Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5737/2022 по результатам рассмотрения жал... от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5737/2022
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01 декабря 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем системы ВКС, представителя ООО «Орион» (далее – Заявитель) по доверенности от 25.11.2022г. № 7 Р.М.Р. и представителей ФГАУ «ВИТ «ЭРА» (далее – Организатор торгов) по доверенности от 14.11.2022г. № б/н М.Я.В., по доверенности от 13.11.2022г. № 93/2022 В.Д.В., рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по техническому обслуживанию и санитарному содержанию объектов ФГАУ «ВИТ «ЭРА» (извещение № 32211808733 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по техническому обслуживанию и санитарному содержанию объектов ФГАУ «ВИТ «ЭРА» (извещение № 32211808733 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 01.12.2022г. в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-5737/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного учреждения «Военный инновационный технополис «ЭРА» (далее – Положение), утвержденным Наблюдательным советом протокол № 6 от 23.09.2022г.

31.10.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211808733 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по техническому обслуживанию и санитарному содержанию объектов ФГАУ «ВИТ «ЭРА».

Начальная (максимальная) цена договора – 110 000 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 01.11.2022 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 23.11.2022 23:59 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, нестандартный формат таблицы, содержащийся в приложении 1 раздела 3 Документации, нарушает права участников закупки и затрудняет формирование предложения потенциальными участниками.

В соответствии, с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Таким образом, Организатором торгов соблюдены требования к формату и техническим особенностям Документации, файлы общедоступные, читаемые.

Кроме того, по мнению Заявителя, описание предмета закупки излишне детализировано, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Вместе с тем, оспариваемые положения Документации носят объективный характер и в равной мере относятся ко всем участникам закупочной процедуры.

Указание в закупочной документации конкретных параметров товаров, работ, услуг обусловлены определенной потребностью Организатора торгов, а также направлены на выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям организатора торгов. При этом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований.

Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, товар которых не отвечает предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.

Кроме того, Заявителем обжалуются положения подраздела 10 раздела 3 Документации, в части требований к содержанию подвальных помещений.

В соответствии с подразделом 10 раздела 3 Документации (стр. 160), устранение последствий аварийных ситуаций в подвальных помещениях осуществляется при выходе из строя/по заявке Заказчика.

При этом, Документацией (стр. 187) установлены следующие случаи, отнесенные к аварийным:

- повреждения трубопроводов систем инженерного оборудования зданий во вспомогательных и служебных помещениях, приводящие к нарушению функционирования систем и повреждению помещений;

- повреждения трубопроводов систем инженерного оборудования на внешней территории, приводящие к нарушению функционирования систем внешнего водо-канализационного хозяйства;

- выходы из строя запорной, водоразборной и регулировочной арматуры систем инженерного оборудования зданий во вспомогательных и служебных помещениях, приводящие к нарушению функционированию систем;

- выходы из строя запорной, водоразборной и регулировочной арматуры систем инженерного оборудования на внешней территории, приводящие к нарушению функционированию систем;

- засоры канализации в служебных и вспомогательных помещениях, приводящие к нарушению работы канализации и затоплению помещений;

- засоры канализации на внешней территории, приводящие к нарушению работы канализации и затоплению коллекторов, колодцев;

- поступление воды в служебные и вспомогательные помещения;

- выход из строя электрооборудования ВРУ, повреждение электрический кабелей;

- отсутствие давления в сетях, магистралях, трубопроводах водоснабжения и системах автоматического полива территорий с зелеными насаждениями.

Перечень оборудования и инженерных систем приведен в подразделе 3 раздела 3 Документации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы, Документацией не предусмотрен порядок определения стоимости замены оборудования.

В соответствии с пунктом 9.9 раздела 3 Документации, вышедшее из строя и не подлежащее ремонту или восстановлению инженерное оборудование (агрегаты, узлы, устройства, приборы, блоки, платы, детали, осветительные устройства, расходные материалы, элементы питания, фильтрующие элементы, специальные жидкости и т.д.) стоимостью до 30 000 (тридцати тысяч) рублей 00 копеек за единицу входит в стоимость технического обслуживания в месяц по каждому из корпусов (объектов).

При этом, спорное положение Документации регулирует гражданские правоотношения между заказчиком и исполнителем по договору и не препятствует подаче заявки потенциальными участниками.

Согласно доводу жалобы, Документация не содержит достаточной информации относительно размещения сотрудников на территории объектов ФГАУ «ВИТ «ЭРА» в рамках исполнения договора, а также информации о периодичности оказания услуг в рамках исполнения договора, что по мнению Заявителя, препятствует формированию предложения о цена договора.

В соответствии с пунктом 5.3 Раздела 5 Технического задания, исполнитель создает на объекте Участок (группу технических специалистов), который должен быть укомплектован штатом работников необходимых специальностей.

В соответствии с пунктом 5.4. Раздела 5 Технического задания, руководство участком (группой технических специалистов) должно осуществляться на постоянной основе ведущими инженерно-техническими специалистами (начальник участка, зам. начальника участка).

Также, согласно пункту 1. пункта 11.3, диспетчер аварийно-диспетчерской службы обязан круглосуточно находиться в помещении диспетчерской службы, расположенной на территории ФГАУ «Военный инновационный технополис «ЭРА», корпус № 2.

Вместе с тем, согласно подпункту 6.1.5 пункту 6.1 Проекта договора, исполнитель вправе использовать собственный транспорт, собственное оборудование, иное собственное имущество для исполнения обязанностей по договору, помещений № 12,13,14,15 общей площадью 173,2 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, д. 41, корпус № 2, и нежилые помещения № 4, 8, 83-86 расположенные на техническом этаже, в комплексе открытых бассейнов с амфитеатром общей площадью 134,3 кв.м., закрепленных за Заказчиком на праве оперативного управления или иное нежилое помещение (по согласованию с Заказчиком, расположенное по адресу: Краснодарский край, Пионерский проспект, д. 41) для целей использования – обеспечение исполнения настоящего Договора, в том числе на условиях договора аренды, в установленном законом порядке.

Вместе с тем, данный пункт договора предусматривает возможность в случае необходимости, заключения договора аренды.

Так как, согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о закупках, если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора.

Таким образом, у Исполнителя не возникает обязанности заключить договор аренды, Проект договора предусматривает только право Исполнителя на заключения договора аренды.

Также, в разъяснениях положений документации о закупке товаров, работ, услуг № 32211808733 от 18.11.2022г., Организатор торгов указывает среднюю стоимость, в соответствии с аналогичным договорам аренды заключенным 01.11.2022г. по цене 246,88 руб./кв.м.

Согласно подпункту 4.6 пункта 4 Технического задания, требования к периодичности оказания услуг:

- плановые услуги - ежедневно по рабочим дням с 08-00 до 17-00;

- внеплановые услуги - по выходным, праздничным дням с 08-00 до 17-00

(по отдельному графику);

- аварийные работы — круглосуточно;

- аварийно - диспетчерская служба – круглосуточно.

Согласно пункту 6 Технического задания, плановое техническое обслуживание и услуги по заявкам Заказчика в рабочее время – ежедневно, по рабочим дням с 08.00 до 17.00 исходя из 8-ми часового рабочего дня и 5-ти дневной рабочей недели.

Внеплановое техническое обслуживание по выходным (праздничным) – по отдельному плану.

Режим работы дежурной смены – круглосуточно, 24 (двадцать четыре) часа, включая выходные и праздничные дни.

Услуги по аварийным вызовам Заказчика – круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.

Плановые услуги по автоматическому поливу (цикл полива) Территории № 1, № 2 осуществляется во временной промежуток с 23.00 до 06.03 в соответствии с кратностью полива, указанной в технического задании, в период с апреля до октября.

Также, пункт 10 Технического задания подробно регламентирует периодичность работ по оказываемым в рамках исполнения договора услугам.

В соответствии с подпунктом 9.3 пункта 9 Технического задания, исполнитель обязан обеспечить работу специалистов исполнителя в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 103 Трудовой кодекс Российской Федерации, Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Работа в течение двух смен подряд запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, исполнитель самостоятельно осуществляет внутренний трудовой распорядок своих специалистов, Документация не содержит запрета на сменную работу, а также не содержит требования, в соответствии с которым специалисты обязаны проживать на территории ФГАУ «Военный инновационный технополис «ЭРА» в рамках исполнения договора.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом о закупке;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушения части 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Орион» на действия ФГАУ «ВИТ «ЭРА» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по техническому обслуживанию и санитарному содержанию объектов ФГАУ «ВИТ «ЭРА» (извещение № 32211808733 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны