Решение №131/2019 . от 16 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Новорослесэкспорт»

 

353900, г. Новороссийск, ул. Мира, д. 2

 

ООО «Эко Марин Сервис»

 

353912, г. Новороссийск,

ул. Видова, д. 220, оф. 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                  

Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2019                                           г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 16.10.2019

                                                                                                                                

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 131/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Войченко Е.Г.–заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

Мурадян О.А. – начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Жигунова А.В. – заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. – заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа, рассмотрев дело № 131/2019 по признакам нарушения АО «Новорослесэкспорт» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135– ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей АО «Новорослесэкспорт»: <…> по доверенности от 15.07.2019 № <…>, <…> по доверенности от 02.09.2019 № <…>, представителя ООО «Эко Марин Сервис»: <…> по доверенности от 01.08.2019 № б/н,

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 131/2019 послужило заявление ООО «Эко Марин Сервис» (далее –ООО «ЭМС», Заявитель) о нарушении АО «Новорослесэкспорт» (далее – АО «НЛЭ») пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из заявления следует, что АО «НЛЭ» необоснованно отказало в оформлении и выдаче пропусков на 2019г. сотрудникам и на автотранспортное средство ООО «ЭМС» на территорию АО «НЛЭ», что создает препятствия осуществлению деятельности по сбору и транспортировке отходов с морских судов с территории АО «НЛЭ». По результатам рассмотрения заявления АО «НЛЭ» выдано предупреждение от 18.04.2019 № 9012/5.

В связи с неисполнением АО «НЛЭ» предупреждения в установленный срок, Приказом Краснодарского УФАС России от 13.06.2019 № 123 возбуждено дело № 131/2019, рассмотрение которого назначено на 16.07.2019. К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено АО «НЛЭ»; в качестве Заявителя ООО «ЭМС». Определением от 16.07.2019 рассмотрение дела отложено до 03.09.2019. Определением от 03.09.2019 рассмотрение дела отложено до 08.10.2019.

08.10.2019 Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 131/2019 доказательства, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147–ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 АО «Новорослесэкспорт» включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах (п. 10), государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (Приложение 1 к приказу от 08.09.2017 № 1189/17).

АО «Новорослесэкспорт» являясь оператором специализированных терминалов в порту Новороссийск основными направлениями деятельности которого является перевалка и хранение контейнеров, лесных и прочих грузов, оказывая весь спектр стивидорных портовых услуг, обязано осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта исключительно в соответствии с требованиями обеспечения промышленной, экологической, пожарной безопасности, технических регламентов.

Согласно части 7 статьи 17 Закона о морских портах услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.

ООО «Эко Марин Сервис» на основании Лицензии № 023 00620 от 16.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляет деятельность по транспортированию мусора IV класса опасности от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров на территорию специализированного объекта «Новороссийский экологический комплекс» (далее – «НЭК»), расположенный в районе урочища Щелба г. Новороссийск. Иных видов работ (услуг) в рамках выданной лицензии ООО «Эко Марин Сервис» не оказывает.

С целью осуществления деятельности ООО «ЭМС» заключены договоры оказания услуг с ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» (договор от 03.07.2018 № 11/18) и ООО «Аркас Раша» (договор от 04.07.2016 № 01/16) по приему (сбору) и транспортированию бытового мусора судам под иностранными флагами и флагами стран СНГ.

Из пояснений и документов ООО «ЭМС» следует, что последующее размещение вывезенных отходов осуществляется ООО «Терра-Н» в рамках заключенных договоров на оказание услуг по приему, обработке с последующим размещением на полигоне твердых коммунальных отходов (ТКО) и подобных ТКО от 28.12.2018 № 2-ТКО/19, а также размещению отходов, образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности и (или) иной деятельности, за исключением ТКО от 26.12.2018 № 12-ПР/19.

Согласно перечню отходов, планируемых к передаче для обработки и размещения на «НЭК» ООО «ТЕРРА-Н», ООО «ЭМС» передает мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров; отходов, образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, за исключением ТКО (обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами содержанием менее 15%, тара из прочих полимерных материалов, загрязненная лакокрасочными материалами содержанием менее 5%, инструменты лакокрасочные (кисти, валики), загрязненные материалами менее 5%.

Для оказания услуг своим контрагентам ООО «Эко Марин Сервис» обратилось в адрес АО «Новорослесэкспорт» с заявками об оформлении и выдаче сотрудникам, а также на автотранспортное средство ООО «Эко Марин Сервис» постоянных пропусков на территорию АО «НЛЭ» сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019.

В свою очередь, АО «НЛЭ» сообщило ООО «ЭМС» об отсутствии оснований пребывания на территории АО «НЛЭ» и оказанию экологических услуг судам, указывая на необходимость предоставления сведений и документов, предусмотренных Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры и подтверждающих осуществление деятельности по сбору и обеззараживанию судовых отходов в зоне транспортной безопасности в соответствии с требованиями Ветеринарных правил, не предоставление которых и послужило основанием для отказа в оформлении и выдаче пропусков.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 № 1161-р территория АО «Новорослесэкспорт» включена в границы морского порта Новороссийск, на которой создана постоянная зона таможенного контроля (приказ Новороссийской таможни от 14.02.2019 № 144).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы.

Частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пп. 9) ст. 1 Закона о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Объект транспортной инфраструктуры, согласно пп. г) п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: морские терминалы, акватории морских портов.

АО «Новорослесэкспорт» является особо охраняемым режимным объектом транспортной инфраструктуры, пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, зоной постоянного таможенного контроля, на который распространяются требования нормативно – правовых актов по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о морских портах, защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

Операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о морских портах обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 установлены Требования по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе морских терминалов, а также Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры (далее – Правила допуска).

Согласно пп. в), г) п. 2 Правил допуска, постоянные пропуска выдаются работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Разовые пропуска выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии).

Таким образом, разрешительными документами, обеспечивающими допуск на режимную территорию, являются пропуска, оформленные на основании письменных обращений лиц, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность.

Во исполнение пп.29) п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности АО «Новорослесэкспорт» утверждена Инструкция об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов в морском пункте пропуска Новороссийск на территории субъекта транспортной инфраструктуры АО «Новорослесэкспорт» от 25.12.2018, а также порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры (Приложение 9 к Инструкции). В целях усиления контроля за порядком, сроками и обоснованностью выдачи (обменом) пропусков АО «НЛЭ приказом от 04.12.2018 № 708 определена форма заявки на выдачу (обмен) пропусков на территорию АО «НЛЭ», согласно которой в заявке на оформление пропусков указывается подробное описание цели визита, срока, даты и реквизитов договора с указанием контрагента (клиента).

Образцы пропусков согласовываются с уполномоченными подразделениями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и Федеральным агентством морского и речного транспорта в целях их соответствия установленным видам и прилагаются к положению (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах.

Таким образом, осуществление режима пропуска производится с целью обеспечения транспортной безопасности при осуществлении основного вида деятельности АО «НЛЭ» и соблюдению установленного нормативными актами пропускного режима, поскольку необходимость оформления пропусков на территорию Общества вытекает из особого правового статуса Общества и возлагаемых на него в силу закона публично-правовых обязанностей.

При этом деятельность Общества по оформлению пропусков является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления.

Комиссией по делу № 131/2019 установлено, что в заявках ООО «ЭМС» об оформлении и выдаче пропусков на режимную территорию, направленных в адрес АО «НЛЭ» не содержатся сведения, обусловливающие его деятельность и пребывание на объекте транспортной инфраструктуры АО «НЛЭ»: о заключенных договорах (номер <...> дата, предмет), наименовании контрагентов (клиента, пользователя) сроках их действия.

Из пояснений АО «Новорослесэкспорт» следует, что ранее выданные ООО «ЭМС» пропуска на 2018 были оформлены по заявке ООО «Аркас Раша» от 30.11.2017 на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с агентированием судов и экспедированием контейнеров, и аннулированы (отозваны) по инициативе АО «НЛЭ» в связи с осуществлением ООО «ЭМС» деятельности отличной от вида деятельности, указанной в заявке.

В материалы дела № 131/2019 представлено письмо Новороссийского линейного отдела МВД РФ на транспорте, адресованное АО «НЛЭ», указывающее на необходимость предоставления лицами, инициирующими оформление пропусков, сведений о целях пребывания в зоне транспортной безопасности и сроке (периоде) на который требуется оформить пропуск, при этом заявки должны соответствовать Правилам допуска на ОТИ, а к письменному обращению о выдаче постоянных пропусков на территорию ОТИ прилагаться копии паспортов на лиц, в отношении которых планируется проведение проверочных мероприятий, документов, подтверждающих срок действия трудовых договоров на лиц, которым необходимо оформить постоянный пропуск, копии договоров, обусловливающих деятельность в зоне транспортной безопасности лиц инициирующих выдачу постоянных пропусков.

Согласно приказу Минсельхоза Российской Федерации от 31.05.2016 № 213 «Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней», в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется сбор и обеззараживание мусора, пищевых и иных отходов, выгруженных с морских и речных судов, самолетов, из вагонов-ресторанов, рефрижераторов и других средств транспорта, прибывших из иностранных государств, независимо от их благополучия по африканской чуме свиней. Указанные отходы подлежат уничтожению путем сжигания в специально оборудованных местах, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 Ветеринарных правил). Контроль обязательности указанных процедур осуществляют органы Россельхознадзора.

Из пояснений, представленных Южным межрегиональным Управлением Россельхознадзора следует, что не обеззараженные отходы, выгруженные с транспортного средства, прибывшего из иностранного государства вывозить с территории пункта пропуска Российской Федерации не допускается, поскольку отходы, снятые с морских судов, имеют иной режим (порядок) обращения.

Таким образом, ООО «ЭМС» не подтвердило оформление заявок на выдачу пропусков на территорию АО «НЛЭ» в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры и направление сведений в адрес АО «НЛЭ», обуславливающих его деятельность в зоне транспортной безопасности, а также оказание услуг по транспортированию отходов с морских судов в соответствии с Ветеринарными правилами, в связи с чем, Краснодарское УФАС России в рассматриваемых действиях АО «Новорослесэкспорт» по отказу в выдаче пропусков на 2019г. сотрудникам и на автотранспортное средство ООО «ЭМС» на территорию АО «НЛЭ» не усматривает нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 131/2019 ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях АО «Новорослесэкспорт» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                    Е.Г. Войченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                 О.А. Мурадян

                                                                                                                             А.В.Жигунова

                                                                                                                             О.В. Маркелова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны