Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1179/2018 от 19 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА-1195/2018

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

20 июля 2018 года                                                                                          г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «Ол-Строй» (далее Заявитель) на действия заказчика – ФГБУ «ЮгСпорт» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100072218000114 «Выполнение работ по капитальному ремонту корпуса «Главный» спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Ол-Строй» указывает, что документация составлена с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), разъяснения документации изменили суть.

Заявителем к жалобе предоставлены дополнения к жалобе, которые указывают на нарушения, допущенные в документации. Данные дополнения поданы с нарушением ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе.

            Представитель заказчика предоставил документацию электронного аукциона, заявки участников и по существу жалобы пояснил, что документация не противоречит Закону о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Заказчиком – ФГБУ «ЮгСпорт» на официальном сайте Единой информационной системыразмещены извещение и документация электронного аукциона №    0318100072218000114 «Выполнение работ по капитальному ремонту корпуса «Главный» спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус».

Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта.

В документации заказчиком установлены требования к используемому товару. По товару «Шурупы» (1-го вида) установлено: шурупы должны соответствовать требованиям государственных стандартов ГОСТ 1144-80, ГОСТ 24669-81 или ГОСТ 10753-86. В соответствии с Инструкцией наличие в предложении разделительных союзов «или», «либо» при указании ряда значений или однородных членов предложений, разделенных запятыми, характеризующих предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т.д.), также подразумевают выбор одного из установленных требований.

ГОСТ 1144-80 устанавливает требования к конструкции и размерам шурупов с полукруглой головкой, ГОСТ 24669-81 и ГОСТ 10753-86 устанавливают требования к прямым и крестообразным шлицам соответственно. Перечисленные ГОСТы не являются однородными. В связи с чем, Заявитель подал запрос о разъяснении положений. Заказчиком даны разъяснения, согласно которым участнику закупки следует руководствоваться указываемым в вопросе положением инструкции. То есть, участнику необходимо указать один ГОСТ, которому будут соответствовать шурупы, что будет являться недостоверной информацией, так как у участника существует возможность указать соответствие шурупов только по ГОСТ 24669-81 (Шлицы прямые для винтов и шурупов.Размеры) или только по ГОСТ 10753-86 (Шлицы крестообразные для винтов и шурупов.Размеры и методы контроля). При этом, заказчиком установлены требования к условному обозначению шурупов, в соответствии с которым любые из возможных к применению шурупов соответствуют ГОСТ 1144-80. В связи с чем, подобное описание с учетом Инструкции не позволяет участникам сделать непротиворечивое предложение в отношении описания.

По поз. «Перемычки» заказчиком установлено: минимальная сила выдергивания каната из наконечников перемычек 50 Н.

Согласно Инструкции в случае установления требований к товарам с применением слов «максимальный», «минимальный» (любого рода, склонения и числа) в отношении размеров товара (длина, ширина, высота, глубина и т.д.), количественных характеристик данные требования должны быть конкретизированы участником закупки без указания слов «максимальный», «минимальный» (любого рода, склонения и числа). Таким образом, участнику необходимо в заявке указать: сила выдергивания каната из наконечников перемычек 50 Н. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений, поскольку подобное утверждение будет противоречить здравому смыслу, так как сила необходимая для выдергивания каната из наконечников перемычек не может быть ограничена одним конкретным значением. Любая сила, превышающая 50 Н, также будет способна выдернуть канат из наконечников перемычек. Заказчиком был дан ответ: при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы стандартные требования, касающиеся функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с информацией производителей требуемого товара. В связи с чем, указание участником закупки характеристики в виде «минимальная сила выдергивания каната из наконечников перемычек…» со значением, соответствующим установленному техническим заданием либо превышающем, не противоречит как требованиям документации, так и сведениям производителей и присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения.

Однако в Инструкции однозначно указано, что в случае установления требований к товарам с применением слов «максимальный», «минимальный» (любого рода, склонения и числа) в отношении размеров товара (длина, ширина, высота, глубина и т.д.), количественных характеристик данные требования должны быть конкретизированы участником закупки без указания слов «максимальный», «минимальный» (любого рода, склонения и числа). Таким образом, разъяснения документации даны с нарушением ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.

По товару «Пиломатериалы» (7-го вида) установлены требования: при выполнении работ требуемые пиломатериалы 4-го сорта должны применяться. Пиломатериалы требуются соответствующего назначения, необходимый сорт 3-ий. При этом при перечислении условных обозначений возможных вариантов пиломатериалов отсутствует указание на пиломатериалы четвертого сорта. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений документации. В соответствии с ответом: установленные заказчиком требования не противоречат положениям государственных стандартов, Закону о контрактной системе, а также пункту 3 Инструкция по заполнению заявки». Однако участники закупки не имеют возможности составить предложение в отношении объекта закупки, так как среди условных обозначений возможных вариантов пиломатериалов, используемых при выполнении работ, отсутствуют материалы 4-го сорта, при установлении необходимости их использования.

Также по результатам проведения внеплановой проверки установлено, что в позиции «Болты с гайками и шайбами» указано: болты, гайки требуются с увеличенным размером под ключ и шайбы. Должны соответствовать ГОСТ Р 52643-2006. Вместе с тем, указанный ГОСТ распространяется на высокопрочные болты с шестигранной головкой, высокопрочные шестигранные гайки с увеличенным размером под ключ и шайбы и не устанавливает требования к болтам и гайкам с увеличенным размером под шайбу. ГОСТ Р 52643-2006 утратил силу с 01.07.2018 в связи с ГОСТ 32484.1-2013. Кроме того, ГОСТР 52643-2006  устанавливает требования к болтам с минимальным диаметром резьбы М16, ГОСТ 32484.1-2013 устанавливает требования к болтам с минимальным диаметром резьбы М12 (в документации d, мм 10).

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.

            Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Ол-Строй» обоснованной.
  2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика – ФГБУ «ЮгСпорт» нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику (аукционной комиссии) – ФГБУ «ЮгСпорт» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 371

по делу № ЭА-1195/2018

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

20 июля 2018 года                                                                                          г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

на основании своего решения по делу № ЭА-1195/2018 от  20.07.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ол-Строй»  на действия заказчика – ФГБУ «ЮгСпорт» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100072218000114 «Выполнение работ по капитальному ремонту корпуса «Главный» спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус» в части нарушения законодательства о контрактной системе,  руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику  (аукционной комиссии) – ФГБУ «ЮгСпорт» устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100072218000114 с учетом требований Закона о контрактной системе и решения по делу № ЭА-1195/2018. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Оператору электронной площадки отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней с момента получения.

Заказчику в срок до 10.08.2018г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны