Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2159/2021 по результатам рассмотрения жал... от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2159/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры

торгов и порядка заключения договоров

13 мая 2021 г.                                                                            г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

при участии с использованием системы ВКС представителя ООО «ТД РЕКС» (далее – Заявитель), при участии с использованием системы ВКС представителя АО «Международный аэропорт Сочи» (далее - Организатор торгов/Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку смеси ремонтной (извещение № 32110204901 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ТД РЕКС» на действия (бездействие) организатора торгов АО «Международный аэропорт Сочи» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку смеси ремонтной (извещение № 32110204901 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 13.05.2021 года в 10.30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов ограничивает права участников закупки, поскольку показатель «Коэффициент сульфатостойкости (365 дней) не менее 0,9%» включён в конкурсную документацию на основании СТО заводов изготовителей быстродействующих ремонтных смесей, которые не являются нормативными документами и не выкладываются в открытый доступ.

Организатор торгов возражает против доводов Заявителя, считает свои действия по проведению запроса предложений правомерными.  

Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 023/07/3-2159/2021, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные документы и сведения, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», установила следующее.

Организатор торгов осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно ст. 2 ФЗ № 223-ФЗ порядок осуществления закупочной деятельности АО «МАКр» регламентирован Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», утвержденным Советом директоров АО «Международный аэропорт «Краснодар» (в редакции от 31.03.2020 г.), далее – («Положение о закупках АО «Международный аэропорт «Краснодар»), Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «Международный аэропорт Сочи», утвержденным Советом директоров АО «Международный аэропорт Сочи» (в редакции от 31.03.2020 г.), далее – «Положение о закупках АО «Международный аэропорт Сочи», Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Аэропорт Анапа», утвержденным Советом директоров ОАО «Аэропорт Анапа» (в редакции от 31.03.2020 г.), (далее – «Положение о закупках ОАО «Аэропорт Анапа»).

19.04.2021 г. Организатор торгов разместил на сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32110204901 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку смеси ремонтной (извещение № 32110204901 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Начальная (максимальная) цена договора: 6 268 760,40 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из документов, предоставленных на рассмотрение Комиссией Краснодарского УФАС установлено следующее.

Согласно п. 5.9.1. Положений о закупках АО «Международный аэропорт «Краснодар», АО «Международный аэропорт Сочи», ОАО «Аэропорт Анапа»:

Рассмотрение Заявок Участников проводится из числа Участников размещения заказа, своевременно подавших Заявки на участие в Запросе. На этапе рассмотрения Комиссия проверяет Заявки и Участников размещения заказа на участие в Запросе на соответствие требованиям и условиям, установленным в Закупочной документации:

2) к продукции. Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных документацией о закупке, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

В Закупочной документации РАЗДЕЛ I Информационной карты Запроса п. 4.3.2. При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.

4.3.5.     В случае нарушения Участником требований к описанию продукции, установленных в пункте 4.3. Раздела I, Организатор вправе отклонить заявку такого Участника от дальнейшего участия в закупке.

Заявитель утверждает, что заказчики АО «Международный аэропорт «Краснодар», АО «Международный аэропорт Сочи» и ОАО «Аэропорт Анапа» неправомерно установили в техническом задании требование к техническим характеристикам товара тем самым лишив возможности участия ООО «ТД РЕКС» в данной процедуре.

Срок и адрес для подачи Заявок на участие в Запросе: Заявки на участие в Запросе принимались посредством функционала электронной торговой площадки с «19» апреля 2021г. и до 16 ч. 00 мин. «26» апреля 2021г.  Заявитель отправил жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы на этапе рассмотрения заявок после окончания срока подачи заявок.

В соответствии со ст. 48, 49 Воздушного кодекса РФ требования и правила эксплуатации аэродромов устанавливаются Федеральными авиационными правилами. Организация, осуществляющая эксплуатацию должна обеспечить соответствие аэродрома установленным правилам. Аэропорты Анапа, Краснодар и Сочи, являющиеся операторами аэродромов, обеспечивают соответствие покрытий аэродромов требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденными Приказом Минтранса № 262 от 25.08.2015 (далее - ФАП-262). ФАП 262 устанавливает требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы.

Приказом Минтранса РФ от 31.01.2011 № 29 утверждены типовые инструкции по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки. Согласно п.7.6. указанной инструкции аэропорт обязан в рамках аэродромного обеспечения полетов определить в том числе мероприятия по поддержанию аэродрома (вертодрома) в постоянной эксплуатационной готовности, порядок и сроки определения толщины слоя осадков на ВПП и коэффициента сцепления.

Согласно пояснениям Организатора торгов, закупка быстротвердеющих смесей для выполнения текущего ремонта покрытий направлена на обеспечение безопасности полетов, и обеспечение нормальной, бесперебойной эксплуатации аэродромных покрытий.

Требованием по коэффициенту сульфатостойкости в ТЗ связано именно с тем, чтобы снизить риски агрессивного воздействия на отремонтированные участки искусственных покрытий летного поля аэродрома, с целью сохранения целостности ремонтной вставки исключая ее растрескивание и разрушение. Наличие разрушенных ремонтных вставок является нарушением требований ФАП 262, и прямолинейно влияет на безопасность полетов, посторонние предметы в виде продуктов разрушения недопустимы на взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов.

Заявленные характеристики на поставку сухой ремонтной смеси подготовлены таким образом, чтобы обеспечить закупку быстротвердеющего ремонтного материала для выполнения оперативного текущего ремонта шелушений, сколов углов и кромок плит искусственных цементобетонных аэродромных покрытий на участках взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и стоянок для воздушных судов. 

Основным веществом быстротвердеющих ремонтных материалов является сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками марок 400 и 500, предел прочности, которого через 24 часа составляет 30 Мпа, через 28 суток составляет 60 МПа, что в свою очередь влияет на срок выполнения работ в условиях действующего аэродрома без негативного влияния на безопасность полетов.

Сульфатостойкий портландцемент с минеральными и химическими добавками   используют в транспортном строительстве для сопротивления агрессивным средам (продукты ГСМ, антигололедные, противообледенительные жидкости и др.)

Показателем сульфатостойкости является коэффициент сульфатостойкости, в закупочной документации данный показатель указан в диапазоне не менее 0,9%.

Кроме того, в соответствии с п. 1.3 ГОСТ Р 56378-2015 Стандарт не распространяется на особые случаи выполнения адгезионных соединений контактной зоны в экстремальных условиях окружающей среды (например, при особо низких температурах), а также в особых обстоятельствах, таких как непрогнозируемые воздействия (например, транспорта или льда) или нагрузки вследствие землетрясения, на которые распространяются специальные требования.

Непрогнозируемым воздействием для аэропорта Сочи является значительное увеличение количества принимаемых ВС в связи с ростом внутреннего туризма, связанного с ограничениями международного сообщения.

Метод определения сульфатостойкости описан в ГОСТ Р 56678-2015 «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Метод определения сульфатостойкости бетона».

Настоящий стандарт устанавливает метод определения сульфатостойкости бетонов, изготовленных на цементах на основе портландцемента, в том числе с минеральными и химическими добавками.

 ГОСТ Р 56678-2015 применяют в научно-исследовательских лабораториях и организациях при подборе состава сульфатостойкого бетона, использовании новых материалов для изготовления бетона.

Все материалы, предназначенные для выполнения текущего ремонта и эксплуатационного содержания аэродромов гражданской авиации РФ, могут быть использованы на аэродроме только при наличии соответствующего заключения, аккредитованного НИИ в области гражданской авиации РФ.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

Согласно п.п. 1, 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как указано выше, согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию продукции, качеству, техническим характеристикам товара, иные требования в соответствии с потребностями Заказчика.

Согласно п. 3.2.3. Положения о закупках Заказчик самостоятельно устанавливает требования к Участникам закупки, форме, содержанию заявок, требований к закупаемой продукции, ее описанию и составу, условиям поставки и определяет необходимые документы, подтверждающие соответствие этим требованиям.

Таким образом право Заказчика самостоятельно определять требования и описание закупаемой продукции, ее функциональные, потребительские свойства и иные параметры предмета закупки является определяющим и не зависящим от внешних факторов, исключительно исходя из потребностей Заказчика.

    Согласно Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Соответственно требования по техническим характеристикам Технического задания не нарушают требования Федерального закона № 223-ФЗ, Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не ограничивают допуск участников к процедуре. Закупочная документация и технические характеристики поставляемого товара была опубликована, заблаговременно известна и применялась на равных условиях ко всем участникам закупки, любой потенциальный участник закупки не лишен возможности предложить товар с характеристиками, указанными в Техническом задании.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В жалобе Заявителя не содержится указаний на совершение Организатором торгов действий (бездействий), предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о Закупках.

На заседании по рассмотрению дела № 023/07/3-2159/2021 в действиях Организатора торгов не установлено нарушений, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках. 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТД РЕКС» на действия (бездействие) организатора торгов АО «Международный аэропорт Сочи» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку смеси ремонтной (извещение № 32110204901 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя

комиссии                                                                                 <…>

          

Члены Комиссии:                                                                    <…>

 

                                                                     <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны