Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/10/18.1-328/2021 по результатам рассмотрения ж... от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/10/18.1-328/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09 февраля 2021г.                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии представителя ООО «СтройОптимум» (далее – Заявитель), при участии представителя Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд многоквартирных домов» (далее – Организатор торгов), при участии представителя Департамента строительства Краснодарского края (далее – Уполномоченный орган), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по г. Краснодару (извещение № 050070000012000100 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) а также на действия Уполномоченного органа при формировании реестра квалификационных подрядных организаций,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «СтройОптимум» на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по г. Краснодару (извещение № 050070000012000100 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) а также на действия Уполномоченного органа при формировании реестра квалификационных подрядных организаций.

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 09.02.2021 года в 11:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116А.  

Согласно доводам изложенных в жалобе Заявителя, Комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края неправомерно исключила ООО «СтройОптимум» из реестра квалифицированных подрядных организаций, что послужило основанием отклонения заявки на участие в электронном аукционе по извещению № 050070000012000100.

Уполномоченный орган, а также Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Письмом ФАС России № РП/43520/18 от 14.06.2018, рассмотрение жалоб на действия органа по ведению реестра при проведении предварительного отбора по формированию реестра квалифицированных подрядных организаций в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

30.11.2020 на сайте www.zakupki.gov.ru Организатором торгов (НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД») размещено извещение № 050070000012000100 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Процедура торгов проводится в соответствии требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Постановление Правительства № 615 / Положение).

Начальная цена закупки - 78 826 287,66 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.12.2020.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в указанном электронном аукционе от 19.01.2021 комиссией Организатора торгов принято решение отказать в допуске ООО «СтройОптимум» к участию в аукционе, заявка на участие в аукционе не соответствует требованиям Положения  и документации о проведении электронного аукциона, а именно: отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ).

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

Ссылка Организатора торгов в заседании Комиссии на положение подпункта «к» пункта 66 Постановления Правительства № 615 в подтверждение правомерности вынесенного решение, согласно которому основанием для исключения организации из Реестра может также служить выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций, Комиссией Краснодарского УФАС России не принимает по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Приказа Департамента строительства Краснодарского края № 268 от 09.10.2020 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края» (далее – Приказ № 268):

Настоящий порядок деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края (далее - Порядок) определяет цели, задачи, функции и порядок деятельности комиссии Краснодарского края по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края (далее - Комиссия).

Комиссия создана в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО), имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края.

Согласно пункту 3.2 Приказа № 268 Комиссия осуществляет следующие функции: рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 23 Положения; рассмотрение вопросов о включении (об отказе во включении) подрядной организации в РКПО; рассмотрение вопросов об исключении подрядной организации из РКПО; рассмотрение и принятие решений по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступивших в адрес комиссии по предварительному отбору или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора (далее - заявления о недостоверности информации); ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, а также другие действия в соответствии с Порядком.

Согласно пункту 6.4.5 Приказа № 268 обеспечение в процессе проведения заседания Комиссии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, Краснодарского края и Порядка.

Согласно пункта 10 Приказа № 268 Рассмотрение вопросов об исключении подрядной организации из РКПО осуществляется Комиссией на заседаниях, проводимых в порядке, предусмотренном Постановления Правительства № 615.

Вопрос об исключении подрядной организации из РКПО рассматривается в случае поступления в Комиссию информации, предусмотренной пунктом 66 Постановления Правительства № 615.

Документы и сведения, которые могли быть получены согласно указанным в пунктах 7.2, 8.7, 8.8, 8.9, 9.4, 10.1, 10.2 Приказа № 268 Порядок проведения заседаний Комиссии в Краснодарское УФАС России не предоставлено.

Согласно подпункту «к» пункта 66 Постановления Правительства № 615 Информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае:

к) выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций;

Согласно пункту 67 Постановления Правительства № 615 в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.

Согласно пункту 68 Постановления Правительства № 615 в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 67 настоящего Положения, орган по ведению реестра исключает из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 настоящего Положения, полностью или в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором больше не имеет право принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций.

При этом в силу пункта 48 Положения № 615 на этапе включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, и в случае, соответствия участника отбора требованиям пункта 23 Положения принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

При этом положения подпункта «к» пункта 66 Положения № 615 к рассматриваемой ситуации не применимы, и исключает предоставление обществом недостоверных сведений к заявке на участие в предварительном отборе.

Таким образом рассмотрение документов о соответствии участника предварительного отбора требованиям Постановления Правительства № 615 подлежало проверке на этапе проведения предварительного отбора подрядных организаций.

Согласно извещению, опубликованному на сайте www.zakupki.gov.ru, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 29.12.2020.

13.01.2021 года НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД» направило письмо № 44-05/21 в адрес Департамента строительства Краснодарского края об исключении ООО «СтройОптимум» из реестра квалифицированных подрядных организаций на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Основанием исключения ООО «СтройОптимум», согласно письму НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД», является предоставление Обществом недостоверных сведений.

Организатор торгов сослался на договоры, представленные ООО «СтройОптимум» на предварительный отбор по включению в реестр квалифицированных подрядных организаций на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 25.12.2018г. № 011820000451800039, которые, по мнению Организатора торгов, содержат в себе недостоверные сведения, а именно:

- договор от 06.11.2018г. № 03/11, заключенный с ООО «Домсервис» на выполнение проектных работ систем ХВС, ГВС, отопления, канализации и электроснабжения в рамках капитального ремонта жилого многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Фрунзе, 17.

Согласно информации с сайта «Реформа ЖКХ» работы по капитальному ремонту инженерных систем в многоквартирном доме по указанному адресу проводились организацией ООО ФСК «Стройград» в 2017 году, акты выполненных работ подписаны 23.11.2017, значительно раньше, чем указано в приложенном договоре;

- договор от 01.11.2018г. № 01/11 заключенный с ООО «Уютный» на выполнение проектных работ систем ХВС, ГВС, отопления, канализации и электроснабжения в рамках капитального ремонта жилого многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул. Революционная, 30.

Согласно информации с сайта «Реформа ЖКХ» работы по капитальному ремонту инженерных систем в многоквартирном доме по указанному адресу проводились организацией ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» в 2017 году, акты выполненных работ подписаны 15.12.2017, значительно раньше, чем указано в приложенном договоре.

Согласно подпункту «к» пункта 66 Постановление Правительства № 615, информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать:

б) следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения:

- копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом «п» пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.

Договоры, представленные ООО «СтройОптимум» являются договорами субподряда на разработку ПСД и СМР, заключены не по результатам аукционов, проведенных в порядке, предусмотренным Постановлением Правительства № 615, следовательно, указанная информация не содержится в открытых источниках.

Вместе с тем, согласно статье 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Также, Постановлением Правительства № 615 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в качестве подтверждения опыта работы, это - исполненные контракты и (или) договоры, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме, что было представлено в составе заявки ООО «СтройОптимум».

Требования об обязательном предоставлении копий контрактов, заключенных по результатам закупок в порядке Постановления Правительства № 615 и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в п. 38 Постановления Правительства № 615 отсутствуют.

То есть главным условием подтверждения опыта является наличие договоров аналогичных предмету проводимого предварительного отбора.

Также НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД» не представлено доказательств относимости договоров, представленных ООО «СтройОптимум» от 01.11.2018 № 01/1, от 06.11.2018г. № 03/11 к информации с сайта «Реформа ЖКХ».

Информация о надлежащем исполнении контрактов, заключенных с ООО ФСК «Стройград» и ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» по объектам: Самарская область, г. Тольятти, ул. Фрунзе, 17; Самарская область, г.Тольятти, ул. Революционная, 30 в материалах дела отсутствует.

Вместе с тем НКО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД» не наделена полномочиями по выявлению фальсификации документов, в правоохранительные органы и в арбитражный суд по указанному вопросу не обращалась.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. Доказательств о фактическом неисполнении обязательств по договорам от 01.11.2018г. № 01/1, от 06.11.2018г. № 03/11 в Краснодарское УФАС России не представлено.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности вовремя, к которому относятся оспариваемые сведения.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для принятия решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций по причине наличия в заявке на включение недостоверных сведений Комиссия должна располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

С учетом вышеизложенного Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности исключения ООО «СтройОптимум» из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Вместе с тем, согласно пункту 157 Постановления Правительства № 615, заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в следующих случаях:

а) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 настоящего Положения;

б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;

в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;

г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ);

д) превышение значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 настоящего Положения, не допускается.

Вышеизложенное подтверждает необоснованный отказ в допуске участника ООО «СтройОптимум».

Действия Организатора торгов и Комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края противоречат требованиям подпункта «к» пункта 66 Постановления Правительства № 615 и повлекли за собой необоснованный отказ в допуске и сокращению числа участников аукциона.

Указанные выше действия позволяют Уполномоченному органу и Организатору торгов субъективно применять нормы, предусмотренные Постановлением Правительства № 615 в отношении участников конкурсных процедур.

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

        

1) Признать жалобу ООО «СтройОптимум» на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по г. Краснодару (извещение № 050070000012000100 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) а также на действия Уполномоченного органа при формировании реестра квалификационных подрядных организаций обоснованной.

2) Организатору торгов – Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд многоквартирных домов» выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов.

3) Уполномоченному органу - Департаменту строительства Краснодарского края выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка формировании реестра квалификационных подрядных организаций.

4)      Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                         

        

Члены Комиссии:                                                                         

                                                                                                   

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны