Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4891/2021 по результатам рассмотрения жал... от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4891/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27 октября 2021 г.                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного, ООО «Сахалид» (далее – Заявитель), при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Новороссийский мазутный терминал (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление независимого строительного контроля при реализации проекта 219/20-Т «Техническое перевооружение наружных сетей холодного водоснабжения ООО «НМТ». Прокладка трубопроводов пополнения противопожарного запаса воды, с подключением в магистральные водоводы» (извещение № 32110668138 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление независимого строительного контроля при реализации проекта 219/20-Т «Техническое перевооружение наружных сетей холодного водоснабжения ООО «НМТ». Прокладка трубопроводов пополнения противопожарного запаса воды, с подключением в магистральные водоводы» (извещение № 32110668138 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 27.10.2021г. в 11:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов в Документации установил требования, противоречащие нормам Федерального закона от 18.07.2011г.                      № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-4891/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение), утвержденным протоколом Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019г. № 5.

24.09.2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110668138 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление независимого строительного контроля при реализации проекта 219/20-Т «Техническое перевооружение наружных сетей холодного водоснабжения ООО «НМТ». Прокладка трубопроводов пополнения противопожарного запаса воды, с подключением в магистральные водоводы».

Начальная (максимальная) цена договора – 504 559,80 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 24.09.2021г.

Дата и время окончания подачи заявок - 11.10.2021 в 12:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, установленное в пункте 1.1.9 главы 4 Документации, требование к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства противоречит положению части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1.1.9 главы 4 Документации, в составе заявки участником закупки представляется действующая выписка из реестра членов СРО по месту регистрации организации. Выписка из реестра членов СРО по форме, согласно Приказу Ростехнадзора от 04.03.2019г. № 86. Срок действия выписки должен составлять не более одного месяца с даты её выдачи (часть 4, статьи 55.17 ГрК РФ). Членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Наличие права выполнять работы в отношении особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). Совокупный размер обязательств исполнителя по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, должен быть не ниже первого уровня ответственности исполнителя по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, предметом договора строительного подряда являются работы по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Вместе с тем, предметом обжалуемого аукциона является право заключения договора на осуществление независимого строительного контроля при реализации проекта 219/20-Т «Техническое перевооружение наружных сетей холодного водоснабжения ООО «НМТ». Прокладка трубопроводов пополнения противопожарного запаса воды, с подключением в магистральные водоводы». Сумма договора строительного подряда по вышеуказанному проекту составляет 6 272 532,31 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ, технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, положения части 2.1 статьи 52 ГрК РФ не применимы в рамках настоящей закупочной процедуры, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил в пунктах 1.1.7 и 1.1.8 главы 4 Документации требование к участникам закупки о предоставлении документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала. По мнению Заявителя установленные требования не предусматривают возможность привлечения субподрядчиков и соисполнителей, а также не гарантируют надлежащего исполнения договора.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, при осуществлении закупки Организатор торгов устанавливает в Документации требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения, Организатор торгов при необходимости устанавливает дополнительные требования, если иное не установлено Законом о закупках, в том числе, согласно пункту 4.2.5 Положения, требование о наличии специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Согласно пункту 4.3 Положения, участник закупки обязан подтвердить соответствие требованиям к участнику закупки документами, определенными Документацией и Извещением.

В соответствии с пунктом 1.1.8 главы 4 Документации, в составе заявки участником закупки предоставляются заверенные копии документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, Организатором торгов установлено требование о наличии специалистов в области строительного контроля, зарегистрированных в Национальном реестре специалистов в области строительства.

Согласно пояснениям Организатора торгов, данные сведения необходимы для включения в акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, в соответствии с Приложением № 1 к Требованиям к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006г. № 1128.

Кроме того, исходя из положений статей 55.5-1, 55.6 ГрК РФ, членами СРО могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным СРО к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО, а также наличия специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно подпункту 2 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, установлено требование о прохождении специалистами участника аукциона обучения в следующих областях аттестации: А.1 «Основы промышленной безопасности»; Б.1.9 «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов» (или Б.1.11 «Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ»); Б.8.3 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются сосуды, работающие под избыточным давлением»; Б.9.3 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов», в соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.09.2020г. № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности), ООО «Новороссийский мазутный терминал» является опасным производственным объектом, что подтверждается свидетельством о регистрации ОПО от 20.01.2021г. № А30-07089.

Согласно части 1 статьи 14.1 Закона о промышленной безопасности, работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», к категориям работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности отнесены, в том числе, работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, а также работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

На основании изложенного, установленное подпунктом 2 пункта 1.1.8 главы 4 Документации требование является обязательным, в соответствии с действующим законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, и не противоречит нормам Закона о закупках и раздела 4 Положения.

Согласно подпункту 3 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, установлено требование о предоставлении участником закупки копий удостоверений о прохождении всеми заявленными работниками обучения по охране труда.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Согласно пункту 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003г.                   № 1/29 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003г. № 4209), работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Указанное требование установлено в соответствии с трудовым законодательством, на основании пункта 4.1.1 Положения и не противоречит требованиям Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, Организатором торгов установлено требование о предоставлении копий действующих удостоверений об обучении правилам охраны труда при работе   на высоте.

Согласно пункту 2 Правил по охране труда при работе на высоте (далее – Правила), утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020г. № 782н, требования Правил распространяются на работников и работодателей - физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте.

В соответствии с пунктом 17 Правил, работники, выполняющие работы на высоте, должные знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте, а также обладать соответствующими практическими навыками.

Согласно пункту 25 Правил, работникам, успешно сдавшим экзамен по результатам проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, выдается удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте (рекомендуемый образец предусмотрен приложением № 1 к Правилам).

Согласно подпункту 5 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, Организатором торгов установлено требование о предоставлении копий удостоверений о прохождении обучения по электробезопасности всех работников, заявленных для выполнения работ по договору строительного контроля.

В соответствии с пунктом 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003г. № 6, Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

Согласно пункту 1.4.1 Правил, эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Вместе с тем, пунктом 3 Технического задания предусмотрено выполнение работ на объекте систем электрообогрева трубопроводов.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России не усматривает в данном требовании нарушений положений Закона о закупках.

Согласно подпункту 6 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, Организатором торгов установлено требование о предоставлении копий удостоверений о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму.

Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 Правил, лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.

Согласно подпунктам 7 и 8 пункта 1.1.8 главы 4 Документации, Организатором торгов установлено требование о предоставлении копий действующих аттестационных удостоверений специалистов сварочного производства (НАКС), а также копий действующих квалификационных удостоверений, выданных аккредитованным Независимым органом по аттестации персонала в области неразрушающего контроля (НОАП).

Согласно пояснениям Организатора торгов, наличие указанных документов необходимо для проведения экспертной оценки качества и правильности выполнения технологический операций по сварке металлоконструкций и трубопроводов, и проведения экспертной оценки качества строительных материалов и оборудования при процедуре входного контроля.

Согласно подпункту 5.5 пункта 5 Технического задания, в объем услуг по осуществлению строительного контроля входит входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования.

Согласно подпункту 5.6 пункта 5 Технического задания, в объем услуг по осуществлению строительного контроля входит освидетельствование и оценка выполненных работ и конструктивных элементов, а также скрытых работ.

В соответствии с пунктом 102 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением». Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. № 536, компетентность сварщиков, специалистов сварочного производства и специалистов неразрушающего контроля, участвующих в работах по ремонту, монтажу, реконструкции (модернизации) оборудования под давлением в целях установления возможности их допуска к выполнению работ должна быть подтверждена в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением». Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. № 536, контроль качества сварных соединений и материалов при монтаже, ремонте, модернизации (реконструкции), в процессе эксплуатационного контроля, технического диагностирования, а также при проведении экспертизы промышленной безопасности, аттестации технологии сварки, аттестации сварщиков и контроле выполненных ими перед допуском к производству работ контрольных сварных соединений осуществляется лабораториями, подтвердившие свою компетентность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Визуальный и измерительный контроль, а также проверку характеристик материалов (марка металла, наличие легирующих элементов) автоматическим прибором (анализатором металла), выполняемые в объёме входного контроля и операционного контроля, допускается проводить работникам соответствующей указанным видам контроля квалификации подразделений организации, обязанностями которых предусмотрено выполнение указанных операций.

На основании изложенного, установленные пунктом 1.1.8 главы 4 Документации, требования являются обоснованными и необходимыми для допуска на территорию Организатора торгов, с учётом специфики его деятельности, для выполнения работ по договору строительного контроля.

Согласно пояснениям Организатора торгов, требования пункта 1.1.7 главы 4 Документации о наличии квалифицированных работников в штате участника закупочной процедуры обусловлены необходимостью наличия специалистов строительного контроля для выполнения строительно-монтажных работ по ранее заключенному договору строительного подряда.

В соответствии с пунктом 1.3 Проекта договора, срок оказания услуг по осуществлению независимого строительного контроля – от даты первого уведомления до даты подписания акта приемки завершенного объекта.

Согласно пункту 2.2 Проекта договора, выезд инженера по независимому строительному контролю на объекты заказчика осуществляется на основании официального уведомления (письмом, по электронной почте, по телефонной связи), направленного за 1 рабочий день до указанной в уведомлении даты.

Таким образом, с учетом срока заключения договора, уведомление может быть направлено через 11 дней после подведения итогов аукциона.

На основании изложенного, отсутствие квалифицированных работников и необходимость привлечения сторонних специалистов после заключения договора на осуществление строительного контроля могут повлечь нарушение сроков выполнения работ.

Вместе с тем, пунктом 10.5 Документации, установлена возможность подачи коллективной заявки, что обеспечивает широкий круг участников аукциона.

В соответствии с пунктом 4.3.1 Положения, а также пунктом 10.5 Документации, в случае участия в закупке коллективного участника, подтверждение таким участником соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 4.1, 4.2 Положения о закупке, должно быть представлено в отношении участника закупки, подающего коллективную заявку, с учетом распределения обязанностей между лицами, выступающими на стороне такого участника.

Таким образом, заинтересованные лица, не обладающие необходимой квалификацией по каждому отдельному виду работ имеют возможность подать коллективную заявку, обеспечив полное соответствие требованиям Организатора торгов.

На основании изложенного, использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Указание в закупочной документации конкретных требований к участникам закупки обусловлены определённой потребностью Организатора торгов, а также направлены на выявление исполнителя, в наилучшей степени отвечающего требованиям Организатора торгов. При этом, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований.

Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г.                 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сахалид» на действия Организатора торгов – ООО «Новороссийский мазутный терминал» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление независимого строительного контроля при реализации проекта 219/20-Т «Техническое перевооружение наружных сетей холодного водоснабжения ООО «НМТ». Прокладка трубопроводов пополнения противопожарного запаса воды, с подключением в магистральные водоводы» (извещение № 32110668138 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии                                  

 

Члены Комиссии:                                                                    

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны