Решение (комиссия) №12417/24 Решение по делу 023/07/3-1857/2024 (САО ВСК) от 2 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 023/07/3-1857/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
25 апреля 2024 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 3 (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
...
члены Комиссии:
...
в присутствии с использованием посредством видеоконференцсвязи: представителя страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») по доверенности С. М. Г. (доверенность № ...), и представителя муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар (далее – МУП «Краснодарское-трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар) по доверенности К. П.А. (доверенность ...),
рассмотрев жалобу САО «ВСК» (вх. № ...) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба САО «ВСК» (вх. № .....) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
В ходе рассмотрения жалобы САО «ВСК» 23 апреля 2024 года Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен был перерыв, заседание продолжилось 25 апреля 2024 года в 11 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлен критерий оценки заявок: количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты, значимость показателя 70%.
Заказчик, возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар, утвержденного приказом директора МУП «КТТУ» МО г. Краснодар от 24.07.2024 № 01-11/177/2023 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09 апреля 2024 года Заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413485421 о проведении запроса предложений в электронной форме на право оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущество пассажиров (ОСГОП).
В соответствии с извещением № 32413485421 об осуществлении закупки, документацией о закупке:
дата начала срока подачи заявок - 10 апреля 2024 года;
дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) – 18 апреля 2024 года 16часов 40 минут;
дата подведения итогов - 22 апреля 2024 года;
начальная (максимальная) цена договора - 2 893 269,69 руб.;
Согласно приложения № 3 к извещению о проведении открытого запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущество пассажиров (ОСГОП), оценка заявок производится с использованием не менее 2 (двух) критериев оценки заявок. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации запроса предложений, составляет 100 процентов.
Для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает два критерия оценки.
Согласно пункту 1 приложения № 3 к извещению первым критерием оценки заявок является цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги значимость которого составляет 30 %. При оценке заявок по критерию «Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги» лучшим условием исполнения договора признается предложение участника запроса предложений с наименьшей предложенной в заявке на участие в запросе предложений ценой договора.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 3 к извещению вторым критерием оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия оценки составляет 70 %. Предметом оценки по критерию являются 2 показателя:
1) Показатель оценки – количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты.Значимость показателя составляет 70 %.
2) Наличие действительного рейтинга надежности участника закупки, присвоенного рейтинговыми агентствами, зарегистрированными в России и получившие аккредитацию ЦБ РФ. Значимость показателя составляет 30 %.
Показатель количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения на официальном сайте Заказчика Извещения о проведении открытого запроса предложений.
Согласно пункту 1.3 Приложение № 2 «Техническое задание» к Извещению местом оказываемых услуг определено Краснодарский край, территория муниципального образования город Краснодар в соответствии с пунктом 1.5. Технического задания.
Вместе с тем пунктом 1.5. Технического задания установлены общие требования к оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) согласно которого, территорией страхового покрытия является территория Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупке заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках должны таким образом определять требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Вместе с тем, Закон о закупках к числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Страхование оказывается в строгом соответствии с нормами и требованиями Федерального закона от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Так согласно части 10 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 № 67-ФЗ в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 настоящего Федерального закона. При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Заявление выгодоприобретателя должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизиты). Страховщик, заключивший договор обязательного страхования, обязан осуществить перевод выгодоприобретателю денежных средств по указанным им реквизитам в счет выплаты страхового возмещения или направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в срок, установленный частью 5 настоящей статьи.
Комиссия считает, что указанные показатели оценки заявок участников закупки не направлены на достижение лучшего результата по итогам завершения закупочной процедуры, так как являются барьером для участия в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, заказчик, установив данное требование нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Довод заявителя обоснован.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В данном случае жалоба САО «ВСК» принята к рассмотрению и рассмотрена Краснодарским УФАС России по основанию, указанному в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО «ВСК» (вх. № ....) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно -троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
2. Заказчику - МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.