Решение б/н / от 18 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 891/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

         18 июня 2019 года                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ИП Евдокимова А.М. (далее – Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК открытого конкурса в электронной форме: «Разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе» (извещение № 0318200063919002243) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП Евдокимова А.М. о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно в конкурсной документации установлено наличие у исполнителя двух СРО: а) наличие членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Основание: ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, за исключением лиц, указанных в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ; б) наличие членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Основание: ч.2 ст.47 Градостроительного кодекса РФ, за исключением лиц, указанных в ч.2 ст.47 Градостроительного кодекса РФ.  

Уполномоченным органом, Заказчиком предоставлены пояснения, согласно которым документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК проведен открытый конкурс в электронной форме: «Разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе» (извещение № 0318200063919002243). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 502 138,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. 

Согласно ч.2 ст.47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно ч.4.1 ст.47 ГрК РФ результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

В силу ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч.4 ст.48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с п.1) ч.12 ст.48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.

На основании п.6) ч.5 ст.63 Закон о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки является разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе». 

В Извещении о проведении открытого конкурса Заказчиком установлено:

Преимущества

Не установлены

Требования к участникам

1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

1) наличие членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Основание: ч.4. ст.48 Градостроительного кодекса РФ, за исключением лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. 2) установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 44-ФЗ (п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма).

2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Установлено

В Разделе 19 «Информационной карты» документации открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

19

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

а) наличие членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Основание: ч.4. ст.48 Градостроительного кодекса РФ, за исключением лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.      б) наличие членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Основание: ч.2. ст.47 Градостроительного кодекса РФ, за исключением лиц, указанных в части 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ.

В Разделе 9 установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки, а именно:

«1. Действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Выписка должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

2. Действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Выписка должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».

В Описании объекта документации открытого конкурса в электронной форме установлено:

№ п/п

Раздел

Информация

1

Наименование объекта

закупки

Разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе».

2

Данные о прохождении

государственной

экспертизы

Результаты инженерных изысканий и разработки проектной документации подлежат государственной экспертизе в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также проверке достоверности определения сметной стоимости (в случае если будет необходимость, в соответствии с действующим законодательством, на момент осуществления работ по объекту).

3

Сведения о наличии

разрешения на строительство

-

4

Объем работ и затрат,

составляющих предмет

контракта

Разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе» в соответствии с приложением № 1 «Задание» к описанию объекта закупки, приложением № 2 «Смета» к описанию объекта закупки и условиями проекта государственного контракта.

5

Требование подтверждения соответствия процессов и методов производства в

соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации технических условий

Проектные решения разработать в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004) и иными документами в соответствии с Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 и Приложению № 3 к описанию объекта закупки «Требования к качеству проектных и изыскательских работ» и Перечня документов стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории, утвержденного Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р.

6

Гарантийный срок и (или) объем предоставления

гарантий

Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее составление проектной и рабочей документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе выполнения строительно-монтажных работ, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

При обнаружении недостатков в проектной и рабочей документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или проектом государственного контракта не установлено иное.

7

Иная информация,

относящаяся к описанию объекта закупки

Заказчик осуществляет контроль выполненных работ ежемесячно.

Проектная организация при сдаче выполненных работ представляет документацию в объеме и количестве в соответствии с приложением № 1 «Задание» к описанию объекта закупки.

8

Код по ОКПД 2

71.12.14.100

Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. 

В соответствии с Разделом «Проект муниципального контракта» п.4.2.2 Подрядчик имеет право привлекать для выполнения работ субподрядчиков с уведомлением Заказчика, по форме, согласно Приложению №5 к настоящему Контракту.

П.4.4.13 При необходимости привлечения субподрядных организаций к выполнению отдельных видов работ по настоящему Контракту предоставляет Заказчику документы, свидетельства, лицензии субподрядчика, необходимые для выполнения работ по Контракту. За переданные субподрядчикам работы, Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком за качество и сроки выполнения работ.

Согласно ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. В соответствии с ч.1 ст.47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 «О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА», п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Аналогичная позиция Центрального аппарата ФАС России изложена в письме от 26 июня 2018 г. № АГ/47983/18, в котором указано в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, установленные требования противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Евдокимова А.М. обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства КК, уполномоченного органа – департамента по регулированию контрактной системы КК нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.31; ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства КК, уполномоченному органу – департаменту по регулированию контрактной системы КК (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 250

по делу №891/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 июня 2019 года                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

на основании своего решения от 18.06.2019г. по делу №891/2019-КС по результатам рассмотрения жалобы ИП Евдокимова А.М. на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК открытого конкурса в электронной форме: «Разработка проектной и рабочей документации на устройство пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на объекте: «Автомобильная дорога г.Крымск - с.Джигинка, км 31+800 в Крымском районе» (извещение № 0318200063919002243) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

 

1. Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства КК, уполномоченному органу – департаменту по регулированию контрактной системы КК (отраслевой комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; ч.6 ст.31; п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

    1.  Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе и Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

1.3      Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 1.2 настоящего предписания.

1.4 Комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 18.06.2019 по делу № 891/2019-КС без учета одновременного наличия во вторых частях заявок участников закупки действующих: выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

1.5 Уполномоченному органу – департаменту по регулированию контрактной системы КК (комиссии), Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства КК, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 18.06.2019 по делу № 891/2019-КС.

6. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-и рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.

7. В срок до 14.07.2019г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны