Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 180/2016 от 9 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
|
Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 03.11.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 180/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Майсеева А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело № 180/2016 по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Краснодар» (350033, г. Краснодар, ул. Строителей, 23) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании <…> - представителя ООО «Лидерстрой», действующего по доверенности от <…>, <…> - представителя АО «Газпром газораспределение Краснодар», действующего по доверенности от <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение ООО «Лидерстрой» письмом от 26.02.2016 № 50 (вх. от 26.02.2016 № 2069) на действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Краснодар», выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская».
По результатам рассмотрения обращения ООО «Лидерстрой» установлено, что ООО «Лидерстрой» (далее – Заявитель) направило в адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» заявку о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта – многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская» с планируемым максимальным часовым расходом газа – 298 м3/час (вх. АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 11.01.2016).
АО «Газпром газораспределение Краснодар» на вышеуказанную заявку письмом от 15.01.2016 № СО-01/9-04-12/214 сообщило Заявителю, что в представленном расчете потребности в тепле и топливе, выполненном ООО «Газстрой», максимальный часовой расход газа не соответствует сумме номинальных расходов газа установленными отопительными котлами, расчет максимального часового расхода газа для газовых пищеприготовительных печей выполнен некорректно в части подбора коэффициента одновременности, который необходимо применять для отдельных жилых домов и учитывая, что планируемый максимальный часовой расход газа согласно мощности устанавливаемого газоиспользующего оборудования на объекте будет превышать 300 куб. метров, ООО «Лидерстрой» необходимо получить заключение газотранспортной и газораспределительной организации о наличие технической возможности подключения согласно п. 56, 57 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
Согласно п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 72 Правил № 1314 установлено, что исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил № 1314, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении (п. 74 Правил № 1314).
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Краснодар» нарушен срок рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 с максимальным часовом расходом газа, не превышающем 300 куб. метров, предусмотренный п. 74 Правил № 1314, а также в нарушение п. 72 Правил № 1314 требует от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
В абзаце 4 пункта 2 Правил № 1314 указано, что исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
АО «Газпром газораспределение Краснодар» является субъектом естественных монополий по виду деятельности - транспортировка газа по трубопроводам.
В соответствии с абзацем 4 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Согласно Правилам № 1314 на АО «Газпром газораспределение Краснодар» возложены обязательства по выдаче технических условий и заключения договора на подключение объектов газопотребления и газораспределения.
Указанное свидетельствует, что механизм выдачи технических условий и заключения договора о подключении к сетям газораспределения является необходимым элементом для последующего осуществления действий по получению услуги по транспортировке газа.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа в пределах присоединенных и эксплуатируемых газораспределительных сетей в географических границах МО Динской район, с долей 100%.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом от 25.05.2016 г. № 266 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Краснодарским УФАС России в отношении АО «Газпром газораспределение Краснодар» возбуждено дело № 180/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 08.06.2016 о назначении дела № 180/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела – 02.08.2016.
Комиссией 22.09.2016 в рамках дела было принято Заключение об обстоятельствах дела № 180/2016.
В связи с чем, определением об отложении рассмотрения дела № 180/2016 от 22.09.2016 дело отложено на 26.10.2016.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 180/2016 доказательства, установила следующее.
ООО «Лидерстрой» (далее – Заявитель) направило в адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» заявку о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта – многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская» с планируемым максимальным часовым расходом газа – 298 м3/час (вх. АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 11.01.2016).
Согласно представленной заявке к ней были приложены следующие документы: учредительные документы, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, письмо об отсутствии объектов капитального строительства, ситуационный план, расчет планируемого максимального часового расхода газа, топографическая карта участка, письмо об отсутствии согласования с газотранспортной организацией, доверенность.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
Согласно п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю) (п. 63 Правил № 1314).
Пунктом 67 Правил № 1314 определено, что в случае если заявитель ранее не получал технические условия, в заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к сведениям и документам, указанным в пунктах 7 и 8 Правил № 1314, указываются следующие сведения:
а) правовые основания владения и (или) пользования земельным участком;
б) максимальный часовой расход газа отдельно по различным точкам (если их несколько) подключения (технологического присоединения) с обоснованием необходимости нескольких точек подключения (технологического присоединения).
Согласно п. 7 Правил № 1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек.
Согласно п. 8 Правил № 1314 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:
а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок);
б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;
в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).
В соответствии с п. 69 Правил № 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);
д) копии заключений газотранспортной организации и газораспределительной организации, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя (при наличии такой сети), о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (в случае, когда максимальный часовой расход газа превышает 300 куб. метров);
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).
Согласно п. 71 Правил № 1314 в случае если заявитель ранее не получал технические условия, к заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к документам, указанным в пункте 69 Правил № 1314, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;
б) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок;
в) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).
Представленный к заявке ООО «Лидерстрой» Расчет потребности в тепле и топливе выполнен ООО «Газстрой», имеющим свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 1030.04-2012-3442085510-П-133.
АО «Газпром газораспределение Краснодар» на вышеуказанную заявку письмом от 15.01.2016 № СО-01/9-04-12/214 сообщило Заявителю, что в представленном расчете потребности в тепле и топливе, выполненном ООО «Газстрой», максимальный часовой расход газа не соответствует сумме номинальных расходов газа установленными отопительными котлами, расчет максимального часового расхода газа для газовых пищеприготовительных печей выполнен некорректно в части подбора коэффициента одновременности, который необходимо применять для отдельных жилых домов и учитывая, что планируемый максимальный часовой расход газа согласно мощности устанавливаемого газоиспользующего оборудования на объекте будет превышать 300 куб. метров, ООО «Лидерстрой» необходимо получить заключение газотранспортной и газораспределительной организации о наличие технической возможности подключения согласно п. 56, 57 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.
Пунктом 72 Правил № 1314 установлено, что исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил № 1314, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении (п. 74 Правил № 1314).
Кроме того, ООО «Лидерстрой» повторно направило в адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» заявку о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта – многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская» с планируемым максимальным часовым расходом газа – 294,02 м3/час, с приложением документов, которые были представлены к заявке от 11.01.2016 (вх. АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 20.01.2016).
АО «Газпром газораспределение Краснодар» на вышеуказанную заявку письмом от 17.02.2016 № СО-01/9-04-12/914 сообщило Заявителю, что в представленном расчете потребности в тепле и топливе, выполненном ООО «Газстрой», не указан тип газовых плит и максимальный часовой расход газа на одну плиту, в этой связи, принимая в расчете ПГ-4 с расходом газа 1,25 м3/час, АО «Газпром газораспределение Краснодар» определило, что общий расход газа на объект составит свыше 300 м3/час, следовательно, для подготовки технических условий и заключения договора о подключении к сети газораспределения объекта ООО «Лидерстрой» необходимо представить в АО «Газпром газораспределение Краснодар» откорректированный расчет потребности в тепле и топливе.
Также, в указанном письме АО «Газпром газораспределение Краснодар» дополнительно сообщило, что согласно п. 56, 57 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, в случае, когда максимальный часовой расход газа на объект превышает 300 куб. метров в час заявителю необходимо получить заключение газотранспортной и газораспределительной организации о наличие технической возможности подключения.
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Краснодар» нарушен срок рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 с максимальным часовом расходом газа, не превышающем 300 куб. метров, предусмотренный п. 74 Правил № 1314, а также в нарушение п. 72 Правил № 1314 требует от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Лидерстрой» путем нарушения порядка рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская», с максимальным часовом расходом газа, не превышающем 300 куб. метров, в части несоблюдения срока рассмотрения заявки, предусмотренного п. 74 Правил № 1314, а также требования от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Лидерстрой» путем нарушения порядка рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская», с максимальным часовом расходом газа, не превышающем 300 куб. метров, в части несоблюдения срока рассмотрения заявки, предусмотренного п. 74 Правил № 1314, а также требования от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
- Выдать АО «Газпром газораспределение Краснодар» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 26.12.2016 АО «Газпром газораспределение Краснодар» рассмотреть заявку ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская», в соответствии с требованиями Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.
- Передать материалы дела № 180/2016 по факту нарушения АО «Газпром газораспределение Краснодар» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии О.Р. Коробкина
А.В. Майсеева
ПРЕДПИСАНИЕ № 20-180/2016
03.11.2016 г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 180/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Майсеева А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.11.2016 по делу № 180/2016 о нарушении АО «Газпром газораспределение Краснодар» (350033, г. Краснодар, ул. Строителей, 23) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- АО «Газпром газораспределение Краснодар» в срок до 26.12.2016 прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «Лидерстрой» путем нарушения порядка рассмотрения заявки ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская», с максимальным часовом расходом газа, не превышающем 300 куб. метров, в части несоблюдения срока рассмотрения заявки, предусмотренного п. 74 Правил № 1314, а также требования от заявителя предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
- АО «Газпром газораспределение Краснодар» в срок до 26.12.2016 рассмотреть заявку ООО «Лидерстрой» от 11.01.2016 на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах птицефабрики «Кубанская», в соответствии с требованиями Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.
- О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 29.12.2016 с приложением соответствующих документов.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии О.Р. Коробкина
А.В. Майсеева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписание антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.