Решение б/н . от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 431/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

02 апреля2019 года                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ООО «ЛДЦ Доктора Дукина»(далее – Заявитель) на действия ГБУ СО КК «Армавирский комплексный центр социального обслуживания населения»при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников» (извещение №0318200025419000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалуетположения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ЛДЦ Доктора Дукина»указывает, что Заказчик в описании объекта закупки нарушил приказ №302н от 12.04.2011 года и самостоятельно определил объем необходимых исследований (меньше, чем предусмотрено приказом 302н). Кроме того, в п.2.5 «Описание объекта закупки» заказчик предусмотрел обязательное условие для медицинской организации-победителя: «проведение дополнительных обследований, не включенных в перечень услуг, не допускается».

ПредставителемЗаказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы,с доводами которой представитель Заказчикане согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком– ГБУ СО КК «Армавирский комплексный центр социального обслуживания населения»проводился электронный аукцион:«Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников» (извещение № 0318200025419000005).

Начальная (максимальная) цена контракта –389 460,82рублей.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п.2) ст.42 Закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В силу п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования Заказчика к оказываемой услуге прописаны в Приложении № 1 к АД № 1-ЭА «Описание объекта закупки» на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников, где Заказчиком установлено:

№ п/п

Перечень исследований и осмотров врачами-специалистами

Количество обследуемых

1

2

3

1.Клинические, лабораторные исследования

  1.  

Цитологические гинекологические исследования

197

  1.  

УЗИ молочной железы (женщины старше 40 лет)

3

  1.  

Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой

209

  1.  

Биохимический скрининг (анализ на сахар)

209

  1.  

Анализ крови на сифилис

209

  1.  

Электрокардиограмма

209

  1.  

Исследование фекалий методом нативного мазка на кишечных простейших, исследование на гельминтов

209

  1.  

Мазок на гонорею трихомонаду-скрининг

209

  1.  

Общий анализ мочи

209

  1.  

Общий анализ на холестерин

209

2.Осмотр специалистами

  1.  

Профилактический осмотр врача-терапевта

209

  1.  

Профилактический осмотр врача-отоларинголога

209

  1.  

Профилактический осмотр врача-стоматолога

209

  1.  

Профилактический осмотр врача-психиатра

209

  1.  

Профилактический осмотр врача-нарколога

209

  1.  

Профилактический осмотр врачом-дерматовенерологом

209

  1.  

Профилактический осмотр врача-гинеколога

197

  1.  

Заключение врача-профпатолога

209

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к услугам, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к услугам, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

В соответствии с приложением к Положению перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включает, в том числе, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).

Довод Заявителя о том, что Заказчик не имел права самостоятельно определять объем необходимых исследований необоснован, т.к. в соответствии с пунктом 19 Приложения № 3 к Приказу № 302н, именно на работодателя возложена обязанность по определению лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам: «Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительных осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ». При этом, согласно пунктов 21 и 23 Приложения № 3 к Приказу № 302н список контингента и поименные списки составляются и утверждаются работодателем.

Заказчик на основании списка контингента, согласованного с Роспотребнадзором и руководствуясь пунктом 20 Приложения № 2 к Приказу № 302н определил объем необходимых исследований и осмотров, включив в перечень все виды обязательных исследований и осмотров, включенных в этот пункт и примечания к нему.

Врачебная комиссия медицинской организации также ограничена перечнем исследований и осмотров, предусмотренных пунктом 20 Приложения № 2 к Приказу № 302н и не может выходить за его пределы. Её роль сводится к определению о необходимости участия дополнительных врачей (инфекциониста) по рекомендации врачей-специалистов, участвующих в периодическом медицинском осмотре.

Пункт 2.5 раздела 2 аукционной документации «Описание объекта закупки» говоря, что «проведение дополнительных обследований, не включенных в перечень услуг, не допускается», отражает содержание Приказа № 302н, который не допускает при проведении периодического медицинского осмотра проводить дополнительные исследования и осмотры, не предусмотренные пунктом 20 Приложения № 2 к Приказу № 302н.

Пунктом 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, определено, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Перечень работ).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленный, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Видами медицинских осмотров является периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

На основании ч.7 ст.46 Федерального закона № 323-Ф3 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основан охраны здоровья граждан) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом об основан охраны здоровья граждан.

Таким образом, сотрудники Заказчика могут проходить периодический медицинский осмотр по своему выбору в любом медицинском учреждении, любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ (далее - медицинские организации) и предоставлять результаты исследований работодателю.

В Приказе Минздрава России от 06.12.2012 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 №26511) в подпункте 7 части 10 «Порядка» также указано, что флюорография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года либо года проведения профилактического медицинского осмотра проводилась рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки. В части 11 вышеуказанного порядка говорится о том, что при наличии у гражданина результатов исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, которые выполнялись в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра, решение о необходимости повторного исследования в рамках профилактического медицинского осмотра принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов обследования и состояния здоровья гражданина.

Согласно пункта 19 Приложения № 3 Приказа № 302н в поименных списках работников, подлежащих периодическим осмотрам, указываются вредные (опасные) производственные факторы, а также виды работ в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. В ответе на запрос от 20.03.2019 г. об указании вредных производственных факторов было дано пояснение, что согласно результатов специальной оценки труда (заключения эксперта от 08.06.2015 г. № 78-3Е-15-ЗЭ и от 24.06.2016 г. № 05-5е/16-ЗЭ), проведенной в ГБУ СО КК «Армавирский КЦСОН», вредные факторы не выявлены, условия труда работников соответствуют оптимальным или допустимым условиям труда. Поэтому нами на основании того же пункта 19 Приложения № 3 Приказа № 302н (последний абзац) при расчете количества необходимых исследований и осмотров были учтены все сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные, предусмотренные Перечнем работ (Приложение № 2 Приказа № 302н).

Довод Заявителя о том, что Заказчик не включил бактериологическое (на флору) исследование для женщин не обоснован,так как при подготовке закупочной документацииГБУ СО КК «Армавирский КЦСОН» в описание объема закупки был внесена позиция «мазок на гонорею, трихомонаду – скрининг». При исследовании как мазка на флору, так и мазка на гонорею, трихомонаду, будут получены идентичные результаты исследования - указаны количество лейкоцитов, эпителия, слизи, наличие кандидов, трихомонад, гонококков, состояние микрофлоры. Заказчиком не указывался метод клинического исследования (микроскопическое или бактериологическое), так как согласно пункта 27 Приложения № 3 Приказа № 302н врачебная комиссия самостоятельно определит вид лабораторного исследования.

При подготовке закупочной документации ГБУ СО КК «Армавирский КЦСОН» не нарушал пункт 27 Приложения № 3 к Приказу № 302н в части самостоятельного определения необходимости участия в периодическом осмотре врачей-специалистов, видов и объемов необходимых лабораторных и функциональных исследований.

В описании объекта закупки Заказчиком дан перечень исследований и осмотров врачами-специалистами в соответствии с Приложением № 2 к Приказу N 302н.Определение объема необходимых услуг проводилось Заказчиком на основании пункта 20 приложения № 2 к Приказу № 302н, коммерческих предложений по оказанию услуг и исходя из размера выделенных лимитов бюджетных средств на осуществление закупки. Документация о закупке Заказчика не содержит запрета на осуществление медицинской организацией полномочий, возложенных на неё в соответствии с Приказом № 302н. В соответствии с документацией о закупке, - п. 6.2 проекта контракта «Задание на оказание услуг» (приложение № 1 к проекту контракта), Исполнитель должен оказать услуги в соответствии с Приказом № 302н.

Таким образом, Заказчик не брал на себя функции медицинской организации, не налагал запретов по применению Приказа № 302н, а указание конкретизированного перечня необходимых медицинских услуг (исследований, осмотров) согласно Приказу № 302н позволяет Заявителю сформулировать ценовое предложение, используя конкретные данные по цене за единицу услуг, видам и количеству услуг.

Медицинские осмотры, вне зависимости от их вида, имеют единое определение, общие цели, задачи, принципы их проведения, методику медицинских исследований и осмотров, а также учета их результатов.

Заявитель намеренно подменяет такие понятия как «медицинский осмотр» и «флюорографическое исследование грудной клетки». В статье 46 вышеуказанного закона дается определение видов медицинских осмотров, но в этой же статье, законодатель медицинские осмотры неоднократно выделяет и подчеркивает, как однородное единое понятие, не делая разницы между видами медицинских осмотров: дает общее для медосмотров понятие, что такое медицинский осмотр, единые пояснения по прохождению и проведению, учету результатов медицинских осмотров.

Согласно 4.1 ст.46 Федерального закона № 323-ф3«медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития».

Таким образом, вне зависимости от вида медицинского осмотра: профилактический, предварительный, периодический, предрейсовый, послерейсовый и т.п., все медицинские осмотры имеют общие цели и задачи - выявление заболеваний. Равным образом и флюорографическое исследование, как часть медицинского осмотра, имеет такие же цели и задачи.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что кмоменту проведения периодического медицинского осмотра в 2018 году все работники ГБУ СО КК «Армавирский КЦСОН» имели на руках результаты цифровой флюорографии или рентгенографии легких, полученные самостоятельно, которые на основании части 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ были учтены медицинской организацией при проведении периодического медицинского осмотра.

Сроки прохождения флюорографического исследования у каждого работника центра установлены в зависимости от поступления на работу и пройденного ранее флюорографического исследования, а, следовательно, и проходить флюорографическое исследование работники должны в разное время с соблюдением требований законодательства - 1 раз в год, по мере истечения годичного срока прохождения флюорографии.

Поэтому ввиду разных сроков прохождения флюорографии и постоянного изменения кадрового состава центра, установить точное количество сотрудников, для которых будет необходимо осуществить данный вид исследования на дату проведения медосмотра, а соответственно рассчитать цену контракта, невозможно.

При прохождении периодического медицинского осмотра, в случае выявления необходимости проведения рентгенологического обследования для части сотрудников, Заказчиком будет заключен договор на необходимое количество недостающих исследований.

Заключенные в период с мая 2018 года Заявителем по результатам закупок размещенные в ЕИС контракты (контракт от 11.03.2019 № 2230202116019000022 с ГБУЗ «ПНЛ № 2», контракт от 14.09.2018 № 2235601357418000049 с ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН», контракт от 25.05.2018 № 2235600921818000090 с ГБУЗ СПБ № 5) ни в документации о закупке, ни в заключенных контрактах не содержится сведений о флюорографическом исследовании в объекте закупок. Подписание указанных контрактов означает согласие Заявителя с условиями контрактов как соответствующими требованиям Приказа № 302н, поскольку Заявитель какмедицинская организация взял на себя ответственность за правильность проведения периодического медицинского осмотра.

Таким образом, довод Заявителя о том, что использованный Заказчиком способ описания объекта закупок нарушает права и законные интересы Заявителя не соответствует действительности и опровергается итогами ранее заключенных самим Заявителем контрактов, имеющих условия, аналогичные заявленным Заказчиком в документации о закупке.

В организации ведется строгий мониторинг прохождения флюорографического обследования, составлен график контроля, каждый преподаватель и сотрудник информируется за 1 месяц до истечения срока действия предыдущего прохождения флюорографии и не допускается к работе в случае не прохождения обследования.

Заказчиком ежегодно проводятся процедуры закупки на проведение периодического медицинского осмотра сотрудников, проводятся все необходимые лабораторные исследования и обследования в соответствии с требованиями трудового законодательства и законодательства в области охраны здоровья граждан РФ.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЛДЦ Доктора Дукина» необоснованной.

2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0318200025419000005).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны