Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4543/2021 по результатам рассмотрения жал... от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4543/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05 октября 2021 г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Экспедиция 19» (далее – Заявитель) и представителя МУП МО Усть-Лабинский район «Водоканал» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32110612995 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32110612995 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 05.10.2021г. в 11:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил в Документации требования, противоречащие нормам Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-4543/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП МО Усть-Лабинского района «Водоканал» (далее – Положение), утвержденным приказом МУП МО Усть-Лабинского района от 08.10.2021г. № 50-п.

03.09.2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110612995 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора – 13 500 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 03.08.2021г.

Дата и время окончания подачи заявок - 20.09.2021 в 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г.  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 16 статьи 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов необоснованно ограничил круг участников конкурса, установив требование о наличии у участника закупки членства в СРО в области выполнения инженерных изысканий.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 5 Технического задания, объем услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» разделен на три этапа.

Первый этап включает работы по разработке 20 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов; получению санитарно-эпидемиологического заключения по каждому из 20 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов; получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения для каждого из 40 ВЗУ; получению 20 экспертных заключений по каждому из 20 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов:

Второй этап включает разработку 14 гидрогеологических заключений о возможности водоснабжения населенных пунктов за счет подземных вод по водозаборным узлам; подготовку 14 расчетов водопотребления по водозаборным узлам.

Третий этап работ составляет геодезические изыскания в составе: топографическая съемка в М 1:500, определение угловых координат участков недр, устьев скважин и высотных отметок на участке в системе WGS-84 и ГСК-2011 – 33 земельных участка.

Четвертый этап работ включает самостоятельный сбор и формирование пакета документов, направление документации в государственные органы, устранение выявленных замечаний, сопровождение процедуры выдачи лицензии и получение 16 лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного и федерального значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Согласно доводу Заявителя, предмет закупки не предусматривает строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а топографическую съемку вправе производить члены СРО кадастровых инженеров.

Вместе с тем, согласно пункту 104 ГОСТ 22268-76 «Геодезия. Термины и определения», топографической съемкой является комплекс работ, выполняемых с целью получения съемочного оригинала топографической карты или плана, а также получение топографической информации в другой форме.

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. № 624, создание и обновление инженерно-топографических планов, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений входит в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требует наличие у исполнителя работ членства в СРО в области инженерных изысканий.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Таким образом, наличие членства в СРО кадастровых инженеров предусматривает право осуществлять кадастровую деятельность и не распространяется на изготовление топографических планов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

В соответствии с доводом жалобы Заявителя, Организатор торгов, при разъяснении положений Документации изменил требования к масштабу топографической съемки, чем нарушил требования части 4 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно документам, представленным на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС, 15.09.2021г. Организатор торгов разместил в ЕИС разъяснение положений документации, следующего содержания: «согласно Технического задания нужно сделать геодезические изыскания в составе: топографическая съемка в М 1:500, определение угловых координат участков недр, устьев скважин и высотных отметок на участке в системе WGS-84 и ГСК-2011 – 33 земельных участка. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» одним из видов работ по инженерным изысканиям является создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений. Таким образом, требование наличия членства в СРО в области выполнения инженерных изысканий является правомерным для подтверждения разрешения на выполнение работ».

Таким образом, указание в разъяснении от 15.09.2021г. масштаба топографического плана 1:200-1:5000 является цитированием положений вышеуказанного приказа и не изменяет предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, санитарно-эпидемиологическое заключение территориального органа Роспотребнадзора не требуется для получения лицензии на геологическое изучение и входит в состав документов, необходимых для проведения государственной экспертизы запасов воды, проводимой в рамках непосредственно геологического изучения. Таким образом, по мнению Заявителя, Организатор торгов включил в предмет закупки технологически и функционально не связанные работы, что является нарушением требований части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пояснениям Организатора торгов, включение в предмет закупки выполнения работ по получению санитарно-эпидемиологического заключения обусловлена необходимостью получения права пользования участками недр.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2015г. № 703, санитарно-эпидемиологическое заключение входит в состав документации, необходимой для предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на территории Краснодарского края.

Вместе с тем, согласно пункту 5.2.3 Проекта договора, исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему договору других лиц – соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг. При этом исполнитель несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями. Привлечение соисполнителей не влечет изменение цены договора и (или) объемов услуг по настоящему договору.

Таким образом, предмет конкурса включает в себя два вида услуг: оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» и услуги по получению санитарно-эпидемиологического заключения.

Из указанных обстоятельств следует, что объединение в один лот оказание услуг, указанных в документации о закупке, не свидетельствует о нарушении требований, установленных Законом о закупках, поскольку условия документации о закупке не требуют от участника личного выполнения услуг. Участник закупки для выполнения непрофильных для него работ или услуг имеет возможность привлечь субисполнителей, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности выполнения работ или оказания услуг само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара разных видов в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Нормы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 2 Закона о закупках, непосредственного запрета на объединение товаров в один лот различных товаров, работ, услуг не содержат, само по себе такое не является нарушением принципов, предусмотренных Законом о закупках.

Следовательно, заказчик вправе проводить закупочные процедуры в отношении каждой хозяйственной операции или объединять технологически и функционально связанные товары, работы, услуги в один лот.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, в рамках рассмотрения жалобы на действия Организатора торгов при организации и проведения конкурса в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ссылка на указанную норму несостоятельна.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г.  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение требований пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Экспедиция 19» на действия Организатора торгов – МУП МО Усть-Лабинский район «Водоканал» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32110612995 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии                        

 

Члены Комиссии:                                                                  

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны