Решение (комиссия) №12417/24 Решение по делу 023/07/3-1857/2024 (САО ВСК) от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-1857/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

25 апреля 2024 года                                                                           г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 3 (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

...

члены Комиссии:

...

в присутствии с использованием посредством видеоконференцсвязи: представителя страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») по доверенности С. М. Г. (доверенность № ...), и представителя муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар (далее – МУП «Краснодарское-трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар) по доверенности К. П.А. (доверенность ...),

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (вх. № ...) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба САО «ВСК» (вх. № .....) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

В ходе рассмотрения жалобы САО «ВСК» 23 апреля 2024 года Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен был перерыв, заседание продолжилось 25 апреля 2024 года в 11 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлен критерий оценки заявок: количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты, значимость показателя 70%.

Заказчик, возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар, утвержденного приказом директора МУП «КТТУ» МО г. Краснодар от 24.07.2024 № 01-11/177/2023 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09 апреля 2024 года Заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413485421 о проведении запроса предложений в электронной форме на право оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущество пассажиров (ОСГОП).

В соответствии с извещением № 32413485421 об осуществлении закупки, документацией о закупке:

дата начала срока подачи заявок - 10 апреля 2024 года;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) – 18 апреля 2024 года 16часов 40 минут;

дата подведения итогов - 22 апреля 2024 года;

начальная (максимальная) цена договора - 2 893 269,69 руб.;

Согласно приложения № 3 к извещению о проведении открытого запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущество пассажиров (ОСГОП), оценка заявок производится с использованием не менее 2 (двух) критериев оценки заявок. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации запроса предложений, составляет 100 процентов.

Для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает два критерия оценки.

Согласно пункту 1 приложения № 3 к извещению первым критерием оценки заявок является цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги значимость которого составляет 30 %. При оценке заявок по критерию «Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги» лучшим условием исполнения договора признается предложение участника запроса предложений с наименьшей предложенной в заявке на участие в запросе предложений ценой договора.

В соответствии с пунктом 2 приложения № 3 к извещению вторым критерием оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия оценки составляет 70 %. Предметом оценки по критерию являются 2 показателя:

1) Показатель оценки – количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты.Значимость показателя составляет 70 %.

2) Наличие действительного рейтинга надежности участника закупки, присвоенного рейтинговыми агентствами, зарегистрированными в России и получившие аккредитацию ЦБ РФ. Значимость показателя составляет 30 %.

Показатель количество филиалов участников закупки на территории РФ, обладающих полномочиями заключать договоры страхования, урегулировать убытки, и осуществлять страховые выплаты подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения на официальном сайте Заказчика Извещения о проведении открытого запроса предложений.

Согласно пункту 1.3 Приложение № 2 «Техническое задание» к Извещению местом оказываемых услуг определено Краснодарский край, территория муниципального образования город Краснодар в соответствии с пунктом 1.5. Технического задания.

Вместе с тем пунктом 1.5. Технического задания установлены общие требования к оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) согласно которого, территорией страхового покрытия является территория Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупке заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках должны таким образом определять требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках к числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Страхование оказывается в строгом соответствии с нормами и требованиями Федерального закона от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Так согласно части 10 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 № 67-ФЗ в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 настоящего Федерального закона. При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Заявление выгодоприобретателя должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизиты). Страховщик, заключивший договор обязательного страхования, обязан осуществить перевод выгодоприобретателю денежных средств по указанным им реквизитам в счет выплаты страхового возмещения или направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в срок, установленный частью 5 настоящей статьи.

Комиссия считает, что указанные показатели оценки заявок участников закупки не направлены на достижение лучшего результата по итогам завершения закупочной процедуры, так как являются барьером для участия в закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, заказчик, установив данное требование нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Довод заявителя обоснован.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В данном случае жалоба САО «ВСК» принята к рассмотрению и рассмотрена Краснодарским УФАС России по основанию, указанному в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу САО «ВСК» (вх. № ....) на действия бездействия заказчика – МУП «Краснодарское трамвайно -троллейбусное управление» МО г. Краснодар при организации и проведении запроса предложений на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров (ОСГОП) (извещение № 32413485421 от 09.04.2024 лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Заказчику - МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» МО г. Краснодар выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

МУП КТТУ МО г. Краснодар
ИНН 2310013042, ОГРН 1032305684124
САО «ВСК»
ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062