Решение б/н РЕШЕНИЕ от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2021.

Полный текст решения изготовлен 26.11.2021.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

  – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

  – начальник отдела контроля органов власти;

  – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 023/01/15-985/2021 по признакам нарушения администрацией муниципального образования г. Краснодар части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии Миланко А.М., представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности от 01.06.2021 № 1226/01, а также в отсутствие надлежащим образом уведомленного НПСП и ПРУК «Ритуал»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение директора НПСП и ПРУК «Ритуал» Н.М. Буиклиской на действия администрации МО г. Краснодар по вопросам похоронного дела на территории МО г. Краснодар.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Как следует из доводов обращения, 29.12.2015 администрацией МО г. Краснодар утверждено Постановление Администрации МО г. Краснодар  № 8860 от 29.12.2015 «Об утверждении Порядка содержания и деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования город Краснодар».

Пунктом 3 Порядка установлено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар (далее - специализированная служба).

Пункт 24 Постановления регламентирует, что специализированная служба обеспечивает:

- своевременную подготовку могил, захоронение умерших (погибших);

- соблюдение установленной нормы предоставления места для захоронения и правил подготовки могил;

- осуществление контроля за монтажом, демонтажем, ремонтом, заменой надмогильных сооружений (надгробий);

- проведение инструктажа о мерах безопасности при проведении монтажа, демонтажа, ремонта, замены надмогильных сооружений (надгробий) и оград.

Порядок не предусматривает возможность оказания иными хозяйствующими субъектами услуг по погребению.

Указанные нормы Положения противоречат действующему законодательству в виду следующего.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

При этом следует иметь ввиду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Нормы Закона о погребении свидетельствуют, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Законодательство позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг.

Таким образом, МУП «РУ» получает преимущество, предоставляющее ему возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания данных услуг, тем самым, ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов, работающих на рынке оказания ритуальных услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1 ч. 1 ст.15); и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (п.2 ч. 1 ст.15).

Таким образом, полномочия специализированной службы, установленные администрацией МО г. Краснодар, создают МУП «РУ» преимущественные условия по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг на территории муниципального образования, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.

С учетом вышеизложенного, Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало администрации МО г. Краснодар предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В установленный срок (до 29.01.2021) предупреждение не исполнено.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/15-985/2021 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что администрацией МО г. Краснодар внесены изменения только 20.08.2021 постановлением администрации МО г. Краснодар № 3614.

Таким образом, в действиях администрации МО г. Краснодар установлено нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в создании МУП «РУ» преимущественных условий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг на территории муниципального образования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации муниципального образования г. Краснодар, факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в создании МУП «РУ» преимущественных условий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг на территории муниципального образования.

2. Предписание не выдавать, в связи с внесением изменений постановлением администрации МО г. Краснодар от 20.08.2021 № 3614 в постановление администрации МО г. Краснодар от 29.12.2021 № 8860.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              

 

Члены Комиссии:                                                                          

                                                                                                       

                                                                                                  

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны