Телеграмма №27440/23 РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4252/2023 по результатам рассмотрения жал... от 19 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Свердловского УФАС России от 22.10.2021 по жалобе N 066/01/18.1-3620/2021Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком установлены необоснованные и избыточные требования, предъявляемые к подтверждению опыта участником закупки.Решение: Признать жалобу необоснованной; предписание не выдавать.

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4252/2023 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

 

 

 

 

Текст документа

 

 

07 сентября 2023 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

 

при участии путем системы видеоконференцсвязи представителей общества с ограниченной ответственностью «ТрейдФуд» (далее — ООО «ТрейдФуд», заявитель) по доверенности от 28.08.2023 № 22 П. А. Н., представителя государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (далее — ГАУ КК «ЦОП УСЗН», заказчик) по доверенности от 24.05.202352 Е. В. В.,

рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (Молочная продукция) (извещение №32312666071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (Молочная продукция) (извещение № 32312666071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 07.09.2023 в 10:30.

В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком установлены необоснованные и избыточные требования, предъявляемые к подтверждению опыта участником закупки.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.

Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения», утвержденного наблюдательным советом ГАУ КК «ЦОП УСЗН» протоколом от «31» июля 2023 г. №6.

 

 

Установлено, что 11.08.2023 заказчик разместил на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» http://rts-tender.ru, а также в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312492087 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (молочная продукция).

Начальная (максимальная) цена договора – 72 310 156,32  руб.

Дата начала срока подачи заявок — 12.08.2023.

Дата и время окончания подачи заявок — 29.08.2023 15:00.

Дата подведения итогов — 07.09.2023

В соответствии с пунктом 24 Извещения о проведении конкурса место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: по адресам филиалов Покупателя, указанным в приложении №2 к Проекту договора (84 адреса).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно доводу жалобы заявителя, в документации о закупке установлены антиконкурентные критерии оценки по показателю «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара».

В частности, в соответствии с пунктом 22 Документации о закупке заявки участников оцениваются по следующим критериям:

1. Цена договора, значимость критерия — 50%,

2. Обеспеченность материально-техническими ресурсами при поставке товара, значимость критерия — 15%,

3. Обеспеченность кадровыми ресурсами при поставке товара, значимость критерия — 15%,

4. Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара, значимость критерия — 20%.

По критерию «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара» в соответствии с пунктом 22 Документации о закупке оценка осуществляется следующим образом.

Участник должен иметь аналогичный опыт исполнения в 2020-2023 году договоров (контрактов), на поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг) являющихся предметом настоящей процедуры закупки, в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.

К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) с адресами поставки не менее чем в пяти различных муниципальных образованиях.

К оценке и сопоставлению принимаются успешно исполненные договоры/контракты (со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью) без применения неустоек, пеней и штрафов, стоимостью не менее 600 000,00 тысяч рублей и исполненных не менее чем на 85% стоимости договора, с предоставлением документов подтверждающих, что договоры исполнены без применения неустоек, пеней и штрафов, а также не расторгнуты по вине поставщика.

Согласно пункту 23 Документации о закупке для оценки и сопоставления заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям.

Для получения рейтинга заявок по критерию «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара» каждой заявке единой комиссией Заказчика выставляется значение баллов, согласно нижеприведенной таблице.

 

Количество договоров (контрактов), аналогичных предмету закупки (лоту), шт.

 

Количество баллов (D)

25

50

75

100

Лот № 1

не менее 15

не менее 20

не менее 25

не менее 30

 

Сумма договоров (контрактов), аналогичных предмету закупки, % от НМЦ процедуры закупки (лота)

 

Количество баллов (F)

25

50

75

100

Лот № 1

30 – 50

51 – 70

71 – 90

91 – 100 и более

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара», определяется по формуле:

Rzi = (D + F)/2

где:

Rzi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

D – значение баллов по таблице количество договоров (контрактов) аналогичных предмету закупки (лоту);

F – Значение баллов по таблице сумма договоров (контрактов), аналогичных предмету закупки (лоту).

Таким образом, для того, чтобы заявке участника закупочная комиссия Заказчика присвоила 25 баллов (минимальное значение) по подкритерию «количество договоров» необходимо представить не менее 15 договоров за 2020-2023 годы на поставку продуктов питания (молочная продукция) в учреждения социальной сферы, которые предполагают адреса поставки не менее чем в пяти различных муниципальных образованиях. Для присвоения 50 баллов — не менее 20 договоров, для присвоения 75 баллов — не менее 25 договоров, для присвоения 100 баллов — не менее 30 договоров.

При этом, для того, чтобы заявке участника было присвоено 25 баллов по подкритерию «сумма договоров» необходимо, чтобы совокупная стоимость (цена) договоров, отвечающих указанным выше условиям превышала 30 % (от 30% до 50%) от начальной максимальной цены закупки (72 310 156,36 руб), а именно: совокупная стоимость таких договоров должна составлять от 21 693 046,91 руб. до 36 155 078,18 руб. Для присвоения 50 баллов совокупная стоимость договоров должна составлять от 51% до 70% от начальной максимальной цены закупки (от 36 878 179,74 руб. до 50 617 109,45 руб), для присвоения 75 баллов совокупная стоимость договоров должна составлять от 71% до 90% от начальной максимальной цены закупки (от 51 340 211,02 руб. до 65 079 140,72 руб), для присвоения 100 баллов совокупная стоимость договоров должна составлять от 91% до 100% от начальной максимальной цены закупки (от 65 802 242,29 руб. до 72 310 156,36 руб).

Согласно доводу жалобы заявителя, требование о предоставлении договоров поставки молочной продукции, заключенных именно с учреждениями социальной сферы, предусматривающий не менее пяти адресов доставки в разных муниципальных образованиях, не выполним для всех организаций, кроме хозяйствующего субъекта, с которым на протяжении длительного времени заказчиком заключаются договоры с аналогичным предметом (ООО «Фирма Калория»).

Заказчик пояснил, что данное условие обусловлено необходимостью выявления участника, обладающего опытом поставки товаров одновременно по разным адресам.

Между тем, как установила комиссия Краснодарского УФАС России, такое требование ничем не обосновано, поскольку в равной мере данный опыт может быть подтвержден наличием у потенциальных поставщиков на исполнении в одном периоде времени нескольких договоров на поставку молочной продукции.

При этом в совокупности с иными требованиями, предъявленными Заказчиком к договорам с аналогичным опытом (поставка в учреждения социальной сферы, поставка молочной продукции), а также количественными и стоимостными показателями данных договоров (не менее 15 договоров для присвоения минимального количества баллов по подкритерию «количество договоров» и не менее 21 693 046,91 руб. совокупной стоимости исполненных договоров для присвоения минимального количества баллов по подкритерию «совокупная стоимость договоров»), присвоение потенциальным участникам закупки баллов по данному критерию маловероятно.

Таким образом, указанные требования к договорам, подлежащим к оценке по критерию «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара», а также порядок оценки, не позволяет объективно выявить участников, обладающих достаточным опытом; положения закупочной документации приводят к ограничению количества участников закупки и не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках; довод жалобы заявителя обоснован.

В жалобе заявитель обратил внимание на то обстоятельство, что согласно документации о закупке участники лишены возможности предоставить в качестве подтверждения опыта договоры, заключенные в гражданско-правовом порядке.

Между тем, как установлено комиссией Краснодарского УФАС России, закупочная документация как такового запрета на предоставление гражданско-правовых договоров не содержит, данный довод заявителя не обоснован.

В своей жалобе Заявитель обращает внимание, что документация о закупке не позволяет однозначно определить, в каком порядке будет происходит оценка заявок участников по подкритерию «количество договоров». По мнению Заявителя, формулировки «не менее 15», «не менее 20», «не менее 25», «не менее 30» допускают присвоение любого количества баллов участнику, представившему более 30 договоров.

Между тем, комиссия Краснодарского УФАС России расценивает данный довод в качестве несостоятельного, поскольку в пункте 22 Документации о закупке установлено, какое именно количество баллов будет присвоено участникам закупки при предоставлении определенного количества договоров.

Другим доводом жалобы Заявителя является утверждение о том, что в порядке оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт участника процедуры закупки при поставке товара» не установлено предельное значение договоров, которые может представить участник закупки. По мнению Заявитель, в случае, если один участник закупки покажет избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкие баллы по данному критерию даже при наличии достаточного опыта аналогичных работ.

Вместе с тем, как следует из документации о закупке, максимальное количество баллов может получить участник, представивший 30 и более договоров с совокупной стоимостью от 91 до 100% от начальной максимальной цены закупки. Указанные показатели являются предельными для присвоения баллов. Таким образом, данный довод жалобы не обоснован.

На основании установленных обстоятельств, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что основания, предусмотренные частью 10 статьей 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для рассмотрения данной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о закупках, имелись.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрейдФуд» на действия Заказчика (государственное автономное учреждение Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения») при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (Молочная продукция) (извещение №32312666071 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Заказчику (государственное автономное учреждение Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения») предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Представителю ООО "ТрейдФуд" по доверенности Сорокину Владимиру Николаевичу
ИНН , ОГРН
ГАУ КК «ЦОП УСЗН
ИНН 2311127638, ОГРН 1102311005389
ООО РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666