Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5374/2020 по результатам рассмотрения жа... от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5374/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

12 ноября 2020 г.                                                                                          г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО «Нетмус» (далее – Заявитель), при участии представителя Организатора торгов ООО «Чистый город» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по мусоросортировочному комплексу (извещение № 32009564348 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по мусоросортировочному комплексу (извещение № 32009564348 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 12.11.2020 года в 12:30 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил в документации требования, противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Типовым Положением о порядке проведения регламентированных закупок для нужд ООО «Чистый город» (далее – Положение), утвержденным Генеральным директором ООО «Чистый город» С.Г. Качановым от 29.12.2018г.

08.10.2020г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32009564348 открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по мусоросортировочному комплексу.

Начальная (максимальная) цена договора – 16 797 000,00 руб,

Дата начала срока подачи заявок - 09.10.2020 (МСК),

Дата и время окончания подачи заявок - 16.10.2020 в 08:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

16.10.2020г. Организатором торгов размещен в ЕИС протокол открытия доступа к заявкам на участие запроса котировок в электронной форме № 27094/1 от 16.10.2020г., согласно которому заявке ООО «ХУСМАНН РУС» присвоен номер <...> .

Согласно протоколу № 27094/3 оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок от 16.10.2020г. размещенному в ЕИС, заявка ООО «ХУСМАНН РУС» признана победителем запроса котировок как единственный участник подавший заявку на участие в запросе котировок, а также заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и документации.

Согласно доводам жалобы Заявителя, в Техническом Задании Документации на поставку оборудования для мусороуборочного комплекса установлены дополнительные требования:

- Сертификаты качества на каждую единицу оборудования или декларация соответствия техническому регламенту Таможенного союза;

- Технический паспорт и инструкция по эксплуатации на каждую единицу оборудования, инструкция по эксплуатации на линию в целом;

- Отсутствие действующих судебных претензий к Поставщику в качестве Ответчика

- Наличие у Поставщика опыта в Государственных закупках и не менее 10 поставок в адрес разных Заказчиков;

- Деятельность Поставщика на рынке поставки оборудования для обращения с отходами - не менее 5 лет;

- Технологическая схема монтажа: Конструкция оборудования в сборе должна соответствовать технологической схеме.

Согласно разделу 12 Положения установлен требования к участникам закупки.

Согласно пункту 5.6 проекта договора, Исполнитель не позднее, чем через 10 (десять) рабочих дней с даты поставки Оборудования должен передать Заказчику следующие документы:

         товарную накладную/товарно-транспортную накладную;

         счет-фактуру, оформленный в соответствии с действующим законодательством;

         1 (один) экземпляр технической документации для Оборудования на русском языке, а именно инструкции эксплуатации и уходу за Оборудованием, схемы смазки, пневматические, механические, электрические, и другие необходимые схемы.

Таким образом, указанное требование установлено непосредственно к Поставщику товара (Победителю закупки) и предъявляются указанные документы на момент поставки товара.

В соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника технического паспорта и инструкции по эксплуатации оборудования или иных документов, в соответствии с требованиями документации, обременяют участника закупки заблаговременно приобрести указанную в документации продукцию.

Вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя, официального представителя, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено наличие в Техническом Задании Документации закупки критерия наличия у Поставщика опыта в Государственных закупках и не менее 10 поставок в адрес разных Заказчиков.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что раздел 4 Документации о проведении запроса котировок на право заключения договора по поставке мусоросортировочного комплекса содержит требования к месту, условиям и срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Вместе с тем, раздел 1 Документации о проведении запроса котировок на право заключения договора поставки мусоросортировочного комплекса содержит требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также не содержит в себе требований подтверждения у Поставщика опыта в Государственных закупках и не менее 10 поставок в адрес разных Заказчиков, следовательно, не может быть основания для отклонения.

Требование в Техническом Задании Документации «Наличие у Поставщика опыта в Государственных закупках и не менее 10 поставок в адрес разных Заказчиков» относится к деловой репутации и не может быть отнесен к характеристикам поставки товаров, а также быть включенным в Техническое Задание, так как раздел 6 Документации содержит в себе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Таким образом, дополнительные требования Технического Задания Документации не соответствует принципам части 1 статье 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, 12.10.2020г. в Краснодарским УФАС России поступила жалоба ООО «Нетмус» на действия ООО «Чистый город» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по мусоросортировочному комплексу (извещение № 32009507921 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

30.10.2020 г. Комиссией Краснодарского УФАС России жалоба ООО «Нетмус» признана обоснованной, Организатору торгов ООО «Чистый город» выдано предписание об устранении нарушения.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлены нарушения порядка проведения торгов, предусмотренных пунктом 1 частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ООО «Нетмус» на действия ООО «Чистый город» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по мусоросортировочному комплексу (извещение № 32009564348 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2) Выдать Организатору торгов ООО «Чистый город» предписание об устранении нарушения.

3) Передать материалы дела № 023/07/3-5374/2020 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                         

        

Члены Комиссии:                                                                       

                                                                                                      

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны