Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА–1227/2016 о нарушении законодательств... от 8 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА–1227/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

02 сентября 2016 года                                                                            г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО «Русстрой», в присутствии представителя администрации МО Отрадненский район, рассмотрев жалобу ООО «Русстрой» (далее – Заявитель) на действия администрации МО Отрадненский район (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Строительно-монтажные работы по объекту: «Проектирование и строительство бальнеологического комплекса «Медуцина», Эксплуатация минеральных скважин (продолжение работ)» (извещение № 0318300026016000156) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО «Русстрой» указывает, что Заказчиком нарушены сроки публикации разъяснении положений аукционной документации. Кроме того, разъяснения положений аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение; в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно позиции 2, 3, 5.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен. Документация разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Администрацией МО Отрадненский район проводился электронный аукцион: «Строительно-монтажные работы по объекту: «Проектирование и строительство бальнеологического комплекса «Медуцина», Эксплуатация минеральных скважин (продолжение работ)» (извещение № 0318300026016000156).

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 706 375,30 рублей.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).

На основании п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В «Сведениях о товарах(материалах), используемых при выполнении работ» Заказчиком установлено:

- п. 3 «Пиломатериалы хвойных пород»: толщина, мм – 40, 75; ширина, мм – 75-100; предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов – по ширине, мм, не более ±3,0. В соответствии с п. 7 ГОСТ 24452-80 предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают, мм: по ширине для обрезных пиломатериалов:
            при размерах до 100 мм включ. – ±2,0;

более 100 мм – ±3,0.

Инструкцией по заполнению заявки установлено: «Показатели, сопровождающиеся словами «не более», «до», «не выше», являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком». «»

Таким образом, с учетом положений инструкции, участники закупки имеют возможность предоставить показатели, соответствующие требованиям ГОСТ.

- п. 21 «Доски»: ширина – 100, 150 мм; толщина – 100, 125. Заказчиком пояснено, что при описании данной позиции применялся ГОСТ 24452-80. Таблицей указанного ГОСТ установлено:

Номинальные размеры толщины и ширины
мм

                   

Толщина

Ширина

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

 

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе).

По данному электронному аукциону 22.08.2016 поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания: «В позиции 4. Указано не описанное в инструкции слово «глубже». Необходимо ли конкретизировать данный показатель? В соответствии с инструкцией «Значения, выделенные курсивом либо сопровождающиеся знаками «≥» (означает «не менее»), «≤» (означает «не более») либо прямо указанные как «неизменный показатель», либо являющиеся обозначением фракции материала, либо являющиеся обозначением диапазона рабочих температур материала, либо интервалом температур испытания материала, а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки значения изменять не должен».

Ответ: «В соответствии с Разделом 8. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме документации электронного аукциона предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «от», «до», «не более», «не менее», «более», «менее», «ниже», «выше», «свыше», «ранее», «не ранее», «не ниже», «не выше», «должен», «требуется», «шире», «обязательно», «необходимо», «требования», «нужно», «рекомендуется», «может», «допускается», «допустимо», «допустимый(-ое,ая,ые)», «min», «max», «максимум», «минимум», «легче», «тяжелее», «длиннее», «короче» «не должен превышать» и их производные (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией). Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование».

Инструкцией также предусмотрено, что «Наименование показателя» установленное заказчиком также подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде. Указанное в запросе слово «глубже» находится в графе «Минимальное значение параметра». Таким образом, ответ на запрос, а также положения инструкции позволяют сформировать заявку на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, ответ на указанный запрос размещен Заказчиком в единой информационной системе 25.08.2016 в 09:24, т.е. с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе. Представителем Заказчика пояснено, что нарушение сроков опубликования ответа на запрос вызвано тем, что 24.08.2016 в здании администрации МО Отрадненский район отсутствовал доступ к сети интернет, что подтверждается соответствующей справкой от 29.08.2016 № 21.3-10 от ПАО «Ростелеком» (копия в материалах дела). Окончание срока подачи заявок – 26.08.2016 в 09:00. Таким образом, Заявитель имел возможность ознакомиться с разъяснениями положений аукционной документации и подать заявку на участие в электронном аукционе.

Ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.

Комиссией установлено, что на участие в данном электронном аукционе поступило 3 заявки. По основаниям, указанным в жалобе ни одна заявка не была отклонена.

Согласно п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В «Сведениях о товарах(материалах), используемых при выполнении работ» Заказчиком установлено:

- п. 18 «Раствор готовый кладочный цементно-известковый»: должен быть на минеральных вяжущих (цементно-известковый). Водоудерживающая способность растворных смесей, не менее – должна быть 90% (минимальное значение), глиносодержащих растворов, не менее должна быть 93% (минимальное значение). Согласно п. 4.4 ГОСТ 28013-98 водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.

П. 4.14.2 ГОСТ 28013-98 в качестве вяжущих материалов следует применять:
- гипсовые вяжущие по ГОСТ 125;
- известь строительную по ГОСТ 9179;
- портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178;
- цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266;
- цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328;
- глину по приложению В;
- другие, в том числе смешанные вяжущие, по нормативным документам на конкретный вид вяжущих.

- п. 26 «Песок природный для строительных работ»: природный песок должен представлять собой смесь неорганический сыпучий материал с крупностью зерен св. 5 или св. 10 мм. Содержание зерен крупностью, % по массе – не более 0,5-15 (максимальное значение). Таблицей 3 ГОСТ 8736-2014 установлено:

В процентах по массе

         

Класс песка

Группа песка

Содержание зерен крупностью

   

Св. 10 мм

Св. 5 мм

Менее 0,16 мм

I

Повышенной крупности, крупный и средний

0,5

5

5

 

Мелкий

0,5

5

10

II

Повышенной крупности

5

20

10

 

Крупный и средний

5

15

15

 

Мелкий и очень мелкий

0,5

10

20

 

Тонкий и очень тонкий

Не допускается

Не нормируется

Согласно инструкции по заполнению заявки «Описание объекта закупки может содержать показатели, установленные заказчиком в соответствии с нормами государственных стандартов и/или технических условий производителей, сопровождающиеся терминами «не менее», «не более», «не ниже», «не выше» и иных аналогичных, указанных в настоящей инструкции, значения которых на момент подачи заявки не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением) при четко установленных максимальном/ минимальном значении показателя. Требования заказчика в отношении подобного рода показателей устанавливаются в сопровождении терминов  «(максимальное значение)», «(минимальное значение)». Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные значения установленных заказчиком показателей в соответствии с положениями инструкции в сопровождении терминов «(максимальное значение)», «(минимальное значение)».

Таким образом, установленные Заказчиком требования не противоречат ГОСТ.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Русстрой» обоснованной в части нарушения сроков размещения разъяснений положений аукционной документации; установления необъективных требований к описанию объекта закупки по позициям 3, 21.

2. Признать в действиях Заказчика – администрации МО Отрадненский район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны