Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3698/2022 по результатам рассмотрения жа... от 23 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3698/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

23 августа 2022 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем видеоконференцсвязи, представителей ЗАО «ТЭК «Эртан» (далее – Заявитель), НПХ «Калинина» филиал ФГБУ «НЦЗ им. П.П. Лукьяненко» (далее – Организатор торгов) и ФГБУ «НЦЗ им. П.П. Лукьяненко» (далее – Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного АИ-92-К5 для нужд НПХ «Калинина» (извещение № 32211559352 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного АИ-92-К5 для нужд НПХ «Калинина» (извещение № 32211559352 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 23.08.2022 в 11:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-3698/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко» (далее – Положение), утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 25.04.2022.

19.07.2022 Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211559352 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного АИ-92-К5 для нужд НПХ «Калинина».

Начальная (максимальная) цена договора – 1 665 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 20.07.2022 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2022 в 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов неправомерно отклонена заявка Заявителя, в связи с указанием диапазонных значений показателей.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, заявка Заявителя (участник № 6453), на основании подпунктов 1,2 пункта 24 раздела 4 главы 3 Положения, отклонена в связи с несоответствием заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке, а именно при описании предлагаемого в поставке товара Заявителем указаны диапазонные значения показателей, а также не указан производитель предлагаемого товара.

На основании подпункта 1 пункта 24 раздела 4 главы 3 Положения, аукционная комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации.

Согласно подпункта 2 пункта 24 раздела 4 главы 3 Положения, аукционная комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в случае несоответствия заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.

Техническим заданием (приложение № 1 к Информационной карте) определено значение показателя плотности при 15°C, кг/м3 – 725-780, что не противоречит ГОСТ 32513-2013, кроме того установлено значение объемной доли испарившегося бензина, % при температуре 70°C, в пределах диапазона – 15-48, при температуре 100°C, в пределах диапазона – 40-70.

В соответствии с пунктом 9.3.2 Документации, описание участниками закупки предмета закупки должно быть развернутое и содержать точные показатели по каждой позиции установленной формы.

Согласно Инструкции по заполнению заявки (приложение № 2 к Информационной карте), заявка должна содержать точные показатели по всем характеристикам, указанным в техническом задании документации (приложение № 1), в случае если производителем в каких-либо показателях установлена допустимая погрешность, участнику необходимо ее указать.

Описание объекта закупки предмета закупки должно быть развернутое по каждой позиции установленной формы. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, если в описании объекта закупки в графе «Показатель, ед. изм.» устанавливается диапазонный показатель (содержится слово «диапазон»), значение которого в графе «Значение» сопровождается фразой «не менее», участником должно быть предложено значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой «не менее».

Если в описании объекта закупки в графе «Показатель, ед. изм.» устанавливается диапазонный показатель (содержится слово «диапазон»), значение которого в графе «Значение» сопровождается фразой «не более», участником должен быть предложен товар со значением диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой «не более».

Вместе с тем, Заявителем в заявке указаны диапазонные значения показателей «Плотность при 15°C, кг/м3» – 725-780, «Объемная доля испарившегося бензина, % при температуре 70°C, в пределах диапазона» – 15-48 и «Объемная доля испарившегося бензина, % при температуре 100°C, в пределах диапазона» – 40-70, вместо конкретного в соответствии с требованиями Документации.

Как установлено Комиссией Краснодарского УФАС России, в графе «Наименование показателей» в Техническом задании отсутствует указание на отнесение показателей «Плотность при 15°C, кг/м3», «Объемная доля испарившегося бензина, % при температуре 70°C, в пределах диапазона» и «Объемная доля испарившегося бензина, % при температуре 100°C, в пределах диапазона» к диапазонным показателям, в связи с чем, в соответствии с требованиями Документации, участникам необходимо указывать точное значение показателя.

В соответствии с Инструкции по заполнению заявки (приложение № 2 к Информационной карте), описание объекта закупки в графе «Показатель, ед. изм.» может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменения окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями «не менее» или «не более», или иным аналогичным образом, и содержатся в графе «Показатель, ед. изм.», а в графе «Значение» указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание «не менее» или «не более», или аналогичное ему из графы «Показатель, ед. изм.» не исключается. При этом «не менее» означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, «не более» – равно или меньше.

Таким образом, Заказчик установил максимальную и минимальную границу вышеприведенных показателей.

Исходя из изложенного, при заполнении заявки, участникам надлежит указать конкретные значения по показателям, не отнесенным Организатором торгов к диапазонным.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования.

Организатор торгов самостоятельно определяет их, исходя из потребностей и особенностей деятельности каждого отдельного заказчика, с учетом требований частей 1, 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ЗАО «ТЭК «Эртан» на действия НПХ «Калинино» филиал ФГБУ «НЦЗ им. П.П. Лукьяненко» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного АИ-92-К5 для нужд НПХ «Калинина» (извещение № 32211559352 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии: 

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны