Решение б/н . от 27 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 255/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

27 февраля 2019 года                                                                                                   г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителя Заказчика – администрации МО Кореновский район, в присутствии представителя Уполномоченного органа – МКУ «Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновский район» Сторчуна Б.И. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителя ООО «ДИАМАНД», рассмотрев жалобу ООО «ДИАМАНД» (далее – Заявитель) на действия администрации МО Кореновский район (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Строительства объекта: «Плавательный бассейн в г. Кореновске» (извещение № 0818300021519000028) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки содержат избыточные требования к товарам и материалам. Инструкция по заполнению заявки вводит в заблуждение участников закупки.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – МКУ «Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновского района» проводился электронный аукцион: «Строительства объекта: «Плавательный бассейн в г. Кореновске» (извещение № 0818300021519000028)

Заказчик - администрация МО Кореновский район.

Начальная (максимальная) цена контракта – 194 662 325,00 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии состатьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.

Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, а также к инструкции по заполнению заявки.

Согласно п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

По поз. 1 «Щебень известняковый, ГОСТ 8267-93», Заказчиком установлено требование к марке по истираемости щебня, а также к марке щебня по морозостойкости.

Согласно п. 4.4.1 ГОСТ 8267-93: Щебень и гравий, предназначенный для строительства автомобильных дорог, характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре и маркой по истираемости, определяемой испытанием в полочном барабане. Несмотря на то, что явно щебень, используемый в данном объекте не является щебнем «предназначенным для строительства автомобильных дорог», Заказчиком установлены требования к такой характеристике. Более того, марка щебня по истираемости определяется по результатам испытаний (полочный барабан) и при этом не приводится в документе о качестве, регламентируемым п. 5.12 ГОСТ 8267-93.

Указанная характеристика определяется по результатам испытаний.

Так например, по позиции 3 «Бетон, ГОСТ 26633-2015» Заказчиком установлены требования к марке по истираемости, к марке по морозостойкости бетона по первому базовому методу и к марке по водонепроницаемости бетона - должен соответствовать ГОСТ 26633-2015.

Согласно п. 4.3.1. ГОСТ 26633-2015: марки бетона по истираемости определяется по результатам испытаний на круге, где Заказчиком установлено такое требование к характеристике. При этом предлагает на выбор все три марки регламентируемые ГОСТом. Марка по морозостойкости бетона по первому базовому методу, также показатель определяемый испытаниями отдельной партии товара. Марка по водонепроницаемости бетона не более W20, т.е. любая из установленных ГОСТом и также определяемая испытанием при подборе номинального состава бетонной смеси по ГОСТ 27006.

Указанная характеристика определяется по результатам испытаний.

В поз. 4 «Смеси бетонные, ГОСТ 7473-2010», Заказчиком установлены требования к марке по водонепроницаемости бетона и к марке по морозостойкости.

Согласно ГОСТ 12730.5-84 марка по водонепроницаемости бетона определяется одним из следующих методов: определение водонепроницаемости по «мокрому пятну» (оборудование и материалы для проведения испытаний: установку любой конструкции, которая имеет не менее 6 гнезд для крепления образцов и обеспечивает возможность подачи воды к нижней торцевой поверхности образцов при возрастающем ее давлении, а также возможность наблюдения за состоянием верхней торцевой поверхности образцов; - цилиндрические формы (для изготовления образцов бетона» внутренним диаметром 150 мм и высотой: 150, 100, 500 и 30 мм;), или определение водонепроницаемости по коэффициенту фильтрации (оборудование и материалы для проведения испытаний: - установку для определения коэффициента фильтрации с максимальным испытательным давлением не менее 1,5Мпа по приложению № 2; - цилиндрические формы (для изготовления образцов бетона) внутренним диаметром 150 мм и высотой 150, 100, 50 и 30 м; - технические весы по ГОСТ 24104; - силикагель по ГОСТ 3956).

Таким образом, указанные характеристики определяются только при наличии необходимого оборудования и навыками для определения данных характеристик на их соответствие.

По поз. 19 «Неорганический, зернистый, сыпучий материал (Тип 1), не регламентируется ГОСТ», Заказчиком установлены требования к марке по дробимости и истираемости щебня.

Заказчиком в наименовании товара указано, что он не регламентируется ГОСТ. Однако, в ГОСТ 25137-82 «Материалы нерудные строительные, щебень и песок плотные из отходов промышленности, заполнители для бетона пористые. Классификация» есть определение: «К нерудным строительным материалам, плотным щебню и песку из отходов промышленности и пористым заполнителям относят неорганические зернистые сыпучие строительные материалы». Также заказчиком установлены требования к характеристикам материалам по ГОСТ 8267-93, такие как фракции, марка по дробимости щебня, марка по истираемости щебня. Данные понятия связаны со стандартизацией и не может устанавливаться ГОСТами.

Указанные характеристики определяются по результатам испытаний.

Согласно п. 21 «Смесь для приготовления асфальта (Тип 1) ГОСТ 9128-2013» Заказчиком установлены требования к марке по прочности песка, применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси, из отсевов дробления горных пород минеральной части смеси, марка по истираемости щебня, применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси, минеральной части смеси. В указанном материале Заказчик устанавливает требования к компонентам товара, которые не могут быть известен нам на момент подачи заявки.

Таким образом, на этапе подачи заявки участник закупки не располагает информацией о конкретном ГОСТе на песок, который будет использоваться производителем при изготовлении асфальтобетонной смеси, не уточнив у производителя про конкретную партию асфальтобетона. Также с другими материалами – марка по дробимости, марка по истираемости и т.д.

По поз. 16 «Бруски, ГОСТ 8486-86», Заказчиком установлено требование по номинальному размеру по ширине: 100; 125;150; 175;

Согласно ГОСТ 18288-87 ГОСТ 24454-80 брусок – это пиломатериал толщиной до 100мм и шириной не более двойной толщины. Учитывая определение материала, максимальная возможная толщина бруска согласно ГОСТ 24454-80 – 75мм.

Согласно п.2 письма России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Таким образом, положения аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ.

По позиции 13 «Кирпич, ГОСТ 530-2012» Заказчиком установлено требование к марке по прочности и к типу (вид) кирпича.

Согласно положению инструкции аукционной документации: «В случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения» . Т.е. участник может предложить: Тип (вид) кирпича Клинкерный, рядовой. Марка по прочности М100. Данное предложение будет полностью соответствовать инструкции, однако не будет соответствовать ГОСТ 530-2012, а именно п.4.1.3., где установлена марка прочности для клинкерного кирпича не менее М300.

По позиции 14 «Гвозди строительные, ГОСТ 4028-63», Заказчиком установлены требования:

14

Гвозди строительные, ГОСТ 4028-63

Длина гвоздя

От 8* до 250*

Диаметр стержня

0.8; 1.0; 1.2; 1.4; 1.6; 1.8; 2.0; 2.5; 3.0; 3.5; 4.0; 5.0; 6.0; 8.0

Согласно инструкции аукционной документации: «В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (=и) из данного диапазона не включая крайние значения»; «В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указывать крайнее значение требуемого параметра»; «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанный через данный символ». Т.е. участник выбирает любой диаметр стержня из всех возможных по ГОСТ 4028-63.

Таким образом, положения аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ, а также нарушают Закон о контрактной системе.

Установленные требования к расходным материалам по поз. 40 «Поковки строительные», поз. 41 «Пленка полиэтиленовая, ГОСТ 10354-82» поз. 83 «Щиты из досок, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87» в описание объекта закупки, нарушает п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как данные требования не относятся к объекту закупки, а являются инструментами для выполнения работ по объекту закупки.

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом сметы являются частью проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

В п.5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, слуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017), в котором указано, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в ЕИС.

Согласно п.1.1 проекта контракта Подрядчик обязан осуществлять подрядные работы по строительству объекта «Плавательный бассейн в городе Кореновске», обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию в сроки, установленные графиком производства работ (приложение № 3), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

Обязательства Подрядчика по строительству объекта в соответствии с настоящим контрактом признаются выполненными при получении Заказчиком заключения органа государственного строительного надзора в соответствии объекта требованиям проектной документации и технических регламентов, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Заказчиком размещена проектная документация.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объект капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ДИАМАНД» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации МО Кореновского района нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Уполномоченному органу – МКУ «Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновского района» (аукционной комиссии), Заказчику – администрации МО Кореновского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 81

по делу № 255/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 февраля 2019 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителя Заказчика – администрации МО Кореновского района, в присутствии представителя Уполномоченного органа – МКУ «Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновский район» Сторчуна Б.И. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителя ООО «ДИАМАНД», на основании своего решения от 27.02.2019 г. по делу № 255/2019-КС, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ДИАМАНД» на действия администрации МО Кореновский район при проведении электронного аукциона: «Строительства объекта: «Плавательный бассейн в г. Кореновске» (извещение № 0818300021519000028) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

Уполномоченному органу – МКУ «Муниципальный заказ Кореновского городского Поселения Кореновского района» (аукционной комиссии), Заказчику – администрации МО Кореновского района устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:

-  аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.02.2019 г. по делу №255/2019-КС: при рассмотрении первых частей заявок участников не учитывать показатели, по всем позициям раздела «Требования к товарам, используемых при выполнении работ».

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Заказчику в срок до 25.03.2019 г. сообщить об исполнении предписания.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны