Решение б/н , от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                               

Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2021 года                                     г. Краснодар

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2021 года                               

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 023/01/11-1918/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>,

<…>,

<…>,

при использовании системы видео-конференц-связи, после перерыва, объявленного 14.12.2021, в присутствии представителя ООО «ШАНС И С» <…> по доверенности от 08.12.2021 № <…>, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело № 023/01/11-1918/2021 по признакам нарушения ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА» ИНН: 2312169052, 350058, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 137; ООО «ВЕКТОР» ИНН: 2312196842, 350088, г. Краснодар, ул. Трамвайная, д.2, каб.16; ООО «ЛУЧ» ИНН: 2312142460, 350912, г. Краснодар, ул. им. Лавочкина (Пашковский жилой массив Т, д. 7, лит. К 1, пом.3); ООО «ШАНС И С» ИНН: 2310045929, 350000, г. Краснодар, ул. им. Орджоникидзе, д.60, оф.19; ЧОУ ДПО «ЛИДЕР+» ИНН: 2308980606, 350058, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 159/1, пом.2; НЧОУ ДПО «АВТОШКОЛА «ФЛАГМАН» (ИНН: 2309085652, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 216/1) (далее – Автошколы) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в единовременном и синхронном повышении стоимости обучения по программе подготовки водителей транспортных средств по категории «В» и установлении ее в размере 42000 рублей,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили обращения <…>, <…> по вопросу обоснованности установления вышеуказанными автошколами г. Краснодара единой стоимости обучения по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В» в размере 42 000 рублей, что по мнению Заявителей указывает на заключение антиконкурентного соглашения.

В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Приказом Краснодарского УФАС России от 22.04.2021 № 81 в отношении ООО «ШАНС И С», ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА», ООО «ВЕКТОР», ООО «ЛУЧ», ЧОУ ДПО «ЛИДЕР+», НЧОУ ДПО «АВТОШКОЛА «ФЛАГМАН» возбуждено дело 023/01/11-1918/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Краснодарского УФАС России исх. от 27.04.2021 № 11756/5 дело № 023/01/11-1918/2021 назначено к рассмотрению на 22.06.2021. Определением от 22.06.2021 (исх. от 23.06.2021 № 17729/5) рассмотрение дела отложено на 26.07.2021. Определениями от 26.07.2021 (исх. от 26.07.2021 № 21060/5, от 26.071.2021 № 21061/5) рассмотрение дела продлено до 27.01.2022 и отложено на 21.09.2021. Определением от 21.09.2021 (исх. № 26677/5 от 21.09.2021) рассмотрение дела отложено до 21.10.2021. Определением от 21.10.2021 рассмотрение дела отложено до 18.11.2021 (исх. от 22.10.2021 № 30096/5). 18.11.2021 Комиссией рассмотрение дела отложено на 14.12.2021 (исх. от 19.11.2021 № 32868/5) в связи с принятием в соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела (исх. от 22.11.2021 № 32992/5).  14.12.2021 Комиссия, рассмотрев дело, руководствуясь ст. 46 Закона о защите конкуренции, объявила перерыв до 20.12.2021.

Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле 023/01/11-1918/2021 доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, с учетом письменных пояснений (возражений), представленных на заключение об обстоятельствах дела, установила следующее.

С января 2021г. ООО «ШАНС И С», ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА», ООО «ВЕКТОР», ООО «ЛУЧ», ЧОУ ДПО «ЛИДЕР+», НЧОУ ДПО «АВТОШКОЛА «ФЛАГМАН» единообразно и синхронно увеличена стоимость обучения по профессиональной программе подготовки водителей транспортных средств по категории «В» на 13,5% (с 37000,0 рублей) и установлена на одном уровне в размере 42000,0 рублей, за 1 обучающегося.

Таблица 1

Наименование «автошколы»

Основание установления цены

Дата введения

Стоимость, руб./чел.

ООО «ЛУЧ»

Приказ от 11.01.2021 № 1/3

11.01.2021

42000,0 рублей

ООО «ВЕКТОР»

Приказ от 28.12.2020 № СО-4

01.01.2021

42000,0 рублей

ООО «ШАНС И С»

Приказ от 24.12.2020 № 21-п

01.01.2021

42000,0 рублей

ЧОУДПО «ЛИДЕР+»

Приказ от 11.01.2021 № 3

11.01.2021

42000,0 рублей

НЧОУДПО «Автошкола Флагман»

Приказ от 30.12.2020 № 39

01.01.2021

42000,0 рублей

ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА»

Сведения не представлены

Январь2021

42000,0 рублей

Действующее законодательство не запрещает ведение хозяйственной деятельности с учетом особенностей рыночной ситуации, в том числе не исключает возможность изменения самостоятельной ценовой политики хозяйствующего субъекта. Вместе с тем любые действия должны быть совершены с соблюдением предусмотренных антимонопольным законодательством запретов, в том числе избегая направленности на монополизацию рынка путем использования таких методов антиконкурентной борьбы, как заключение картельных соглашений.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учётом принципа разумности и обоснованности.

Деятельность образовательных учреждений г. Краснодара по профессиональной программе подготовки водителей транспортных средств, в том числе по категории «В» осуществляется на основании лицензии, выданной Министерством образовании, науки и молодежной политики Краснодарского края, и должно соответствовать установленным требованиям учебно – материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Соответствующее заключение о соответствии требованиям учебно – материальной базы и порядок его выдачи утвержден приказом МВД Российской Федерации от 04.02.2019 № 50.

Оказание образовательных услуг «автошколами» осуществляется на основании ч.17 ст.2, ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 № 1441.

Образовательные программы разрабатываются на основе Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408.

Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" (приложение 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408) включает перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Примерной программой предусмотрено 190/188 учебных часов, из них на теоретические занятия – 100 часов; практические – 90/88 часов (в зависимости от трансмиссии, установленной на транспортном средстве).

Автошколы самостоятельно определяют условия своей деятельности, образовательную, договорную, маркетинговую и ценовую политику.

Реализация образовательных услуг осуществляется посредством заключения с обучающимися договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования по типовой форме, утвержденной в каждой автошколе.

Условия договоров о дополнительном профессиональном образовании изменяются и дополняются сторонами в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом принципа свободы договора. Условие о цене образовательных услуг в договоре может отличаться в сторону уменьшения от установленной в соответствующий период, в том числе с учетом проводимых рекламных акций, скидок.

В соответствии с ч. 5 ст. 54 Закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Стоимость образовательных услуг рассчитывается по затратному методу исходя из объема часов учебного плана программы, утвержденной в каждом образовательном учреждении (обществе), и зависит также от количества обучающихся в группе.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

В силу данного антимонопольного запрета исключается возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, для нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях перевозчиков необходимо установить наличие единой противоправной цели, позволяющей извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.

Автошколами представлены пояснения, согласно которым деятельность осуществляется ими самостоятельно, а повышение стоимости обучения в 2021г. обосновано увеличением расходов при осуществлении образовательной деятельности, т.е. является следствием объективных экономических процессов, влияющих на их деятельность.

В стоимость образовательных услуг включаются расходы на заработную плату преподавателей, мастеров производственного обучения и обслуживающего персонала, оплату установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, страховых взносов, услуг банков, обучение и повышение квалификации преподавательского состава (1 раз в три года), приобретение транспорта (обновление автопарка), аренду учебных и вспомогательных помещений, закрытых площадок для практических занятий по вождению, оборудование для целей учебного процесса, учебных автомобилей и дублирующих педалей, амортизацию транспортных средств, рекламу, оплату ГСМ, техническое обслуживание и ремонт ТС, ОСАГО,  страхование, системы ГЛОНАСС, коммунальные (эксплуатационные) услуги, расходные материалы, учебно – методические пособия, оснащение учебных кабинетов, санитарно-эпидемиологические требования в условиях ограничительных мер. В расходах также учитываются обязательные требования по наличию и техническому сопровождению сайта, подключению к системе ФИС ФРДО с обязательной аттестацией рабочего места, созданию безопасной и безбарьерной среды для обучающихся.

ООО «Вектор» представлены сведения, согласно которым повышение стоимости обучения в 2020 году обусловлено увеличением себестоимости оказываемых услуг в связи с увеличением затрат на оплату труда, ростом цен на ГСМ, расходных материалов, полиграфических услуг, а также рекламу в связи с высокой конкуренцией на товарном рынке г. Краснодара. Из представленной калькуляции стоимости обучения следует, что основные затраты приходятся на учебно-эксплуатационные расходы (аренду помещений, коммунальные расходы, аренду автодрома), расходы на рекламу, ГСМ.

Согласно Положению об оказании платных услуг в ООО «Вектор», договор на оказание платных образовательных услуг заключается непосредственно с каждым обучающимся в рамках ГК РФ, стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем (п. 3.7 Положения), в связи с чем стоимость обучения (цена договора) может отличаться, что также не противоречит Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441.

Так, согласно реестру заключенных договоров на оказание образовательных услуг по подготовке водителей категории «В» за 1 пг. 2021г., фактическая стоимость договоров варьировалась от 15000,0 до 47000,0 рублей, 2 человека прошли обучение по 5000 руб. на каждого, 22 человека –по 15000 рублей, 4- по 37000 рублей, т.е. заключались по разной цене в зависимости от выбранного тарифа (Базовый тариф, Стандартный тариф) и количества обучающихся в группе.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Луч», Обществом с учетом изменения цены по основным расходным позициям (горюче – смазочные материалы, запчасти, аренда помещений, коммунальные платежи) принято самостоятельное решение об изменении цены обучения и установления ее в размере 42000 рублей. Повышение стоимости обучения в 2021 году также обусловлено увеличением затрат на рекламу и ее размещение в сети Интернет.

Вместе с тем, стоимость обучения напрямую зависит от количества человек в группе, так, при наборе с 01.02.2021 по 31.03.2021 в группу от 10 человек, стоимость обучения составляла 18 500,0 рублей на одного обучающегося; в 2020 году при установленном тарифе 37000,0 рублей, фактическая стоимость обучения в 2020 составляла от 12363,00 рублей до 31000,0 рублей и зависела в том числе от количества человек в группе. В школе также действует постоянная система скидок и акций. Из сведений, представленных ООО «Луч» по состоянию на 01.11.2021 стоимость обучения не изменялась и составляет 42000,0 рублей.

ЧОУ ДПО «Формула» представлены пояснения об установлении стоимости обучения по программе подготовки водителей ТС категории «В» базируясь на принципах ценовой политики, а именно: соответствие цены образовательных услуг расчету затрат; приемлемость уровня цены образовательных услуг с точки зрения потенциальных потребителей. Повышение стоимости образовательных услуг в 2021г. произведено в целях обеспечения выживаемости и удержания уровня безубыточности предприятия, при этом ценовая политика Учреждения предусматривает гибкую систему скидок.

Из представленных ЧОУ ДПО «Формула» копий договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере образования, полная стоимость платных образовательных услуг в 2021 за весь период обучения Обучающегося составляла 25000,0 рублей.

Согласно реестру заключенных договоров на оказание образовательных услуг НЧОУ ДПО «Автошкола «Флагман», фактическая стоимость договоров составляла от 37000,0 рублей до 42000,00 рублей. Повышение стоимости в 2021 вызвано увеличением расходов на оплату труда, налоги, отчисления в фонды, ГСМ. Ключевую роль в ценообразовании играет количество обучающихся.

ЧОУ ДПО «Лидер+» представлены пояснения, согласно которым рентабельность зависит от набора и определяется количеством обучающихся в группе: при наборе в группу менее 10 человек, смета предусматривает расходы только по «защищенным статьям»: заработная плата, взносы, налоги, аренда, ЖКХ, услуги банков, топливо, технический и медицинский осмотр, что и составляет стоимость обучения на 1 человека в размере 42000 рублей; при наборе группы 10 и более человек или полноценной группы в 30 человек Обществом применяется утвержденная система скидок, что также позволяет улучшать учебно-материальную базу и обеспечивать финансовую устойчивость учебного заведения.

Ценообразование ООО «Шанс и С» на оказываемые образовательные услуги включает в себя определение максимальных цен с учетом стоимости расходов. Обществом рассчитана предельно (максимальная) цена на образовательные услуги по обучению водителей транспортных средств категории «В» в размере 42000 рублей (приказ от 24.12.2020 № 21П), что соответствует принятой маркетинговой политике Общества, позволяющей использовать гибкую систему скидок при заключении индивидуальных договоров, ограниченной предельным размером в 42000 рублей, в связи с этим фактически реализуемая стоимость образовательных услуг на 10-15% ниже максимально установленной.

Согласно п. 1.6 Положения о порядке оказания платных образовательных услуг ООО «Шанс и С», Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Реализация образовательных услуг производится посредством заключения договора по типовой форме, утвержденной приказом от 01.10.2019 № 41. Пункт 5.1.2 типовой формы предусматривает отдельную оплату технического обслуживания и ремонта учебно-транспортного средства за весь период обучения в фиксированном размере, которая производится непосредственно лицу, осуществляющему такое обслуживание и ремонт. По состоянию на 1 пг. 2021 такой размер платы составлял 20000 рублей и обусловлен заключением отдельного договора технического обслуживания учебного автотранспорта между ООО «Шанс и С» и индивидуальным предпринимателем.

Из реестра договоров, представленных ООО «Шанс и С», следует, что фактически получаемый Обществом размер стоимости оказываемых услуг (без технического обслуживания и ремонта учебного автотранспорта) составляет 55% (22000-23000 рублей) от максимально установленного размера. Средний размер стоимости услуг по обучению с учетом применения скидок, рекламных акций (единовременных, постоянных, сезонных и пр.), включая техническое обслуживание и ремонт автотранспорта составляет 38000-39000 рублей.

Таким образом, при расчете стоимости каждого договора Автошколы руководствуются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 54 Закона об образовании, Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441, что подтверждается представленными документами о фактической стоимости заключенных договоров, в том числе по различным ценам, отличным от утвержденных в автошколах, что обусловлено индивидуальным подходом к обучающимся с учетом принятой в каждом обществе (учреждении) ценовой политики.

Согласно открытым источникам информации в г. Краснодаре действует не менее 30 аккредитованных школ, в связи с чем, лица, желающие пройти обучение по соответствующей программе имеют возможность выбрать соответствующее образовательное учреждение (общество) с учетом развитой конъюнктуры рынка.

По результатам анализа документов, имеющихся в материалах дела, Комиссией не установлена достаточная совокупность обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о достижении договоренности (соглашении) между ответчиками по повышению стоимости обучения по программе подготовки водителей транспортных средств по категории «В» и установлении ее в размере 42000 рублей, а само по себе возможное совпадение утвержденных цен у хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные образовательные услуги не свидетельствуют о наличии факта антиконкурентного сговора по смыслу п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах, Комиссия не установила в действиях ООО «ШАНС И С», ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА», ООО «ВЕКТОР», ООО «ЛУЧ», ЧОУ ДПО «ЛИДЕР+», НЧОУ ДПО «АВТОШКОЛА «ФЛАГМАН» факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 7 статьи 48.1, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

023/01/11-1918/2021 в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ООО «ШАНС И С», ЧОУ ДПО «ФОРМУЛА», ООО «ВЕКТОР», ООО «ЛУЧ», ЧОУ ДПО «ЛИДЕР+», НЧОУ ДПО «АВТОШКОЛА «ФЛАГМАН» нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии:                                                                                   <…>      

 

Члены Комиссии:                                                                                                <…> 

 

                                                                                                                               <…>      

 

      <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны