Решение б/н / от 15 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

АО «НЭСК-электросети»

________________________

пер. Переправный, 13, оф. 103А,

 г. Краснодар, 350000

 

Заявители:

ООО «Хлебов»

_________________________

ул. Советов, 34,

г. Новороссийск, 353900

 

лица, содействующие рассмотрению дела

АО «НЭСК»

_________________________

пер. Переправный, 13, оф. 101,

 г. Краснодар, 350000

 

ПАО «Кубаньэнерго»

__________________

ул. Ставропольская, 2А,

г. Краснодар, 350000

 

ООО «Альтернатива-Энерго-Сбыт»

___________________

ул. Сормовская, 12Е,

г. Краснодар, 350000                                                                             

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 25.04.2019 года

Полный текст решения изготовлен 15.05.2019 года

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Войченко Е.Г. – заместитель руководитель управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены Комиссии:

Найденова С.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля отдела в ТЭК и связи;

Коробкина О.Р. – главный специалист – эксперт  отдела контроля в ТЭК и связи, рассмотрев дело № 414/2017 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350000, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании: <….> – представителя АО «НЭСК-электросети» по доверенности от 01.01.2019 № 09.НС-27/19-42; в отсутствие надлежаще уведомленных: АО «НЭСК», ООО «Хлебов», ПАО «Кубаньэнерго», ООО «Альтернатива-Энерго-Сбыт»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение ООО «Хлебов» (далее – Заявитель) на действия АО «НЭСК-электросети» (далее – Сетевая организация, Ответчик), выразившиеся во введении ограничения режима электропотребления на объекте ООО «Хлебов», расположенном по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50 (далее – Объект).

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг - услуги по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей в соответствующих точках поставки, в том числе МО г. Крымск, с долей 100%.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 28.09.2017 № 315 в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 414/2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Хлебов» путем необоснованного введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова,50 (далее – Объект) с 29.06.2017, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила №442).

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 12.10.2017 № 26932/6 назначена дата рассмотрения дела № 414/2017.

Определением о приостановлении рассмотрения дела № 414/2017 от 18.12.2017 № 33780/6 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела № 414/2017 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу: № А32-30371/2017, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №414/2016.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 414/2017 от 11.01.2019 № 325/6, возобновлено рассмотрение дела № 414/2017 и назначено на 15.02.2019 в 11.00.

Определением от 15.02.2019 № 5758/6 рассмотрения дела № 414/2017 отложено, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, дело № 414/201 отложено на 20.03.2019 в 10.00 час.

Возражения на заключение Комиссии об обстоятельствах дела № 414/2017 от 15.02.2019 № 3428/6 от ответчика, заявителя, а также лиц содействующих рассмотрению дела в Краснодарское УФАС России не поступало.

 

В ходе рассмотрения дела № 414/2017, с учетом представленных пояснений и документов сторонами по делу № 414/2017, Комиссией установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение ООО «Хлебов» (далее – Заявитель) на действия АО «НЭСК-электросети» (далее – Сетевая организация, Ответчик), выразившиеся во введении 29.06.2017 ограничения режима электропотребления на объекте ООО «Хлебов», расположенном по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50 (далее – Объект).

В отношении точки поставки, расположенной по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова,50, согласно техническим условиям от 28.04.2008 N 2-39-08-382 Д, составлен между АО «НЭСК-электросети» и ООО «Хлебов» акт N 17-44 от 01.06.2017 об осуществлении технологического присоединения. Из указанного следует, что Объект Заявителя имеет технологическое присоединение к электрическим сетям АО «НЭСК-электросети».

Между ООО «Альтернатив-Энерго-Сбыт» (далее – Энергосбытовая организация, ЭСО) и ООО «Хлебов» заключен договор энергоснабжения от 29.06.2017 № 049/ЭС/2017 (далее – Договор), точкой поставки электроэнергии по которому является контактное (болтовое) соединение КЛ-6кВ, фидер ПР-1 и проходных изоляторах ЗТП №264 на объекте ООО «Хлебов», расположенном по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50 (далее – Объект). Согласно условий данного договора энергосбытовая организация обязалась поставлять электрическую энергию в точки поставки, определенные настоящим договором (приложение No1), а покупатель обязался оплачивать принятую в точках поставки электроэнергию, исходя из условий настоящего договора. Согласно приложению No 1 к договору No 049/ЭС/2017 точка поставки электроэнергии расположена по адресу: г. Крымск, ул. Маршала Жукова, 50.

29.06.2017 АО «НЭСК-электросети» без предварительного уведомления ООО «Хлебов», произвели отключение энергопотребляющих устройств Заявителя от сетей (от точки подключения, поименованной в акте No 17-44от 01.06.2017об осуществлении технологического присоединения).

Из представленных пояснений Сетевой организации следует, что АО «НЭСК-электросети» не намеревалось производить отключение энергопотребляющих устройств ООО «Хлебов». 29.06.2017 АО «НЭСК-электросети» по заявке АО «НЭСК» No 1028 от 19.06.2017 ввело режим полного ограничения энергопотребления хлебопекарного цеха, расположенного по выше указанному адресу, в отношении иного потребителя - ООО «МегаСанга», что подтверждается актом введения ограничения режима электропотребления от 29.06.2017.

Акт введения ограничения режима электропотребления от 29.06.2017 составлен и подписан Сетевой организацией в одностороннем порядке.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что здание ООО «Хлебов» - хлебопекарный цех, расположенный по адресу: г. Крымск, ул. им. М.Жукова, 50, ранее находилось в субаренде у ООО «МегаСанга» на основании договора субаренды N 909/83 от 31.12.2013, заключённого с ООО «Наш хлеб». Данное обстоятельство позволило ООО «МегаСанга» заключить с АО «НЭСК» договор энергоснабжения N 1486 от 01.08.2014 в отношении точки поставки, расположенной по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50.

27.05.2017 прекращён договор аренды, заключённый с ООО «МегаСанга», субарендатор возвратил арендованное имущество 22.06.2017, в связи с чем, ООО «МегаСанга» не является потребителем электроэнергии по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50. 22.06.2017 между ООО «Наш хлеб» и ООО «МегаСанга» подписан акт приёма-передачи арендуемого имущества. ООО «Наш хлеб» и ООО «Хлебов» 29.05.2017 заключён договор аренды, помещение, расположенное по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова, 50, передано по акту приёма-передачи 23.06.2017. Таким образом, фактическим потребителем электроэнергии на объекте - хлебопекарный цех, расположенном по адресу: г. Крымск, ул. им. М.Жукова, 50 является ООО «Хлебов».

28.06.2017 ООО «НашХлеб» уведомило АО «НЭСК» (вх. от 28.06.2017 № 1114) и АО «НЭСК-электросети» (вх. от 28.06.2017 № 1786) о расторжении договора аренды, в отношении вышеуказанного объекта.

Таким образом, АО «НЭСК-электросети» и АО «НЭСК» до момента фактического отключения точки поставки от передающих электросетей были поставлены в известность о том, что ООО «МегаСанга» не занимает помещения хлебопекарного цеха с 22.06.2017.

Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442). Согласно п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления; б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности); неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг; неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности; нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования; в) прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии; г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии; д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности; е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления; ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения; з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе: сетевой организации, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом подпункта "б" и подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил; сетевой организации либо иного лица, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо сетевой организации, которая в соответствии с Основными положениями обязана принимать меры по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии, - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.

В силу п. 10 Правил № 442 в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления; в) одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Как следует из материалов дела АО «НЭСК» явилось инициатором ограничения поставки электрической энергии в отношении ООО «МегаСанга» на объекте энергопотребления, расположенного по адресу: г. Крымск, ул. М.Жукова, 50. Также не представлены документы, подтверждающие наличие договорных отношений между Сетевой организацией и Заявителем и/или ООО «МегаСанга», в части оказания услуг по передаче электрической энергии, что подтверждает отсутствие оснований у Сетевой организации быть, в соответствии с требованиями п. 4 Правил № 442, инициатором ограничения поставки электроэнергии в отношении точки поставки, расположенной по адресу: г. Крымск, ул. М.Жукова, 50.

Кроме того в ходе рассмотрения дела не были представлены сведения/документы, подтверждающие направление в адрес Заявителя уведомления, о введении полного или частичного ограничения режима электропотребления, а также отсутствуют сведения о направлении Гарантирующим поставщиком в адрес Сетевой организации заявки на введение режима ограничения электропотребления на Объекте Заявителя.

С учетом вышеизложенного Комиссией установлено, что у АО «НЭСК-электросети», отсутствовали правовые основания для исполнения заявки АО «НЭСК» на введение ограничения режима энергопотребления в отношении ООО «МегаСанга», т.к. ООО «МегаСанга» на дату 29.06.2017 электрическую энергию на заявленной ГП к отключению точке поставки уже не потребляло. Кроме того АО «НЭСК-электросети» в акте о введении ограничения режима электропотребления от 29.06.2017 отразило, что на момент отключения точки поставки электроэнергии от электросетей АО «НЭСК-электросети» к данной точке было подключено энергопринимающее оборудование ООО «Хлебов». Таким образом, на дату введения ограничения поставки электроэнергии, Сетевая организация в полном объеме располагало сведениями об отключении объекта энергопотребления принадлежащего ООО «Хлебов».

Таким образом, АО «НЭСК-электросети» нарушена процедура введения полного ограничения режима электропотребления на Объекте Заявителя согласно разделу II Правил № 442.

С учетом вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» установлено нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из разъяснений, данных в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 (редакция от 14 октября 2010 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

С учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, пп. 3 - 4 ст. 1, абзаца второго п. 1 ст. 10 ГК РФ это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Комиссия приходит к выводу, что АО «НЭСК-электросети», злоупотребив своим доминирующим положением, необоснованно 29.06.2017 ввело ограничение режима энергопотребления в отношении Объекта энергопотребления Заявителя.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях АО «НЭСК-электросети», выразившихся в необоснованном 29.06.2017 введении ограничения режима энергопотребления в отношении объекта энергопотребления ООО «Хлебов», расположенного по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова,50 29.06.2017, установлен факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Руководствуясь статьей 23, частями 2,3 статьи 39, частями 1,2,3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях АО «НЭСК-электросети» факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном 29.06.2017 введении ограничения режима энергопотребления в отношении объекта энергопотребления ООО «Хлебов», расположенного по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова,50 29.06.2017.

2. Предписание не выдавать ввиду возобновления поставки электрической энергии на объекте – энергопотребления ООО «Хлебов», расположенного по адресу: г. Крымск, ул. М. Жукова,50.

3. Передать материалы дела № 414/2017 по факту нарушения АО «НЭСК-электросети» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                                             Е.Г. Войченко

 

Члены Комиссии                                                                                       С.А. Найденова

                                                                                                                        О.Р. Коробкина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны