Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-69/2021 по результатам рассмотрения жало... от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-69/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

20 января 2021 г.                                                                                             г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

при участии представителя путем ВКС ООО «ЭТМ» (далее – Заявитель), при участии представителя путем ВКС ПАО «Россети Кубань» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки кабеля для реализации дополнительных (нетарифных) услуг. (извещение № 32009764473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки кабеля для реализации дополнительных (нетарифных) услуг. (извещение № 32009764473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 14.01.2021 года в 10:30 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» № 334 от 17.12.2018.

04 декабря 2020г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32009764473 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки кабеля для реализации дополнительных.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 791 636,08 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 04.12.2020 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 15.12.2020 в 15:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 8.1.7.3. Положения требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» (далее - Типовые требования).

В соответствии с пунктом 2.5. Приложения 2 к Положению допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Типовым требованиям. Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3.2. Документации предложения участников рассматриваются в соответствии с требованиями, критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Критерий соответствия заявок в части наличия полномочий от производителей предлагаемого оборудования установлен в Документации в соответствии с п. 32 приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке).

Параметром признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям является как отсутствие в документе сведений о наличии у участника соответствующих полномочий, несоответствие гарантийного срока, требуемому в документации о закупке, так и отсутствие требуемого документа в составе заявки участника (п. 1 приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке)).

Также наличие полномочий от завода - изготовителя подтверждает то, что поставляемая продукция соответствует требуемым Организатором торгов характеристикам и срокам поставки.

Несоответствие данных характеристик, а также несвоевременная поставка продукции может повлиять на надежность энергоснабжения и привести к перебоям в снабжении электроэнергии при не своевременной поставке требуемой продукции.

В соответствии с п. 32 приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке) наличие полномочий от производителей предлагаемого оборудования подтверждается Свидетельством от производителя по форме документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Документации участник закупки готовит предложение на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

В части III. ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ Документации о закупке приложена Форма. 13 СВИДЕТЕЛЬСТВОПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, которая заполняется на все виды предлагаемого оборудования.

Данная форма Свидетельства производителя является примерной и может быть соответствующим образом изменена производителем. Для Организатора торгов принципиально, чтобы в данном документе нашли отражение следующие положения:

- Документ должен быть выдан производителем оборудования или иным авторизованным поставщиком;

- В документе должен быть указан Участник закупки как лицо, получившие необходимые полномочия на предложение и поставку оборудования;

- В документе должно быть указано предложенное оборудование с использованием тех же наименований, обозначений, что и в Спецификации и требованиях к закупаемой продукции;

- В документе должны быть указаны количество единиц оборудования и сроки его поставки в соответствии с Графиком выполнения поставок;

- Из документа должно следовать, что производитель гарантирует поставку в определенные сроки, проведение шеф-монтажа и/или шефналадки, на предлагаемое таким образом оборудование распространяются фирменные гарантии производителя в течение гарантийного срока.

В соответствии с Приложением № 2 к Предложению на участие от 14 декабря 2020г. № 12-16 Заявитель предлагает к поставке Кабель АВБШвнг 4x300, Кабель АВБШвнг 4x240 изготовителя ОАО «Кирскабель» и Кабель ППГиг(А)НР 5x35 изготовителя ООО «Конкорд». В качестве подтверждения полномочий от производителя ООО «Конкорд» Заявитель предоставил свидетельство-подтверждение производителя от 14.12.2020г. № 1, в котором указана основная обязательная информация, в том числе наименование и количество требуемой продукции в соответствии со Спецификацией и требованиями к закупаемой продукции, с приложением Сертификата официального дилера ООО «Конкорд».

По двум другим позициям спецификации, которые составляют основной объем поставки, в качестве подтверждения полномочий от производителя ОАО «Кирскабель» Заявитель предоставил свидетельство-подтверждение производителя, выданное ООО «ТД «УНКОМТЕХ» (с приложением письма ОАО «Кирскабель» о праве представления интересов завода), но в данном свидетельстве-подтверждении производителя не указано наименование, марка, количество кабеля, предложенного Участником к поставке, не прописан срок поставки в соответствии с графиком поставки, что не соответствует п.2 буллиту 3,4 Инструкции по заполнению формы 13 «Свидетельство-подтверждение производителя» Документации о закупке.

Таким образом, Заявитель не выполнил требования, установленные в Документации, в связи с чем, по решению Центральной конкурсной комиссии протоколом от 29.12.2020г. ЖЦКК-54/4 предложение Заявителя отклонено как несоответствующее требованиям Документации в части состава необходимых сведений и документов.

В соответствии с пунктом 8.1.7.11. Положения Закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 5.3.4. Документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

б) предложение участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения предложения (если такое требование установлено документацией о закупке);

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с требованиями Документации о закупке участник закупки в случае наличия у него предложений по внесению изменений в проект договора должен подготовить предложение, включающее в себя, в том числе Протокол разногласий к проекту договора (форма 7) (подпункт 7, пункта 8 приложения 2 к части II «Информационная карта закупки» Документации и пункт 4 Инструкции по заполнению формы 7 раздела III «Образцы форм для заполнения участниками закупки»).

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Инструкции по заполнению формы 7 установлено, что условия договора будут определяться в соответствии с требованиями документации о закупке, в тоже время Организатора торгов оставляет за собой право рассмотреть и принять перед подписанием договора предложения и дополнительные (не носящие принципиального характера) изменения к договору.

В случае, если стороны не придут к соглашению об этих изменениях, стороны будут обязаны подписать договор на условиях, изложенных в настоящей документации и предложении Победителя торгов/лица, давшего наилучшее предложение.

Вместе с тем, Участник должен иметь в виду, что, если какое-либо из договорных предложений и условий, выдвинутых Участником, будет неприемлемо для Организатора закупки, такое предложение по решению Центральной конкурсной комиссии будет отклонено независимо от содержания технико-коммерческих предложений.

Одновременно пунктом 9 раздела IV Документации «Спецификация и требования к закупаемой продукции» установлено обязательное условие регламентированной процедуры - заключение договора поставки в редакции ПАО «Россети Кубань».

В соответствии с пунктом 4 части II «Информационная карта закупки» Документации установлено, что условия поставки товара (выполнения работ/ оказания услуг) указаны в разделе V «Проект договора» настоящей Документации о закупке. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Таким образом, проект договора в соответствии с разделом V «Проект договора» Документации является договором поставки в редакции ПАО «Россети Кубань».

Организатор торгов при проведении закупки руководствуется основными принципами закупочной деятельности, установленными Законом о закупках, в том числе принципом информационной открытости закупок.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке.

Таким образом, Организатор торгов, предполагая со своей стороны возможные технические ошибки при размещении Документации о закупке в части проекта договора даёт участникам возможность предложить их исправление путем предоставления в составе заявки на участие протокола разногласий к проекту договора, не допуская изменений, носящих принципиальный для Организатора торгов характер. И единственным возможным в рамках проведения закупки, с учетом норм Закона о закупках, способом проинформировать участника о принятии или непринятии Организатором торгов его предложений по изменению проекта договора, является размещаемый в установленном порядке протокол, составленный в ходе проведения закупки.

Представленный Заявителем в составе заявки протокол разногласий к проекту договора Документации по результатам рассмотрения Организатором торгов, в связи с тем, что предлагаемые изменения являются ухудшающими положение организатора торгов, не был принят в части пункта 4.9 и информация об этом указана в размещенном протоколе заседания комиссии от 29.12.2020г. №ЦКК54/4.

Согласно пояснениям Организатора торгов, непринятие Организатором торгов предложений участника по изменению проекта договора не являлось причиной для отклонения заявки. Информация о непринятии Организатором торгов предложений по изменению проекта договора указана в протоколе информационно с целью уведомить об этом участника закупки.

Пунктом 11.5 Положение установлено, что организационно-распорядительными документами ПАО «Россети» могут быть установлены требования к закупаемым оборудованию, технологиям и материалам при условии соответствия их нормам действующего законодательства, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте Заказчика.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 29.06.2015 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций (далее - СТО ПАО «Россети») разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для целей обеспечения качества, повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Аттестация оборудования и материалов регламентирована Положением ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе», утвержденным Советом Директоров «Россети» (протокол от 22.02.2017 №252) и заключается в установлении соответствия поставляемого оборудования техническим требованиям ПАО «Россети», указанным в СТО ПАО «Россети», в целях обеспечения надежности и безопасности объектов электросетевого комплекса.

На официальном сайте ПАО «Россети» в разделе «Инвестиции и инновации» размещено указанное выше Положение «О единой технической политике в электросетевом комплексе», а также в подразделе «Аттестация оборудования» Методика и Порядок проведения аттестации в том числе перечень оборудования подлежащего обязательной аттестации, а также перечень оборудования, допущенного к применению на объектах ПАО «Россети».

Положением о закупке, а также документацией о закупке по данному запросу предложений, не установлено требований, ограничивающих конкуренцию участников вследствие обязательного наличия аттестации продукции на этапе закупки, т.к. участники при подаче заявок вправе предлагать любое, в том числе не имеющее заключения о допуске к применению на объектах ПАО «Россети», оборудование.

В соответствии с п.7 Приложения №1 к Документации о закупке отсутствие в составе предложения информации о наличии или отсутствии проверки качества (аттестации) предлагаемого к поставке товара может являться основанием для отклонения предложения Участника. Отсутствие проверки качества (аттестации) на предлагаемое оборудование, подлежащее проверке качества (аттестации) в соответствии с перечнем оборудования, материалов и систем, рекомендованных к применению на объектах ПАО «Россети», размещенном официальном сайте ПАО «Россети» в разделе «ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ - Единая техническая политика — «АТТЕСТАЦИЯ» (https://www.rosseti.ru/investment/science/attestation) не является основанием для отклонения предложения Участника.

Процедура аттестации продукции (т.е. проверка соответствия заявленных участником в своей заявке параметров продукции фактическим) осуществляется в момент приемки оборудования в соответствии с условиями заключаемого по итогам закупочной процедуры договора.

Согласно пояснения Организатора торгов, Заявителем в составе предложения предоставлена информация об отсутствии проверки качества (аттестации) на предлагаемое оборудование, что, соответственно, не является основанием для отклонения предложения Заявителя.

Согласно пояснениям Организатора торгов до окончания срока подачи заявок в соответствии с пунктом 2.2.1. Документации, Заявитель запросов а адрес Организатора торгов о даче разъяснений требований Документации не направлял и подал заявку, согласившись с условиями Документации.

Одновременно Заявитель оспаривает положения Документации и требования к участникам закупки по окончании проведения конкурса в электронной форме.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Положение о закупках, а также вышеуказанные Типовые требования (Приложение 2 к Положению о закупке) разработаны и утверждены Советом директоров ПАО «Россети» и регламентирует процедуры закупок товаров, работ, услуг в ПАО «Россети» и обществах, присоединившихся к настоящему Стандарту.

Положения Единого Стандарта закупок ПАО «Россети» не обжалованы и должны быть применимы Заказчиками, присоединившимися к настоящему Стандарту.

С учетом вышеизложенного, Заявителем не выполнены требования, установленные в документации о закупке, что повлекло отклонение его заявки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «ЭТМ» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Кубань» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки кабеля для реализации дополнительных (нетарифных) услуг. (извещение № 32009764473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                         

        

Члены Комиссии:                                                                        

                                                                                                   

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны