Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-815/2021 по результатам рассмотрения жал... от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-815/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04 марта 2021 г.                                                                                            г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии представителя путем ВКС ООО «Демайнер» (далее – Заявитель), при участии представителя путем ВКС ПАО «Россети Кубань» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение инженерной разведки и очистки местности от взрывоопасных предметов (ВОП) по объектам филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: 1. «Строительство питающих ЛЭП 110 кВ (ориентировочной протяженностью 20,9 км) для присоединения ПС 110 кВ Южная Озереевка». 2. «Строительство ПС 110/10 Южная Озереевка с установкой двух трансформаторов 110/10 кВ мощностью 10МВА каждый» (инвестиционная программа) (извещение № 32109977786 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение инженерной разведки и очистки местности от взрывоопасных предметов (ВОП) по объектам филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: 1. «Строительство питающих ЛЭП 110 кВ (ориентировочной протяженностью 20,9 км) для присоединения ПС 110 кВ Южная Озереевка». 2. «Строительство ПС 110/10 Южная Озереевка с установкой двух трансформаторов 110/10 кВ мощностью 10МВА каждый» (инвестиционная программа) (извещение № 32109977786 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru ).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 04.03.2021 в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил в документации требования, противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» № 334 от 17.12.2018.

10 февраля 2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32109977786 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение инженерной разведки и очистки местности от взрывоопасных предметов (ВОП) по объектам филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: 1. «Строительство питающих ЛЭП 110 кВ (ориентировочной протяженностью 20,9 км) для присоединения ПС 110 кВ Южная Озереевка». 2. «Строительство ПС 110/10 Южная Озереевка с установкой двух трансформаторов 110/10 кВ мощностью 10МВА каждый» (инвестиционная программа).

Начальная (максимальная) цена договора – 7 129 971,34 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 10.02.2021 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2021 в 11:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 8.1.7.3. Положения требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» (далее - Типовые требования).

В соответствии с пунктом 2.5. Приложения 2 к Положению допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Типовым требованиям. Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3.2. Документации предложения участников рассматриваются в соответствии с требованиями, критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Согласно подпункту 6 пункта 10 Технического задания (Приложение 1 к документации о закупке) установлены требования к участникам закупочной документации такие как наличие у участника сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015), ГСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007) в области гуманитарного разминирования.

Критерий соответствия заявок в части участия участника закупки в профессиональных рейтингах, объединениях, списках, реестрах, ассоциациях, биржах и т.п. установленных в Документации в соответствии с пунктом 36 Приложения 1к Типовым требованиям.

Вместе с тем, согласно пояснениям Организатора торгов, Заявителю разъяснено, что представление сертификата соответствия участником конкурсной процедуры признается условием не обязательным, но влияющим на приоритетность признания участника конкурса победителем при всех остальных равных условиях конкурсных предложений участников.

Подпунктом 7 пункта 10 Технического задания (Приложение 1 к документации о закупке) установлено требование к участникам закупочной процедуры в предоставлении документов, подтверждающих соответствия вида деятельности подрядчика требованиям Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

Предоставление лицензии регламентировано Постановлением Правительства РФ от 15.09.2015 № 1102 «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1435. Данным Положением установлен порядок лицензирования деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Пунктом 2 Положения установлен орган (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) осуществляющая лицензирование обращения взрывчатых веществ.

Пунктом 7 Положения определен перечень документации, предоставляемых соискателем лицензии в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пунктом 4 п.п. 5 данного ФЗ установлены особенности лицензирования, полномочия органов власти Федерального и Муниципального уровней при осуществлении сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания отходов I-IV классов опасности в перечень которых входят и предметы поиска и утилизации данной процедуры.

Критерий соответствия заявок в части наличия разрешительных документов в случаях, предусмотренных законодательством, установлен в Документации в соответствии с пунктом 8 Приложения 1 к Типовым требованиям.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 Технического задания (Приложение 1 к документации о закупке) установлено требование, что участник закупочной процедуры о необходимости должен иметь необходимый для выполнения работ обученный и аттестованный персонал, а именно:

- Руководитель работ, не менее 1 человека, опыт работы в аналогичной должности не менее 5 лет;

- Главный инженер, не менее 1 человека, опыт работы в аналогичной должности не менее 5 лет;

- инженер, не менее 2-х человек, опыт работы в аналогичной должности не менее 5 лет;

- специалист по работе с оборудованием, не менее 10-ти человек, опыт работы в аналогичной должности не менее 5 лет.

Расчет в потребности персонала выполнен с учетом Приложения № 2 к Наставлению «Ориентировочные нормативы по разведке и очистке местности от взрывоопасных предметов» к Приказу Министерства обороны РФ от 27.07.2011 № 1200дсп.

Вместе с тем, пунктом 4 г) Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке установлены документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, а именно, справка о кадровых ресурсах по установленной в настоящей документации форме с учетом требований раздела IV «Технические требования к выполняемым работам».

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке все указанные документы прилагаются участником к заявке.

В соответствии с подпунктом 13, пункта 8 Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке информация о кадровых ресурсах предоставляется в форме справки о кадровых ресурсах (форма 13) с заполнением Таблицы 1 «Общая штатная численность» и Таблицы 2 «Основной персонал, привлекаемый для выполнения работ по договору».

В соответствии с пунктом 5 Инструкции по заполнению формы 12 в таблице 2 данной справки перечисляются только те работники, которые будут непосредственно привлечены участником закупки в ходе выполнения договора, с указанием персональных квалификационных данных руководителя и проектной группы/ специалистов группы с приложением свидетельств, подтверждающих квалификацию, сертификатов, дипломов и других документов, подтверждающих соответствующий опыт выполнения работ.

Таким образом, для Организатора торгов является принципиальным предоставление выше указанных документов на тех работников, которые будут непосредственно привлечены участником закупки в ходе выполнения договора, для подтверждения их уровня квалификации.

Критерий соответствия заявок в части наличия квалифицированных кадровых ресурсов установлен в документации в соответствии с пунктом 14 Приложения 1 к Типовым требованиям.

Параметром признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям является как несоответствие предложения участника по критериям установленным в документации о закупке требованиям по количеству кадровых ресурсов и/или их несоответствие установленной квалификации, так и отсутствие требуемого документа в составе заявки участника (пункта 1 Приложения 1 к Типовым требованиям (приложение 2 к Положению о закупке).

Реализация мероприятий, связанных с очисткой земельных участков от опасных и взрывчатых веществ (возможно приведших к окислению, возгоранию, едкости, токсичности, ядовитостью, радиоактивности и др.), приводит к высокой степени рисков вероятности нанесения ущерба как персоналу выполняющих работы и третьим лицам, так и окружающей среде. Данные обстоятельства определяют необходимость и обоснованность требований привлечения обученного персонала, имеющего опыт, аттестацию, подтверждённые соответствующими документами в соответствии с подпунктом 8 пункта 10 Технического задания.

Подпунктом 9 пункта 10 Технического задания (Приложение 1 к документации о закупке) установлено требование к участникам закупочной процедуры, согласно которым участник должен иметь необходимые для выполнения работ собственные или арендованные материально-технические ресурсы, а именно:

- офисное помещение, не менее 1 шт.;

- приборы поиска и обнаружения феромагнитных предметов, не менее 10 ед.;

- автомобильный транспорт повышенной проходимости, не менее 3 ед;

- средства навигации и топопривязки;

- средства индивидуальной защиты персонала; - средства связи;

что подтверждается предоставлением в составе заявки участника копий документов, подтверждающих право владения или пользования (свидетельства о собственности, свидетельства о регистрации, паспорта технических средств, карточки учета основных средств, договоры аренды). Одновременно, пунктом 4 в) Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке установлены документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, а именно, справка о материально-технических ресурсах по установленной в настоящей документации форме с учетом требований раздела IV «Технические требования к выполняемым работам»».

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке все указанные документы прилагаются участником к заявке.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 8 Приложения № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке информация о кадровых ресурсах предоставляется в форме справки о кадровых ресурсах (форма 12).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции по заполнению формы 12 в данной справке перечисляются имеющиеся у участника на правах собственности или на ином законном основании производственные площади, необходимые для выполнения работ (зданий и помещений с указанием их адресов), а также спец. оборудование и приспособления, служебные а/м для перевоза персонала на ПС необходимый для осуществления деятельности, с приложением копий документов, на основании которых они используются. Отсутствие таких подтверждающих документов может служить основанием для отклонения предложения участника.

Критерий соответствия заявок в части наличия материально-технических ресурсов установлен в Документации в соответствии с пунктом 15 Приложения 1 к Типовым требованиям.

Отсутствие у участника материально-технических ресурсов для выполнения работ, связанных с очисткой земельных участков от опасных и взрывчатых веществ (возможно приведших к окислению, возгоранию, едкости, токсичности, ядовитостью, радиоактивности и др.), создает условия для невыполнения, либо риска нанесения ущерба как персоналу выполняющих работы и третьим лицам, так и окружающей среде.

Вместе с тем, Заявитель в жалобе дополнительно указывает, что Организатор торгов в период приема заявок вносил изменения в документацию.

Согласно части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Вместе с тем, согласно пояснениям Организатора торгов, до окончания срока подачи заявок в соответствии с пунктом 2.2.1 Документации, от Заявителя поступил запрос в адрес Организатора торгов о даче разъяснений требований Документации в части приведенных в рассматриваемой жалобе доводов. Разъяснения по всем вопросам размещены Организатором торгов в свободном доступе на ЭТП в период проведения конкурсной процедуры, в том числе в части предоставления сертификата соответствия.

В соответствии с пунктом 2.2.3. Документации разъяснения положений документации о закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Вместе с тем, согласно пункту 3.1.1 Документации, участник закупки изучает все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации о закупке, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации о закупке в случае их наличия.

Неполное предоставление информации, запрашиваемой в документации о закупке, или же подача предложения, не отвечающая требованиям документации о закупке, является основанием для признания предложения не соответствующим требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Положение о закупках, а также вышеуказанные Типовые требования (Приложение 2 к Положению о закупке) разработаны и утверждены Советом директоров ПАО «Россети» и регламентирует процедуры закупок товаров, работ, услуг в ПАО «Россети» и обществах, присоединившихся к настоящему Стандарту.

Положения Единого Стандарта закупок ПАО «Россети» не обжалованы и должны быть применимы Заказчиками, присоединившимися к настоящему Стандарту.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Демайнер» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Кубань» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение инженерной разведки и очистки местности от взрывоопасных предметов (ВОП) по объектам филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: 1. «Строительство питающих ЛЭП 110 кВ (ориентировочной протяженностью 20,9 км) для присоединения ПС 110 кВ Южная Озереевка». 2. «Строительство ПС 110/10 Южная Озереевка с установкой двух трансформаторов 110/10 кВ мощностью 10МВА каждый» (инвестиционная программа) (извещение № 32109977786 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                      

        

Члены Комиссии:                                                                    

                                                                                                   

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны