Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1462/2021 по результатам рассмотрения жал... от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1462/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15 апреля 2021 г.                                 г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<>;

Члены Комиссии:

<>;

<>;

в отсутствие представителя ООО ЧОП «Барс» (далее – Заявитель/ ООО ЧОП «Барс»), при участии с использованием системы ВКС представителя от ФГБОУ ВО «Кубанский аграрный университет имени И.Т Трубилина» (далее – Организатор торгов/Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов  при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения (извещение № 32110112952 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),  

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО ЧОП «Барс»  на действия ФГБОУ ВО «Кубанский аграрный университет имени И.Т Трубилина» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения (извещение № 32110112952 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).     

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.  

Рассмотрение жалобы состоялось 15.04.2021 года в 10.00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что требование аукционной документации о наличии действующего договора у охранной организации с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю нарушает ч. 2. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

23.03.2021 г. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения (извещение № 32110112952 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ (далее – Положение о Закупках).  

Начальная (максимальная) цена договора – 4 240 799,77 руб.     

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заявитель ссылается на то, что «в документации к электронному аукциону в пункте Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ в электронном аукционе, Заказчик установил обязательное требование о наличии действующего договора у охранной организации с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю о взаимодействии в обеспечении общественного порядка с правоохранительными органами, выезда на реагирование ГБР». Данный довод не соответствует действительности.

В аукционной документации (раздел «Требования к участникам закупки») процитированное требование не установлено. В нем требуется только наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

В разделе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в процедуре закупки» установлено, что вторая часть заявки должна содержать «документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям к участникам аукциона, установленным в аукционной документации или копии таких документов (копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности (п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (с изм. и доп.) «О лицензировании отдельных видов деятельности»)».

Договор охранной организации с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю упоминается исключительно в п. 5.2 Приложения № 1 к аукционной документации – «Техническое задание на оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения». Его наличие требуется только от Исполнителя, то есть лица, с которым будет заключен договор на оказание охранных услуг, на стадии его исполнения. Это не ограничивает конкуренцию и не влечет ограничение количества участников закупки, поскольку не препятствует подаче заявки лицами, которые не имеют данного договора на этапе подачи заявок, а также не создает преимуществ каким-либо участникам закупки.

Таким образом, требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе договора охранной организации с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю или о его наличии на этапе подачи заявок Заказчиком не установлено. Участником закупки может быть любое лицо, имеющее лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Заявитель ссылается на то, что «действующим законодательством РФ не предусмотрена передача частным охранным предприятием, выступающим в качестве организации-исполнителя по договору оказания охранных услуг, выполнения функций, предусмотренных договоров другой организации», что оказание «посреднических услуг, считается грубым нарушением осуществления частной охранной деятельности и влечет приостановление действия или аннулирование лицензии».

Предметом закупки по аукциону является «оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения». Эти услуги оказываются Исполнителем по договору и Приложениями №№ 1 и 2 к нему. В Приложении № 1 «Техническое задание …» в п. 1 перечисляется, что отнесено к оказываемым Исполнителем услугам:

- круглосуточное оказание услуг по охране объектов Заказчика с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения;

– оперативное реагирование на противоправные действия, выявленные путем визуального контроля и фиксации системой видеонаблюдения;

– оперативное реагирование на тревожные сообщения от технических средств охранной сигнализации;

– оперативное реагирование на информацию о противоправных действиях, переданную сотрудниками Заказчика, с последующей передачей сигнала правоохранительным органам для вызова группы быстрого реагирования (далее ГБР) на место осуществления противоправных действий.

Согласно разделу 4 Технического задания критериями качества оказания услуг являются:

- надежность приема тревожных сигналов и реагирования на них в круглосуточном режиме, вероятность отказа не должна превышать 5% случаев;

- техническое обслуживание технических средств охранной сигнализации должно осуществляться в строгом соответствии с графиком, техническими специалистами ПЦН;

- устранение возникшей неисправностей в процессе эксплуатации технических средств охранной сигнализации должно осуществляться не позднее одних суток с момента подачи заявки. 

Следовательно, обязанности Исполнителя по договору сводятся к приему информации о противоправных действиях и, при их выявлении, вызову группы быстрого реагирования ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю. Осуществление физической охраны объектов Исполнителем, по обжалуемой закупке не требуется. В связи с этим, участник закупки не оказывает посреднические услуги, как полагает Заявитель.

Сотрудничество частных охранных организаций с правоохранительными органами прямо оговорено законодательством. Согласно ч. 4 ст. 3 Закон РФ от 11.03.1992 г.  2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» «Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают со-действие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Слово «оказывают» свидетельствует об императивном, а не диспозитивном характере действий частных охранных организаций.

В п. 1 Правил оказания содействия частными охранными организациями правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, и частными детективами правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений (утверждены Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 (ред. от 10.07.2020) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности») (далее – Правила) закреплено, что частные охранные организации оказывают содействие правоохранительным органам «в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением)».

Пункт 4 Правил установлено: «В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:…  б) содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности;… г) незамедлительное информирование работниками частных охранных организаций правоохранительных органов о ставших им известными нарушениях общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях и преступлениях…».

Таким образом, требование о наличии у Исполнителя договора с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю о взаимодействии в обеспечении общественного правопорядка с правоохранительными органами, выезда на реагирование ГБР полностью соответствует Закону РФ от «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Согласно пояснениям ФГБОУ ВО «Кубанский аграрный университет имени И.Т Трубилина», актом обследования и категорирования от 09.07.2018 г. Заказчику присвоена 2 категория объекта. В связи с чем, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2017 г. (с изм. и до.) № 836 обеспечение охраны должно осуществляться военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Таким образом, требование о наличии у Исполнителя на стадии оказания услуг договора с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Краснодарскому краю, не ограничивает круг участников закупки и не создает преимущества ни для одного из участников. Заключить договор с ФГКУ УВО ВНГ РФ может любая частная охранная организация.

Исходя из вышеизложенного, аукционная документация, не ограничивает круг участников закупки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                                                           

Признать жалобу ООО ЧОП «Барс»  на действия ФГБОУ ВО «Кубанский аграрный университет имени И.Т Трубилина» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» с использованием технических средств охранной сигнализации и централизованного видеонаблюдения (извещение № 32110112952 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                                            <…>

           

Члены Комиссии:                                                                                              <…>

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                  <>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны