Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 10/2017 о нарушении законодательств... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 10/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 января 2017 года                                                                      г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Энтос Плюс» (далее – Заявитель) на действия ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус», корпус Приморский» (извещение №0318100072216000306) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: по поз.2 «Лента бутиловая», поз.3 «Клей», поз.8 «Лента», поз.10 «Герметик пенополиуретановый», поз.22 «Клей монтажный», поз.29 «Труба», поз.52 «Бруски», поз.58 «Доски», поз.64 «Бетонная смесь», поз.52 «Бруски» установлены требования, не позволяющие подать заявку.

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус», корпус Приморский» (извещение №0318100072216000306).

Начальная (максимальная) цена контракта – 35 002 623,20 руб.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В Письме ФАС России от 01.07.2016г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», а именно в части 3 указано: «При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке». 

 Документация электронного аукциона содержит Приложение №3 к Техническому заданию «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, применяемых при выполнении работ», где Заказчиком установлено: по поз.2 «Лента бутиловая» установлено: «Прочность сцепления при отслаивании должна быть ≥ 0,30 кгс/см2…», поз.3 «Клей» установлено: «Прочность связи между слоями при расслоении двух полосок миткаля ≥ 9,8 (1,0) Н/см (кгс/см)..», поз.8 «Лента» установлено: «Прочность на разрыв 210÷290 кПа/см2. Разрывное удлинение ≥ 150%..», поз.10 «Герметик пенополиуретановый» установлено: «Прочность на разрыв > 65 кПа..», поз.22 «Клей монтажный» установлено: «Прочность на сжатие ≥ 5МПа...», поз.29 «Труба» установлено: «Прочность на разрыв ≥ 38 Н/мм2..».

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к поставке и являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.

В части 2 Письма ФАС России от 01.07.2016г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» указано, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Согласно ЛРСР №02-01-10.2 предусмотрено использование следующих материалов: «Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, IV сорта»; «Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 м, толщиной 32-40 мм, III сорта»; «Бетонная перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и/или минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон тяжелый… Класс прочности на сжатие бетона должен быть не хуже В15…Марка по морозостойкости должна быть не хуже F1 100..».

Согласно ГОСТ 24454-80 возможно изготовление пиломатериалов следующих размеров.

Толщина

Ширина

16

19

22

25

32

40

44

50

60

75

100

125

150

175

200

250

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

-

-

-

-

-

-

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

-

-

-

-

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

-

-

-

-

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

-

-

-

-

175

175

175

175

175

175

175

175

175

175

175

175

175

-

-

-

-

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

-

-

-

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

-

-

-

-

250

250

250

250

250

250

250

250

250

250

250

250

250

-

-

-

275

275

275

275

275

275

275

275

-

-

-

-

-

 В Инструкции по заполнению заявки предусмотрено следующее требование: «Если символы или слова, определяющие допустимый предел, применимы к характеристике, которая в стандартах имеет ряд конкретных значений, то необходимо указать значения, соответствующие такому ряду конкретных значений. Например, в стандарте установлен ряд конкретных значений «20, 25, 32», а в характеристике указано требуемое значение «более 20», то значениями, удовлетворяющими данному требованию, будут значения «25», либо «32», промежуточные и отсутствующие в стандартах значения (например, «21» или «28.5» или «200000» и т.п.) не допускаются».

Из пояснений представителей Заказчика следует, что при описании объекта закупки по позициям 52 «Бруски» и 58 «Доски» Заказчиком было установлено требование о составлении данных товаров требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции, таким образом, участники закупки делали свои предложения с учетом требований ГОСТ, требований Заказчика и характеристики предлагаемого к использованию товара. Требования установлены в соответствии с действующим законодательством РФ.   

Также Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки приводятся пояснения каким образом следует трактовать слова «не хуже» и «лучше»: «В отношении характеристик, сопровождающихся словом «не хуже» участнику следует предлагать товар, обладающий такими же, либо более качественными (т.е. лучшими) характеристиками, по сравнению с требуемыми Заказчиком (например, если установлено: степень защиты не хуже IP20, то участник может предложить, например: IP20; либо например: IP45; либо любую иную степень, которая обеспечивает лучшую защиту товара). В отношении характеристик, сопровождающихся словом «лучше» участнику следует предлагать товар, обладающий более качественными (т.е. лучшими) характеристиками, по сравнению с требуемыми Заказчиком».

Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару по позициям 52 «Бруски», 58 «Доски», поз.64 «Бетонная смесь» является для него или некоторых участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам.

Однако, указанные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТами.

В п.3.6 раздела 1 аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки» установлено: «Характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): «от», «до», «(не) менее», «(не) более», «(не) больше», «(не) меньше», «(не) уже», «(не) шире», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) хуже», «лучше», «свыше», «(не) превышать», «(не) превышает», «максимальное значение», «минимальное значение», «быстрее», «min», «max», «минимум», «максимум», «как минимум», «(не) короче», «(не) длиннее», «легче», «÷», «…», «≥», «≤», «<», «>». Характеристики устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово или символ, определяющие допустимый предел; предельное значение (минимальное и/или максимальное) показателя; единица измерения (при наличии). Участник должен указывать характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел». «Исключения:

1. Заказчик устанавливает ряд показателей, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), в силу физической природы данных показателей. Характеристики в таком случае устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово, определяющее допустимый предел; единица измерения; предельное значение (минимальное или максимальное) показателя. Слова, определяющие допустимый предел, в данном случае  из состава первой части заявки не исключаются, значение показателя при этом может изменяться участником.

2. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами «≥», «>»,  их предельное (минимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы «≥», «>» в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть более установленного заказчиком. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами «≤», «<»,  их предельное (максимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы «≤», «<» в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть менее установленного заказчиком.

3. Участник вправе указать по показателям, минимальные и максимальные значения которых разделены Заказчиком символом «÷», диапазонное значение показателя, которое равно, либо входит в диапазон, заявленный заказчиком, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя».

Таким образом, участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки и требований ГОСТов.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энтос Плюс» обоснованной в части установления требований к товару с нарушением п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны