Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2852/2021 по результатам рассмотрения жал... от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2852/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

29 июня 2021 года                                                                                      г. Краснодар                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

при участии, посредством видео-конференцсвязи, представителей  ООО «Аппетит» (далее –Заявитель) и ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» (далее – Организатор торгов, Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации общественного питания в ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» (извещение № 32110289723 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Аппетит» на действия ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации общественного питания в ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» (извещение № 32110289723 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 29.06.2021 года в 10:30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116А.

Заявитель жалобы считает, что в документации аукциона в нестоимостном критерии оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» отсутствует порядок оценки и присвоение конкретных баллов предложениям участников.

Кроме того, Заявитель считает, что Организатором торгов неправомерно отклонена его заявка на участие в открытом аукционе, в связи с предоставлением недостоверных сведений, в части предоставления сертификата № АА.001.20.165 от 22.10.2020 по стандарту ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Организатор торгов возражает по доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Начальная (максимальная) цена договора – 61 332 500,00 руб.

Комиссия по делу № 023/07/3-2852/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупках для нужд Федерального государственного автономного учреждения Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» (далее - Положение о закупке, Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 13 и п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно Приложению № 1 к Части I конкурсной документации Заказчиком установлен следующий нестоимостный критерий оценки:

«Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок. Значимость критерия (%): 20 Применяемые показатели данного критерия: 

- качество товаров (качество работ, качество услуг) Шкала оценки показателя данного критерия (баллы): 100

Порядок оценки: при оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложения участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию. Оцениваются предложения участника по наличию и качеству описания предлагаемой методики, технологии исполнения работ. Исполнитель должен руководствоваться требованиями СанПиН, ГОСТ, и другой нормативной документацией, необходимой для оказания услуг по организации общественного питания в ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина».

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю».

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 18.02.2014 № 3323/13, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» нарушены требования п. 14 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 4550156/7948238 (32110289723) от 09.06.2021 года, ООО «Аппетит» отстранен от дальнейшего участия в открытом конкурсе в электронной форме по следующим основаниям:

«участник закупки ООО «Аппетит», представил в составе заявки недостоверную информацию в части сертификатов соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП (НАССР) применительно к хранению, разработке, производству и реализации продукции общественного питания. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 отменен и не действует с 01.01.2020 года, участник закупки представил сертификат соответствия системы ХАССП от 22.10.2020 года. В указанный период участник закупки должен был получить сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2019 соответствия системы ХАССП. В связи с чем, сведения, предоставленные участником закупки являются недостоверными. В соответствии с п. 7 ст. 11.6 Положения о закупках для нужд ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», если заказчиком выявлен факт указания в поданной участником закупки заявке недостоверных сведений, такая заявка подлежит отклонению на любом этапе проведения закупки. На основании вышеизложенного комиссия приняла решение отстранить участника закупки от дальнейшего участия в открытом конкурсе в электронной форме.».

Согласно Приложению № 1 к Части I конкурсной документации Заказчиком установлен следующий показатель нестоимостного критерия оценки: - наличие действующего сертификата(ов) соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП применительно к хранению, разработке, производству и реализации продукции общественного питания в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) на основании главы 3, статей 10, 11 Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - не менее одного сертификата.

Шкала оценки показателя (баллы): 20 баллов

Не соответствие требованиям данного показателя - 0 баллов; Соответствие требованиям данного показателя - 20 баллов.

Заявителем в составе заявки представлен действующий сертификат соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП применительно к хранению, разработке, производству и реализации продукции общественного питания в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005).

Вместе с тем, в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 года № 416-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2019 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции", идентичный международному стандарту ИСО 22000:2018 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции", с датой введения в действие 1 января 2020 г.

В соответствии с п. 3 «Положения о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования ими», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589 «О федеральном информационном фонде стандартов», формирование и ведение Фонда организует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Действие ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции не прекращено (не отменено), что подтверждается статусом «действует» указанного стандарта в Каталоге национальных стандартов размещенном на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https://www.rst.gov.ru/.

Согласно действующему законодательству, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации) свободному доступу на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» подлежат, в том числе, национальные стандарты, которые включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах в соответствии со статьей 27 Закона о стандартизации.

В октябре 2020 года ООО «Аппетит» прошло добровольную оценку соответствия Системы менеджмента безопасности пищевой продукции, действующей на предприятии ООО «Аппетит», на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и ГОСТ Р ИСО 22000-2019 в Системе добровольной сертификации «Евразийская система сертификации». После проведения предварительной оценки Системы менеджмента безопасности пищевой продукции и сертификации ООО «Аппетит» получены сертификаты № АА.001.20.165 и № АА.001.20.166 от 22.10.2020, подтверждающие соответствие Системы менеджмента безопасности пищевой продукции, действующей на предприятии ООО «Аппетит», на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (соответственно), о чем внесены соответствующие записи в реестр Системы добровольной сертификации «Евразийская система сертификации».

В актуальности указанных публикуется на информационном ресурсе Системы добровольной сертификации «Евразийская Система Сертификации» Сокр - СДС «ЕАСС». Рег. Номер - № РОСС RU.32137.04ДЕС0. Сайт системы сертификации - www.ea-ss.ru Реестр - www.ea-ss.ru/reestr.

Таким образом, со стороны ООО «Аппетит» приложен действующий сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), в соответствии с требованиями аукционной документации.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом действия Организатора торгов противоречат требованиям, установленным пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

        

1. Признать жалобу ООО «Аппетит» на действия ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации общественного питания в ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» (извещение № 32110289723 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной. 

2. Выдать Организатору торгов – ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения аукциона.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                            

        

 

Члены Комиссии:                                                                                  

                                                                                                              

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны