Решение б/н / от 4 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 815/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      04 июня 2019 года                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «ЧИСТЫЙ КРАЙ» (далее – Заявитель) на действия администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Кавказский район электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории г.Кропоткина» (извещение № 0118300004519000235) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель в своей жалобе указывает, что аукционная документация Заказчика размещена в формате, который защищен от копирования отдельных фрагментов текста. По поз.4, 18, 23, 46 установлены требования с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.

Представителями уполномоченного органа, Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители не согласились и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Кавказский район проводился электронный аукцион: «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории г.Кропоткина» (извещение № 0118300004519000235). Заказчик - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 38 816 045,00 руб.

Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок № 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

В силу п.4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Приложение 2.4. Требования к товарам (материалам).pdf аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров (материалов), входящих в объект закупки (показатели их значения, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие), размещен в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Указанная позиция согласуется с определением Верховного суда РФ от 23.06.2017 №310-КГ17-7071.

Таким образом, размещенная на официальном сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не защищена.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где в Приложении установлены «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).

 

Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к используемому товару по поз.4 «Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь» установлено: «Песок, входящий в состав асфальтобетонной смеси, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 либо требованиям ГОСТ 31424-2010»; «Марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смести, должна быть не менее 600». Участником согласно Инструкции может быть выбран песок, входящий в состав асфальтобетонной смеси, соответствующей требованиям ГОСТ 8736-2014 с маркой по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси, не менее 600, что не соответствует требованиям ГОСТ 8736-2014, так как в соответствии с указанным ГОСТом марка по прочности песка не нормируется. 

Аналогичное описание установлено Заказчиком по поз.18 «Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б марка II», где «Наименьшая марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси 600»; поз.23 «Пористая асфальтобетонная смесь марка II», где «Марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси, должна быть не ниже 400»; поз.46 «Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б марка II», где «Марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси, должна быть не менее 600».

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки», где Заказчиком установлено: «При установлении заказчиком требований к нескольким допустимым альтернативным характеристикам товаров (материалов), разделенным союзами «или», «либо», «/», термином «допускается» участник закупки в первой части заявки указывает только те показатели и их значения, которые относятся к предлагаемому им товару (материалу);

Знак «,» означает перечисление всех необходимых заказчику товаров, характеристик товаров, значений показателей товаров за исключением случаев указания нескольких допустимых альтернативных характеристик, представляющих многообразие вариантов исполнения товара, перечисленных через запятую и обобщенных словом (фразой) в единственном числе, после которого (-й) следует знак двоеточие («:»). В последнем случае знак «,» следует читать как «или», участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из альтернативных».

Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что согласно требованиям Инструкции участникам закупки следует указать конкретный ГОСТ, которому будет соответствовать песок в составе асфальтобетонной смеси (требование установлено в соответствии с п.4.1.21 ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные. «Природный песок и песок из отсевов дробления горных пород должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736 и ГОСТ 31424». Требование к значению показателя марки по прочности песка по ГОСТ 31424 установлено таблицей 11 ГОСТ 9128-2013).

Вместе с тем, Разделом 8 предусмотрено: «Показатели и их значения, не характеризующие предлагаемый участником товар (материал), в первой части заявки указанию не подлежат».

Таким образом, в соответствии с Разделом 8, в случае если участник закупки предлагает песок природный по ГОСТ 8736 - указание показателя «Марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси» и значения этого показателя - в первой части заявки не подлежит.

Более того, по этому вопросу Заказчиком 03.06.2019 года опубликовано разъяснение следующего содержания:

Текст запроса: В аукционной документации в разделе 2 «Сведения о товарах (материалах) Описание объекта закупки +» в пункте №4 «Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь тип Б марка II» установлено требование: «Песок, входящий в состав асфальтобетонной смеси, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 либо требованиям ГОСТ 31424-2010... Марка по прочности песка, входящего в состав асфальтобетонной смеси, должна быть не менее 600».

Согласно инструкции по заполнению заявки «Показатели и их значения, не характеризующие предлагаемый участником товар (материал), в первой части заявки указанию не подлежат».

Просим дать разъяснения: в случае указания соответствия песка ГОСТу 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», в котором прочность песка природного не нормируется, участнику закупки необходимо руководствоваться положениями инструкции и исключить данный параметр или предоставить ответ, который будет противоречить ГОСТ?

Ответ: Показатели и их значения, не характеризующие предлагаемый участником товар (материал), в первой части заявки указанию не подлежат.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требо­ваний, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий            требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧИСТЫЙ КРАЙ» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300004519000235).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны