Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1183/2021 по результатам рассмотрения жал... от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1183/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30 марта 2021 г.                              г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

при участии с использованием системы ВКС представителя ООО «ЭкоМашгрупп» (далее – Заявитель), при участии с использованием системы ВКС представителей АО «Мусороуборочная компания» (далее – Организатор торгов/Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса (извещение № 32109980963 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ЭкоМашгрупп» на действия АО «Мусороуборочная компания» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса (извещение № 32109980963 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).      

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.  

Рассмотрение жалобы состоялось 30.03.2021 года в 11.30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что действия профильной тендерной комиссии Заказчика в части ранжирования и определения победителя закупки по запросу котировок № 32109980963, отраженных в протоколе профильной тендерной комиссии о подведении итогов закупки № ПТК-24 от 09.03.2021 противоречат ст. 3 Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

11 февраля 2021 г. АО «Мусороуборочная компания» разместило на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32109980963 на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением «О закупке товаров, работ, услуг АО «Мусороуборочная компания»», утвержденным Советом директоров АО «Мусороуборочная компания» протоколом от 28.12.2020 № 12/20 (далее – Положение о закупках).

Начальная (максимальная) цена договора – 185 091 091,00 руб.     

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Положением закупке АО «Мусороуборочная компания»», предусмотрен конкурентный способ закупки - запрос котировок (подпункт «б» п. 5.1.1.1 Положения). В условиях применения запроса котировок (Таблица 1 п. 5.1.2 Положения), которые носят рекомендательный характер, определено, что предметом закупки является стандартная продукция, однозначно могут быть определены все условия поставки и для выбора наиболее предпочтительной заявки достаточно запросить только цену продукции (выбор осуществляется по единственному критерию — минимальной предложенной цене при соответствии техническим и иным требованиям).

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме подано две заявки от двух участников: ООО «ЭкоМашгрупп» и ООО «Хусманн Рус», которые после проведения отбора, в соответствии с Протоколом заседания профильной тендерной комиссии допущены к дальнейшему участию в закупке.   

09.03.2021 Протоколом профильной тендерной комиссии о подведении итогов закупки № ПТК – 24 ООО «Хусманн Рус» признан победителем закупки на право заключения договора на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса, как участник предложивший минимальную цену договора.

Довод заявителя и о том, что Заказчик заключил договор со всеми участниками закупки не может быть признан Краснодарским УФАС России состоятельным. В данном случае заключение договора производится посредством конкурентной закупки и представляет из себя многоэтапную процедуру, включающую размещение извещения, прием заявок, рассмотрение заявок и подписание договора. Запрос котировок - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену. Таким образом, направление заявки на участие в запросе котировок, соответствующей по форме и содержанию требованиям документации, само по себе не является заключением договора. В связи с изложенным, Комиссия Краснодарского УФАС приходит к выводу о неверном толковании Заявителем норм действующего законодательства.

Пунктом 2 Блока 2 «Извещение о конкурентной закупке» на право заключения договора на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса была предусмотрена аккредитация Участников конкурентной закупки как способ проверки Поставщиков на соответствие минимальным установленным требованиям в отношении их правового статуса, финансовой устойчивости, благонадежности и деловой репутации, проводимый в рамках мероприятий по противодействию коррупции и предотвращению мошенничества.

Согласно п. 8.1.1.3 Положения, аккредитация Поставщика может осуществляться как до осуществления закупки, так и во время осуществления закупки. Также Положением не регламентирован срок уведомления Поставщика о результатах проведения аккредитации.

Пунктами 1 и 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках определено, что:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о закупках предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Согласно пояснениям Заказчика, цвет оборудования как качественная характеристика выбран с учетом условий эксплуатации и обслуживания оборудования. Помимо изложенного, по результатам проведенного запроса котировок подано две заявки, в том числе и от ООО «ЭкоМашгрупп», отвечающие требованиям технического задания. Подавая заявку на участие в запросе котировок Заявитель, тем самым согласился с требованиями закупочной документации. Исходя из изложенного Комиссия Краснодарского УФАС приходит к выводу, что указание цвета оборудования не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В извещении на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса на УТП АО «Сбербанк-АСТ» (номер процедуры SBR003-2101 12452500006) в подразделе «Порядок проведения» указан тип процедуры «Запрос котировок» без уточнения участников, что в свою очередь дает право на участие в закупке любым лицам, отсутствующим в РНП. Таким образом, отсутствие определения состава участников закупки в п. 1 Блока 2 «Требования к составу Участников конкурентной закупки» приложенного файла «Извещение» не является невозможностью достоверной оценки заявок Участников.

Пунктом 10.3.4.2 Положения «О закупке товаров, работ, услуг АО «Мусороуборочная компания»», определено, что проект договора входит в состав документации о закупке (в форме, установленной Заказчиком, либо в виде сформулированных Заказчиком существенных условий, в обязательном порядке подлежащих включению в договор).

Согласно пункту 10 Блока 2 «Извещение о конкурентной закупке» на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса предусмотрены дополнительные требования, а именно Участник конкурентной закупки должен предоставить в составе коммерческой части заявки подписанный со стороны Участника конкурентной закупки проект Договора (Блок 6 «Проект Договора»), который входит в состав Документации и приложения к нему (в том числе спецификации).

В соответствии с условиями и требованиями по осуществлению конкурентной закупки, отраженными в «Информационной карте» Блока 2 «Извещение о конкурентной закупке» на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса:

- критерием для оценки заявок для выбора Победителя является выбор по минимальной цене (п. 20);

- возможность заключения Договоров на единый объем продукции одновременно с несколькими лицами не предусмотрена (п. 9);

- заказчик подпишет предоставленный Победителем конкурентной закупки Договор в течение 20 календарных дней с момента публикации итогового протокола (п. 25);

- при заключении Договора цены за единицу товара (единицу объема выполнения работ / оказания услуг) будут формироваться путем указания цен из поданного коммерческого предложения Победителя конкурентной закупки (п. 26).

Довод Заявителя о том, что требование документации о направлении в составе коммерческой части заявки подписанного договора «ограничивает право участника на уклонение от заключения либо отказ от заключения договора, а также создает условия для злоупотребления Заказчиком правом» не может быть признан Комиссией Краснодарского УФАС России состоятельным.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Уклонение от заключения либо отказ от заключения договора победителем конкурентной закупки не может быть признано добросовестным поведением участника закупки и не подлежит защите по смыслу действующего гражданского законодательства. В рассматриваемом случае подписанный проект направлен участником закупки в адрес Заказчика, таким образом из доводов жалобы невозможно установить каким образом данное требование документации ограничивает законные права и интересы Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                                                           

Признать жалобу ООО «ЭкоМашгрупп» на действия АО «Мусороуборочная компания» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для мусоросортировочного комплекса (извещение № 32109980963 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны