Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1144/2016 о нарушении законодательс... от 23 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1144/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

21 июля 2016 года                                                            г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО «Стройинтерком-2007», в присутствии представителей ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки», рассмотрев жалобу ООО «Стройинтерком-2007» (далее – Заявитель) на действия ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение подрядных работ на объекте «Комплекс трамплинов К125, К95» (извещение № 0318100072216000263) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО «Стройинтерком-2007» указывает, что Заказчиком не указаны документы, которые должны входить в состав второй части заявки, а также не указана возможность направления протокола разногласий к проекту контракта; инструкция по  заполнению заявки содержит положения, которые  противоречат требования Закона о контрактной системе, а также вводят участников закупки в заблуждение; в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не соответствуют действующим ГОСТам и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Документация об электронном аукционе соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» проводился электронный аукцион: «Выполнение подрядных работ на объекте «Комплекс трамплинов К125, К95» (извещение № 0318100072216000263).

Начальная (максимальная) цена контракта – 114 282 561,04 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики» ЗАПРЕЩЕНО с 1 января 2016 года осуществлять, в том числе, выполнение работ, оказание услуг на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.

В извещении и документации электронного аукциона установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Согласно п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Таким образом, обязанность установления требования о предоставлении в составе второй части заявки документов (или их копий), подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям предусмотрена Законом о контрактной системе. При этом конкретный перечень документов, подтверждающих соответствие Законом о контрактной системе, а также постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1457 не установлен.

В соответствии с п. 10) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.

В п. 20 Раздела II «Информация о проводимом электронном аукционе» Заказчиком установлено: «В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица».

Таким образом, Заказчиком соблюдены нормы п. 10) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Указание в аукционной документации о возможности направления протокола разногласий к проекту контракта (ч. 4 ст. 70), Законом о контрактной системе не предусмотрено.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В инструкции по заполнению заявки установлено:

- «В случае установления в документации об аукционе в электронной форме требований к товарам, конкретные показатели (значения характеристик) товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, должны быть указаны участником закупки в полном соответствии с требованиями, установленными в пункте 5 технического задания документации об аукционе в электронной форме и приложении № 2 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме. Все сведения и информация, указанные в пункте 5 технического задания документации об аукционе в электронной форме и приложении № 2 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме, являются показателями, позволяющими определить соответствие используемого товара требованиям заказчика. Данное требование в полной мере распространяется на случаи установления требований в виде таблиц, схем, графических объектов».

В п. 5 Раздела IV «Техническое задание» аукционной документации установлено, что товары, используемые при выполнении работ, требуются соответствующими документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, указан перечень государственных стандартов с номерами и названиями, что позволяет установить сферу применения каждого из них, а также установлено, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплутационным характеристикам (при необходимости) используемого товара указаны в приложении № 2 к техническому заданию.

- «Не подлежат конкретизации диапазонные или иные значения характеристик конкретизировать которые не представляется возможным (например, фракционный состав, температурный режим)».

- «Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны) быть», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «±», «требуется(-ются)», «не более», «не менее», «примерно», «около», «или», «должен(-на, -но, -ны) превышать»  (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). В случае установления требований к товарам с применением слов «максимальный», «минимальный» (любого рода, склонения и числа) в отношении размеров товара (длина, ширина, высота, глубина и т.д.), количественных характеристик данные требования должны быть конкретизированы участником закупки без указания данных слов». При этом, далее по тексту указано: «Символы «±», «+», «-», слова «максимальный», «минимальный» должны быть использованы участником закупки при описании характеристик товара, значений по своей сути имеющих интервальное или неконкретное значение, а также в случае их применения указанным образом в нормативной документации (например, в случае указания символов «±», «+», «-» в значениях предельных отклонений, применяемых в качестве самостоятельной характеристики)».

- «Характеристики, значения, сопровождающиеся разделительным союзом «или», предполагают выбор одного из установленных требований, за исключением случаев, когда союз «или» применяемый в нормативной документации или по смыслу характеристики не предполагает выражения необходимого выбора».

- «Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «меньше», «менее», не включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, установленных нормативной документацией и не превышающих, не включающих установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией)». Далее установлено: «В случае установления требований к значениям характеристик в одноименном столбце в сопровождении слов, словосочетаний или математических знаков «до», «от», «не выше», «не более», «не ниже», «не менее», «свыше», «не ранее», «не позднее», «≥», «≤», участник закупки указывает значения в сопровождении данных слов, словосочетаний или математических знаков».

- «В случае отсутствия в техническом задании документации об аукционе в электронной форме указания на единицы измерения характеристик и/или их некорректное написание, читать их необходимо в соответствии с нормативной документацией».

Инструкцией также установлено, что «В заявке участник закупки обязан указывать конкретные показатели (значения характеристик), позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, требованиям, которые предусмотрены техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее – нормативная документация), а также иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, при этом участник закупки делает предложение с учетом показателей, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом и т.д.».

Таким образом, в случае, если, исходя из требований соответствующих государственных стандартов какую-либо характеристику товаров конкретизировать не представляется возможным, то они указываются в неизменном виде. Перечень государственных стандартов указан в п. 5 Технического задания. Заявитель не указывает, какие именно позиции не содержат единицы измерения характеристик, или допущено их некорректное написание.

На основании п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В требованиях к товарам, используемым при выполнении работ установлено

- п. 5 «Проволока из низкоуглеродистой стали»: диаметр проволоки, мм, не более 11; точность изготовления – повышенная или нормальная. Допускается на поверхности проволоки местная рябизна, вмятины, риски, царапины, глубина которых не должна быть более четверти предельных отклонений по диаметру проволоки.

Согласно п. 2.4 ГОСТ 3282-74 на поверхности проволоки допускается местная рябизна, вмятины, риски, царапины, глубина которых не должна быть более четверти предельного отклонения проволоки нормальной точности.

Таблицей 1 ГОСТ 3282-74 установлено:

 

 

Номинальный диаметр проволоки

Предельное отклонение по диаметру проволоки

 

повышенной точности

нормальной точности 

1,10

-0,05

-0,06

     
     
     
     

          Таким образом, предельные отклонения по диаметру проволоки 1,1 мм и выше нормальной точности изготовления превышают и включают предельные отклонения для проволоки повышенной точности, установленное Заказчиком требование, подходит к проволоке обоих типов изготовления

- п. 6 «Портландцемент»: По вещественному составу требуется портландцемент или портландцемент без минеральных добавок.

Представителем Заказчика пояснено, что в настоящее время на территории Российской Федерации применяется 2 государственных стандарта в отношении  портландцемента, а именно: ГОСТ 10178-85, согласно которому по вещественному составу цемент подразделяют на следующие типы:

портландцемент (без минеральных добавок)

- портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20%);

- шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака более 20%).

При этом, в соответствии с ГОСТ 31108-2003 По вещественному составу, приведенному в таблице 1, цементы подразделяют на пять типов:

ЦЕМ I - портландцемент;

- ЦЕМ II - портландцемент с минеральными добавками;

- ЦЕМ III - шлакопортландцемент;

- ЦЕМ IV - пуццолановый цемент;

- ЦЕМ V - композиционный цемент.

Таким образом, установленные Заказчиком требования, соответствуют положениям ГОСТов. Участнику закупки необходимо выбрать характеристику товара, в соответствии с применяемым стандартом.

- п. 7 «Катанка из углеродистой стали»: площадь поперечного сечения, см2, не менее 0,312. В соответствии с п. 3.4 ГОСТ 30136-95 Диаметры катанки, предельные отклонения по диаметру, площади поперечного сечения и масса одного метра длины должны соответствовать ГОСТ 2590.

Таблицей 1 ГОСТ 2590-2006 установлено:

 

                 

Номинальный диаметр d, мм

Предельное отклонение, мм, при точности прокатки

Площадь поперечного сечения, см2

Масса 1 м длины проката, кг

 

А1

Б1

В1

АО11)

А21)

В21)

   

6,3

           

0,312

0,245

6,5

           

0,332

0,261

Заявитель в своей жалобе ссылается на ГОСТ 2590-88, однако дата окончания действия данного ГОСТ – 01.07.2009.

- п. 8 «Электроды»: диаметры электродов, мм 4; 6; по толщине покрытия электроды требуются одного из видов: с толстым покрытием, со средним покрытием; диаметр электрода с покрытием, мм, не более 10,8.

В соответствии с п. 1.5 ГОСТ 9466-75 по толщине покрытия в зависимости от отношения  ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2) (D - диаметр покрытия, d- диаметр электрода, определяемый диаметром стержня) электроды подразделяются:
с тонким покрытием (ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)1,20) - М;
со средним покрытием (1,20< ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)1,45) - С;
с толстым покрытием (1,45< ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)1,80) - Д;
с особо толстым покрытием (ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)> 1,80) - Г

          Заявитель указывает, что установленное Заказчиком значение диаметра электрода с покрытием – 10,8 мм, не соответствует ГОСТ, поскольку покрытие наносится с двух сторон, в связи с чем, соответствующее значение – 27,6 мм.

Однако на чертеже 1 ГОСТ 9466-75 указано:

ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)

На данном рисунке обозначена схема электроды, где d – номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, а D – диаметр электрода с покрытием.

Таким образом, установленные Заказчиком показатели товаров (материалов) соответствуют требованиям ГОСТов.

Доказательства, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а также невозможность сформировать заявку на участие электронном аукционе, Заявителем не представлены. По окончании срока подачи заявок, на участие в данном электронном аукционе поступило 9 заявок.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройинтерком-2007» необоснованной.

2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100072216000263).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны