Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1111/2018 от 5 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1111/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

05 июля 2018 года                                                                           г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее – Заявитель) на действия МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» при проведении уполномоченным органом - отделом муниципальных закупок администрации МО Кущевский район электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» (извещение №0318300469518000231) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заявитель в жалобе указывает, что в Приложении №2 к «Техническому заданию» установлены избыточные требования к товарам (материалам) (поз.1 «Раствор готовый цементный тип 1», поз.6 «Бруски обрезные хвойных пород»).  

На рассмотрение Заказчиком представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – отдела муниципальных закупок администрации МО Кущевский район проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт здания МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» (извещение №0318300469518000231). Заказчик - МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества».

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 707 457,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Документация электронного аукциона содержит Приложение №2 к «техническому заданию», где Заказчиком установлены требования к основным характеристикам закупаемого товара, работ, услуг.

 

№ п/п

Наименование товара

Требуемый параметр

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

Ед. изм.

1.

Раствор готовый цементный

тип 1

Нормативные документы

Требуется соответствие ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1), ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условия, ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия (С Изменениями N 1, 2)

 

 

По основному назначению

требуется кладочный

 

марка

должна быть 150

 

по применяемым вяжущим

может быть простой; сложный

 

по средней плотности

тяжелый; легкий

 

норма подвижности по погружению конуса

1...14

см

Водоудерживающая способность растворных смесей

не более 93

%

Марка по морозостойкости

≥ F25

 

марка по подвижности

Пк1-Пк4

 

Содержание глины

может быть наличие или отсутствие

 

Средняя плотность

в диапазоне до 1500; в диапазоне более 1500

кг/м3

В качестве вяжущих

могут быть гипсовые вяжущие; известь строительная; портландцемент и шлакопортландцемент; цементы пуццолановые и сульфатостойкие; цементы для строительных растворов; портландцемент и известь строительная

 

Начало схватывания цемента

не ранее 45

мин

Конец схватывания

не позднее 12

ч

6.

Бруски обрезные хвойных пород

 

Нормативные документы

Требуется соответствие ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения, ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)

 

 

Длина

4-6,5

м

Ширина

75-150

мм

Толщина

40-75

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине, толщине

не должны быть менее -3,0 и более +3,0

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по длине

не более -25...+50

мм

Сорт

должен быть IV

 

Непараллельность кромок и пластей по толщине, ширине

не более -3,0...+3,0

мм

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки», где Заказчиком установлено: «В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», символом «тире», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, включая крайние значения, при этом участнику необходимо указать значение показателя с предлогом «до» для всех показателей, имеющих данный предлог (за исключением случаев, когда «до» употребляется вместе с «от»).

Символы «...» (многоточие, установленное между значениями), «±...», наличие слова «диапазон» (и его производных) – следует читать как необходимость указания диапазона значений, равного указанному, включая крайние значения. Диапазон должен быть не шире указанного, при наличии слов «не более» и может поглощать указанный, при наличии слов «не менее».

Заказчиком установлены требования: по поз.1 «Раствор готовый цементный тип 1» требуется соответствие ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1), ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условия, ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия (С Изменениями N 1, 2)

норма подвижности по погружению конуса

1...14

см

водоудерживающая способность растворных смесей

не более 93

%

Согласно ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» п.4.15.3 Растворные смеси должны иметь документ о качестве.

Сухую растворную смесь предприятие-изготовитель должно сопровождать этикеткой или маркировкой, наносимыми на упаковку, а растворную смесь, готовую к употреблению, отпускаемую в транспортное средство, - документом о качестве, которые должны содержать следующие данные:

- наименование или товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;

- условное обозначение строительного раствора по 3.2;

- класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение Аэфф;

- марку по прочности на сжатие;

- марку по подвижности (Пк);

- объем воды, необходимой для приготовления растворной смеси, л/кг (для сухих растворных смесей);

- вид и количество введенной добавки (% массы вяжущего);

- срок хранения (для сухих растворных смесей), мес;

- массу (для сухих растворных смесей), кг;

- количество смеси (для растворных смесей, готовых к употреблению), м3;

- дату приготовления;

- температуру применения, °С;

- обозначение настоящего стандарта.

Установленный Заказчиком показатель «норма подвижности по погружению конуса», согласно ГОСТ 28013-98 не указывается в документе о качестве, достаточно указания значения по показателю «марка по подвижности».

Также Заказчиком установлено требование по показателю «водоудерживающая способность растворных смесей не более 93%», которое противоречит ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия», где согласно п.4.4 «Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%».

Таким образом, требования, установленные Заказчиком по поз.1 «Раствор готовый цементный тип 1» по показателям «норма подвижности по погружению конуса», «водоудерживающая способность растворных смесей не более 93%» противоречат ГОСТ 28013-98 и нарушают ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

По поз.6 «Бруски обрезные хвойных пород» требуется соответствие ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения, ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой), установлено:

Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине, толщине

не должны быть менее -3,0 и более +3,0

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по длине

не более -25...+50

мм

Непараллельность кромок и пластей по толщине, ширине

не более -3,0...+3,0

мм

Согласно ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры»

п.7 предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают, мм:

по длине

+50 и -25

 

по толщине:

при размерах до 32 мм включ.

±1,0;

 

 

от 40 до 100 мм включ.

±2,0;

 

более 100 мм

±3,0;

 

по ширине для обрезных пиломатериалов:

при размерах до 100 мм включ.

±2,0;

 

 

более 100 мм

±3,0.

 

Для пиломатериалов длиной менее 1,5 м предельные отклонения по длине не устанавливают.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к материалам по предоставлению конкретных показателей, которые могут быть определены исключительно имея товар в наличии и проведя лабораторные исследования или иные испытания товара, также установлены показатели несоответствующие требованиям ГОСТ 24454-80, что нарушает ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, требования, установленные заказчиком в Приложении №2 к «Техническому заданию» аукционной документации, нарушают требования п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Документы, подтверждающие объективность установления данных требований в материалах дела, отсутствует.  

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  3. Уполномоченному органу - отделу муниципальных закупок администрации МО Кущевский район (аукционной комиссии), Заказчику – МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 346

по делу № ЭА-1111/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

05 июля 2018 года                                                                         г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

на основании своего решения от 05.07.2018г. по делу №ЭА-1111/2018 принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Хаджирокова Р.М. на действия МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» при проведении уполномоченным органом - отделом муниципальных закупок администрации МО Кущевский район электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» (извещение №0318300469518000231) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Уполномоченному органу - отделу муниципальных закупок администрации МО Кущевский район (аукционной комиссии), Заказчику – МУК «Районный координационно-методический центр культуры и творчества» устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № ЭА-1111/2018 от 05.07.2018г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 20.07.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны