать в закупке по причине отсутствия вышеуказанного опыта.

Кроме того, комиссия обращает внимание на значительно количество иных электросетевых организаций, деятельность которых также имеет ту же специфику, что и деятельность ПАО «Р» и его дочерних обществ.

Отсутствие опыта оказания юридических услуг по представлению и защите интересов ПАО «Р» и/или Дочерних обществ ПАО «Р» само по себе не свидетельствует об отсутствии у участника закупки опыта представления интересов иных электросетевых организаций.

Комиссия считает, что указанные показатели оценки заявок участников закупки не направлены на достижение лучшего результата по итогам завершения закупочной процедуры, так как являются барьером для участия в закупке.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подпунктом «б» пункта 1.2.1 Единого стандарта закупок ПАО «Ф» установлено, что основными принципами построения закупочной деятельности являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки – обеспечение недискриминационного доступа поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к закупкам товаров, работ, услуг является приоритетным, выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков), осуществляется преимущественно путем проведения конкурентных закупок, если иное не предусмотрено законодательством, на основе равных конкурентных возможностей, при отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок, в соответствии с обоснованными требованиями к потенциальным участникам закупочных процедур и закупаемым товарам, работам, услугам, с учетом, при необходимости, жизненного цикла продукции, недопущение случаев необоснованного заключения договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Таким образом, заказчик, установив данное требование нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также подпункт «б» пункта 1.2.1 Единого стандарта закупок ПАО «Ф».

Довод заявителя обоснован.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В данном случае жалоба ООО «Ю» принята к рассмотрению и рассмотрена Краснодарским УФАС России по основанию, указанному в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ю» (вх. № 11035-ЭП/24 от 25.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – публичное акционерное общество «Р» при организации и проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения договора на представление интересов ПАО «Р» в судебных процессах по рассмотрению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции на территории Российской Федерации, а также в Верховном Суде Российской Федерации (извещение № 32413378154 от 13.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику - публичное акционерное общество «Р» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня их вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО Юридическая компания Яхатин
ИНН 2130220353, ОГРН 1202100006404
ПАО «Россети Кубань»
ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666