Письмо №5337/24 РЕШЕНИЕ по делу №023/07/3-647/2024 по результатам рассмотрен... от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №023/07/3-647/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21 февраля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

 

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум»

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы заявителя индивидуального предпринимателя Попкова Виктора Валерьевича и оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер».

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Попкова Виктора Валерьевича (вх.5146-ЭП/24, 5141-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки многофункциональных устройств (МФУ)(извещение №32413220363 от 26.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя Попкова Виктора Валерьевича (вх.5146-ЭП/24, 5141-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки многофункциональных устройств (МФУ)(извещение №32413220363 от 26.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи (далее — ВКС) 21 февраля 2024 года в 10 часов 30 минут по мск.

Заявитель считает, что заказчик неправомерно отклонил его заявку.

Заказчик, возражает доводу жалобы, считает его несостоятельным, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» утвержденный наблюдательным советом ГАПОУ КК «КАТТ» 25.12.2023 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Проанализировав представленные к моменту заседания Комиссии документы и информацию, ознакомившись с доводами жалобы Заявителей, письменным отзывом Организатора торгов по доводам жалобы, выслушав правовую позицию представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.01.2024 заказчик разместил на сайте электронной торговой площадки общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: www.rts-tender.ru, а также в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32413220363 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки многофункциональных устройств (далее -МФУ).

Дата начала срока подачи заявок: 26.01.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.02.2024 в 09 часов 00 минут по мск.

Дата подведение итогов: 08.02.2024.

На момент окончания подачи заявок 15 участников подали свои заявки, заявке заявителя присвоен порядковый № 4.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2973774 от 06.02.2024 конкурсная комиссия допустила к участию 13 заявок. Две заявки под № 4 и № 12 отклонены в связи с несоответствием требованиям документации.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 973774 «Заявка №4 отклонена в связи с тем, что продукция не соответствовала, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, указанная в первой части заявки модель МФУ не соответствует запрашиваемой Заказчиком, так как в учреждении установлены МФУ требуемой модели и на них закуплены комплектующие, принять заявку с другой моделью МФУ не имеем возможности, в целях избежания не соответствии комплектующих и расходных материалов.».

В ходе рассмотрения жалобы, комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в разделе 2 конкурсной документации в описании объекта закупки указание на товарный знак не сопровождалось словом «(или эквивалент)», а указывалась конкретная модель и бренд: «(бренд — KYOCERA, модель M2540DN)».

В то же время согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупки предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, статья 3 Закона о закупках содержит перечень случаев, когда заказчик имеет право установить требования к товару конкретного производителя без возможности поставки эквивалентной продукции, в том числе в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае заказчику необходимо иметь документальное подтверждение «необходимости обеспечения совместимости» и/или «обеспечения взаимодействия с уже используемыми товарами».

В ходе рассмотрения жалобы, заказчик пояснил, что требования к конкретному производителю товара установлены в связи с уже закупленными к этой модели расходных материалов и комплектующих.

Вместе с тем, в адрес комиссии Краснодарского УФАС России документальное подтверждение необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (наличие соответствующего оборудования, программного обеспечения и т. д.) подтверждающее «необходимости обеспечения совместимости» и/или «обеспечения взаимодействия с уже используемыми товарами» от заказчика в рамках рассмотрения жалобы не поступило.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России не может сделать вывод о необходимости закупки конкретного бренда/модели товара.

Таким образом, заказчик в нарушение требований пункта 2 части 1 и части 6.1 Закона о закупках безосновательно отдал предпочтение одному совместимому с его оборудованию товару перед другими, эквивалентными товарами, поставив производителей и поставщиков данных товаров в преимущественное положение по сравнению производителями и поставщиками взаимозаменяемых товаров.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком установленного порядка проведения торгов, так как документация сделана с нарушением.

На основании вышеизложенного заявка заявителя отклонена не правомерно.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности овода заявителя.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках у заявителя имелись правовые основания для направления настоящей жалобы в антимонопольный орган.

С учетом установленных нарушений, комиссия Краснодарского УФАС России на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Попкова Виктора Валерьевича (вх. №№5146-ЭП/24, 5141-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки многофункциональных устройств (МФУ)(извещение №32413220363 от 26.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Заказчику - государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Курганинский аграрно-технологический техникум"
ИНН 2339008623, ОГРН 1022304131530
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Попков Виктор Валерьевич
ИНН 623004936941, ОГРН 319623400047609