Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1277/2018 от 31 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1277/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

31 июля 2018 года                                                                                          г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Дорожная Строительная Транспортная Компания» (далее – Заявитель) на действия МАОУ СОШ №6 МО город Анапа (далее – Заказчик) при проведении управлением закупок администрации МО город Анапа (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Реконструкция МАОУ СОШ № 6 г.-к. Анапа по адресу: г.-к. Анапа, микрорайон 12, д. 24 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (II этап. Блок начального образования на 400 мест)» (извещение № 0318300537418000246) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Дорожная Строительная Транспортная Компания» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) инструкция по заполнению заявки содержит перечень государственных стандартов, при этом неясно каким ГОСТ должен руководствоваться участник закупки при формировании заявки на участие в закупке, что вводит участников закупки в заблуждение; 2) Инструкция по заполнению заявки определяет разный порядок заполнения заявки в зависимости от начертания Заказчиком в техническом задании слов, терминов, символов (выделения курсивом, полужирным шрифтом, подчеркиванием), при этом требования к материалам размещены в формате, недоступном для ознакомления, не обеспечивающем возможность копирования, т.к. формат pdf имеет «диагональный текст», в связи с чем файл приобрел вид трудноразличимого документа, отсутствует возможность идентификации текста, а также, требования к техническим характеристикам содержатся на рисунках, в не редактируемом и не копируемом формате, что усложняет заполнение заявки и является ограничением числа участников закупки; 3) закупка размещена до вступления в силу изменений, внесенных в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ, действующих с 01.07.2018 г. с учетом данных изменений, что является нарушением действующего законодательства, т.к. акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (порядок предоставления обеспечения заявок, требования к первым частям заявок, требования к участникам закупки, требования к объему работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком подрядчику); 4) в аукционной документации отсутствуют реквизиты для перечисления обеспечения исполнения контракта, что не позволяет предоставить обеспечение в виде денежных средств; 5) неправомерно установлено требование о банковском сопровождении контракта; 6) в проекте контракта установлены противоречивые условия в части срока, в течение которого подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о субподрядных организациях, а также положения п. 4.1.36 проекта контракта противоречат требованиям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе; 7) в проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных работ, что не соответствует требованиям ч.ч. 5, 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – управлением закупок администрации МО город Анапапроводился электронный аукцион: «Реконструкция МАОУ СОШ № 6 г.-к. Анапа по адресу: г.-к. Анапа, микрорайон 12, д. 24 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (II этап. Блок начального образования на 400 мест)» (извещение № 0318300537418000246). Заказчик - МАОУ СОШ №6 МО город Анапа.

Начальная (максимальная) цена контракта – 249 737 088,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В п. 2 Раздела 8 «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации определено следующее:

Таким образом, в Инструкции по заполнению заявки приведен перечень государственных стандартов, которыми руководствовался Заказчиком при описании объекта закупки.

Закон о контрактной системе не содержит требований о необходимости указания конкретного государственного стандарта по каждой позиции описания требований к товарам (материалам). Закон о контрактной системе содержит лишь указание на то, что при составлении описания объекта закупки должны использоваться установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.

На основании ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системойв сфере закупок (далее – Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf,xls, xlsx, rar,zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 № Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.

Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления — текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.

Приложение № 2 к Разделу 2 «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, используемых при выполнении работ» аукционной документации размещено на 229 листах в формате pdf, не позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнение заявки, при этом, требования к товарам представлены в виде основного текста, под которым нанесен дополнительный текст («подложка»), в связи с чем, данный фон создает препятствия для прочтения, ознакомления с основным текстом, и в последствие препятствия для формирования и подготовки заявки на участие в закупке, что приводит к ограничению числа участников закупки и не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

 

 

 

Инструкция по заполнению заявки содержит следующие требования:

 

При этом, с учетом особенностей установления требования к товарам, представленных в виде основного текста, под которым нанесен дополнительный текст («подложка»), что создает препятствия для прочтения, распознания слов, терминов, символов, выделенных каким-либо способом, и в последствие препятствия для формирования и подготовки заявки на участие в закупке, что приводит к ограничению числа участников закупки, и является нарушением ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Аналогично, в Приложении № 2 к Разделу 2 «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, используемых при выполнении работ» аукционной документации приведены изображения необходимых Заказчику товаров, под которыми нанесен дополнительный текст («подложка»), что создает препятствия для формирования заявки на участие в закупке.

 

 

 

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе размещена в Единой информационной системе с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель считает, что закупка размещена до вступления в силу изменений, внесенных в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ, действующих с 01.07.2018 г. с учетом данных изменений, что является нарушением действующего законодательства, т.к. акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (порядок предоставления обеспечения заявок, требования к первым частям заявок, требования к участникам закупки, требования к объему работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком подрядчику).

Извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0318300537418000246 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 20.06.2018 г.

В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

На основании решения Заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика) от 12.07.2018 г. в извещение о проведении электронного аукциона и в аукционную документацию внесены изменения.

 

В Разделе 4 «Порядок предоставления обеспечения заявок на участие в электронном аукционе» аукционной документации определено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах предоставляется участником закупки только путем внесения денежных средств в размере, установленном в аукционной документации. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов вносятся участниками закупок на лицевые счета участников закупки, открытые для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки (далее –  лицевой счет), а в случае открытия участниками закупки специальных счетов в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации  в соответствии с Федеральным законом от 31.10.2017 № 504 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – специальный счет), на указанные специальные счета.

Согласно ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (в ред. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 01.07.2018).

Пунктом 38 Раздела 9 «Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (если позицией 25 Раздела 1 настоящей документации об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (в ред. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 01.07.2018) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В п. 36 Раздела 1 «Информационная карта» аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 статьи 31  44-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании п. 11) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 01.07.2018).

В п. 37 Раздела 1 «Информационная карта» аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 110.2  44-ФЗ - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570: возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту установлены Заказчиком в Приложении №1 к Разделу 1 документации аукциона. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в Приложении №1 к Разделу 1 документации аукциона, определенные по предложению подрядчика, включаются в контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Подпунктом б) пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» установлено, что: конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Пунктом 2.7 проекта контракта (Раздел 10 аукционной документации) определено, что сумма, подлежащая уплате Заказчиком Подрядчику (юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя), уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно п. 2) ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: в том числе, об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (в ред. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 01.07.2018).

Согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, с учетом внесения изменений в аукционную документацию 13.07.2018 г. установленные Заказчиком требования с учетом внесенных в законодательство о контрактной системе в сфере закупок изменений с 01.07.2018 не противоречат требованиям действующего законодательства.

Заявитель указывает, что в аукционной документации отсутствуют реквизиты для перечисления обеспечения исполнения контракта, что не позволяет предоставить обеспечение в виде денежных средств.

Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона).

На основании п. 8) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0318300537418000246 в Разделе «Обеспечение исполнения контракта» определено следующее:

Требуется обеспечение исполнения контракта

 

Размер обеспечения исполнения контракта

24973708.80

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта

В соответствии с приложением №3 к извещению ЭА «Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта» Информация о банковском сопровождении контракта установлена

Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта

"Номер расчётного счёта" 40701810100003000001

"Номер лицевого счёта" 925710030

"БИК" 040304000

 

Частью 3 «Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта» Раздела 5 «Срок и порядок предоставления обеспечения контракта» аукционной документации предусмотрено следующее:

Участник электронного аукциона должен внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации, или в случаях, предусмотренных в пп. а), б) п. 1 ч. 1 настоящего раздела – в размере, превышающем установленный в полтора раза, на банковский счет:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 муниципального образования
город-курорт Анапа

В Финансовом управлении администрации муниципального образования город-курорт Анапа (МАОУ СОШ №6, л/с 925710030)

Банк получателя:

р/с 40701810100003000001 в РКЦ г. Анапа

БИК 040304000

ИНН 2301037054

КПП 230101001

Тип средств: 350000(дополнительно указывать в назначении платежа)

Назначение платежа: Перечисление денежных средств для обеспечения исполнения контракта (извещение №_________________).

Таким образом, аукционная документация содержит платежные реквизиты для внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

В п. 14 Раздела 1 «Информационная карты» аукционной документации определено:  информация о банковском сопровождении контракта – предусмотрено. В соответствии с ч. 26 ст. 34, ст. 35 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 №963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» при исполнении муниципального контракта предусмотрено банковское сопровождение контракта. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.

На основании ч. 26 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» определено: рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 29 мая 2015 года № 2379 «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений муниципального образования город-курорт Анапа» определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений муниципального образования город-курорт Анапа.

Таким образом, включение в аукционную документацию условия о банковском сопровождении контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что в проекте контракта установлены противоречивые условия в части срока, в течение которого подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о субподрядных организациях, а также положения п. 4.1.36 проекта контракта противоречат требованиям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В соответствии с ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Пунктом 4.1.7 проекта контракта определено, что подрядчик обязан: предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с субподрядчиком.

Таким образом, условия п. 4.1.7 проекта контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Пунктом 4.1.36 проекта контракта обусловлено, что  подрядчик обязан: представлять Заказчику в трехдневный срок после заключения контракта сведения о работниках, в том числе субподрядных организаций.

Вышеуказанное условие указывает на необходимость предоставления информации о лицах, осуществляющих работу на объекте, для предотвращения проникновения на строительную площадку посторонних лиц, что регламентируется п. 6.1.7 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

Согласно п. 6.1.7 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80  допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии или не занятых на работах на данной территории запрещается.

Таким образом, п. 4.1.36 проекта контракта не противоречит условиям п. 4.1.7 проекта контракта, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Заявитель указывает, что в проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных работ, что не соответствует требованиям ч.ч. 5, 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.

На основании ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В силу ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков в настоящий момент не утверждена.

Кроме того, п. 3.6 проекта контракта определено, что оплата производится поэтапно по фактически выполненным работам, в течение 30 дней, после подписания сторонами Актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2),  Справок  о стоимости выполненных работ и затрат   (форма № КС-3), путём безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании счета Подрядчика в пределах цены контракта.

Пунктом 3.7 проекта контракта обусловлено, что оплата выполненных Подрядчиком работ по контракту осуществляется поэтапно, исходя из объема таких работ и цены контракта, с учетом календарного графика выполнения работ, разработанного Подрядчиком и согласованного с Заказчиком в соответствии с п. 3.1 настоящего контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ.

Таким образом, условиями проекта контракта предусмотрена поэтапная оплата выполненных работ.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Дорожная Строительная Транспортная Компания» обоснованной в части размещения требований к материалам в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста необходимого для заполнения заявки.

2. Признать в действиях Заказчика – МАОУ СОШ №6 МО город Анапа нарушение ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – МАОУ СОШ №6 МО город Анапа, Уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО город Анапа  (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе № 386 от 31.07.2018 г. по делу № ЭА-1259/2018, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны