Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА-1154/2018 от 12 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА-1154/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

12 июля 2018 года                                                                г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «ДМП-ГРУПП» (далее – Заявитель) на действия БУЗ МО Динской район «ЦРБ»  (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по «Капитальному ремонту патологоанатомического отделения ст.Динской» (извещение № 0318300469018000189) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе общество указывает, что Заказчиком в разделе 8 установлены требования к участникам закупки, противоречащие положениям Закона о контрактной системе. Также по п. 1, 2, 4 установлены требования к товарам, определяемые по результатам испытаний, что ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе; по п. 4, 3 установлены требования к диаметру покрытия, противоречащее ГОСТ; по п. 46 указаны требования к товарному знаку, без возможности предоставления эквивалентного товара; по п. 6, 11 указаны государственные стандарты утратившие силу. Также документация размещена в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование по тексту.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

БУЗ МО Динской район «ЦРБ»  проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по «Капитальному ремонту патологоанатомического отделения ст.Динской» (извещение № 0318300469018000189).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 208 449 ,20 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок  № 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Приложение  к Разделу 2 «Описание объекта закупки», в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки, размещено в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 № 310-КГ17-7071.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2), 3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).

В разделе 8 «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации Заказчиком установлено, в том числе следующее: «…Согласно п.3 ч.1. ст.33 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии, т.е. при отсутствия товара у Подрядчика в наличии, участник указывает в заявке «Требования к параметрам товара которые он будет предъявлять при заказе на изготовление и поставку товара…».

Обязанность предоставления участниками закупки информации: «Требования к параметрам товара которые он будет предъявлять при заказе на изготовление и поставку товара», не предусмотрена ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, требования Заказчика противоречат ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Также в разделе 8 аукционной документации установлено: «…В случае наличия противоречий между характеристиками, установленными в описании объекта закупки, и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется характеристиками, установленными в описании объекта закупки…».

В п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность Заказчика руководствоваться требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающиейся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Вместе с тем, п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено право Заказчика на использование показателей, отличных от предусмотренных в государственных стандартах, при наличии обоснования использования нестандартных показателей.

В свою очередь, в разделе 8 аукционной документации установлено право Заказчика на единовременное установление соответствия требованиями ГОСТ, а также использование характеристик, отличных от регламентированных государственными стандартами, что не предусмотрено ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, раздел 8 аукционной документации противоречит п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 допущено Заказчиком при указании следующего положения в разделе 8 аукционной документации: «…Характеристики сопровождаются в графах «Минимальное значение показателя», «Максимальное значение показателя», определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, участник указывает конкретное значение, в случае показателя имеющего диапазонное значение необходимо указать диапазонное значение…».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать максимальные, минимальные значения показателей и показатели, которые не могут изменяться. При этом установленное в разделе 8 требование не позволяет идентифицировать порядок предоставления сведений на участие в электронном аукционе.

Также Заказчиком по п. 1, 2, 4 раздела 2 аукционной документации установлено следующее:

Согласно п. 1.5 ГОСТ 9466-79 по толщине покрытия в зависимости от отношения (  - диаметр покрытия, - диаметр электрода, определяемый диаметром стержня) электроды подразделяются:

с тонким покрытием (
1,20) - М;
со средним покрытием (1,20 < ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой) 1,45) - С;
с толстым покрытием (1,45 < ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой) 1,80) - Д;
с особо толстым покрытием (ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой) > 1,80) - Г

При этом Заказчиком по п. 4 установлено, что диаметр покрытия не менее 4,9 мм и не более 7, 2 мм.

Таким образом, Заказчиком установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, что нарушает ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также Комиссией установлено, что п. 1, 2 и 4 содержат требования к производству товара (материала изготовления стержня электрода, виды сырья изготовления каната и т.д.), что нарушает ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, требование к маркировочной группе каната, группа стали поковки , класс прочности болтов установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ и не определяется для каждой партии товара, а характеризует товар в целом.

Таким образом, данные характеристики товара не ограничивают прав участников при подачи заявки и являются требование к товару заданного качества.

По п. 3 «Швеллеры» Заказчиком установлена толщина стенки со значением не менее 7,9, что с учетом инструкции по заполнению заявки, позволяют участнику закупки предложить товар в соответствии с требованиями ГОСТ.

По п. 6, 11 Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ, утратившим силу, что противоречит ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также по п. 46 Заказчиком установлено «Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks/Soudal в баллонах», при этом указаны два товарных знака через знак «/» - «слеш», что противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрена возможность указания на товарный знак с использованием слов «или эквивалент», при этом возможность указания на два товарных знака Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки  административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ДМП-ГРУПП»  обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
  2. Признать в действиях Заказчика – БУЗ МО Динской район «ЦРБ»  нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – БУЗ МО Динской район «ЦРБ»  (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

ПРЕДПИСАНИЕ № 360   

по делу № ЭА-1154/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

12 июля 2018 года                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

 

 рассмотрев жалобу ООО «ДМП-ГРУПП» на действия БУЗ МО Динской район «ЦРБ»  при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по «Капитальному ремонту патологоанатомического отделения ст.Динской» (извещение № 0318300469018000189) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закон о контрактной системе предписывает:

 

1. Заказчику – БУЗ МО Динской район «ЦРБ» (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, внесения изменений в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу №ЭА-1154/2018; разместить на официально сайте;

2.        Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дата проведения электронного аукциона.

3.        Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона №0318300469018000189. Разблокировать денежные средства внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4.        Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

5. В срок до 31.07.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

  В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны