Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА-1285/2018 от 3 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА-1285/2018

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

03 августа 2018 года                                                                                      г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» (далее Заявитель) на действия заказчика – ФКУ «Упрдор «Черноморье» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100051218000070 «Выполнение работ по объекту: «Устройство слоев износа на автомобильной дороге А-290 Новороссийск- Керчь на участке км 0+000 – км 14+000, Краснодарский край» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе): в позициях 4, 6 установлены требования к предоставлению показателей, определяемых по результатам испытаний;в приложении №1 установлен объем выполняемых работ, который не позволяет определить толщину покрытия, что влияет на стоимость работ (отсутствие требований к глубине колей и толщине покрытия); заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к предоставлению участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки (п.8.1 приложения № 1 «Извещение о проведении электронного аукциона») (требования к договору специального счета будут применяться после 01.10.2018);неправомерно установлены требования к сроку действия банковской гарантии; неправомерно сокращен срок предоставления разъяснений положений документации; положениями документации и проектном контракта не установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ (п.3.21, п.3.24 проекта контракта); в п.3.29 проекта контракта содержится ссылка на документ, который утратил силу и отсутствует в свободном доступе;в проекте контракта не установлен порядок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, что нарушает ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе; заказчиком не соблюдена ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе при установлении ответственности сторон.

            Заказчиком предоставлены пояснения, согласно которым документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Заказчиком – ФКУ «Упрдор «Черноморье» на официальном сайте ЕИСразмещено извещение и документация электронного аукциона №0318100051218000070 «Выполнение работ по объекту: «Устройство слоев износа на автомобильной дороге А-290 Новороссийск- Керчь на участке км 0+000 – км 14+000, Краснодарский край» с начальной (максимальной) ценой контракта 218 103 429,00 рублей.

В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

            Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

            В п.4 и .6 «Требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам (в т.ч. наименования и максимальные/минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) (приложение № 4 к документации об электронном аукционе) указано:

- п.4 Асфальтобетонная смесь и плотный асфальтобетон из горячей щебеночной мелкозернистой смеси тип Б марки II – щебень из плотных горных пород фракций от 5 до 10мм, свыше 10 до 15мм, свыше 15 до 20мм входящий в состав смеси, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и письму Федерального дорожного агентства от 23.03.2005 № ОБ-28/1266-ИС.

- 6 защитный слой износа из литых эмульсионно-минеральных смесей: щебень из плотных горных пород, входящий в состав смеси должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 при этом 1-й группы, имеющий марку по прочности не ниже 1200. Песок из отсевов дробления должен соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010, иметь марку по прочности входящего в его состав щебня, не ниже 1200.

            Согласно Инструкции по заполнению заявки слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные курсивом, подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде. Таким образом, заказчиком заданы характеристики используемого товара,что не ограничивает участников закупки.

            В п.8, п.9 Ведомости объемов работ наименование работ – устранение колейности, дефектов покрытий из литых эмульсионно-минеральных смесей 81 900, 00 м²; устройство защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей 270 280,00 м². Заявитель считает, что не представляется возможным определить требуемую толщину покрытия из литых эмульсионно-минеральных смесей. Данный довод не обоснован. Представители заказчика пояснили, что литая эмульсионно-минеральная смесь используется для выравнивания поверхности до 15 мм, согласно п.1.2 ОДМ «Методические рекомендации по устройству защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей». Документация содержит объем выполняемых работ.

            Требования заказчика о порядке обеспечения заявки установлены в соответствии с ч.10 ст.44 Закона о контрактной системе и не ограничивают участников при подаче заявок.

            Согласно требованиям ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.Максимального предела действия банковской гарантии Законом о контрактной системе не установлено. В п.9.3 проекта контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на два месяца – по 20 февраля 2019г. (включительно), что не противоречит ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участниками такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе).

Срок окончания подачи заявок 01.08.2018 10.00. Запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе предоставляются с 06.07.2018 по 28.07.2018 (включительно). Заявитель считает, что заказчиком сокращен срок предоставления разъяснений, поскольку 28.07.2018 суббота. В соответствии с положениями ст.11 ТК РФ общим выходным днем является воскресенье. Функционал электронной площадки позволял подать запрос. Доказательства, свидетельствующие об ограничении ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» подать запрос в указанный документации срок, в материалы дела не предоставлены.

Заявитель указывает, что в положениях документации, проекта контракта (п.п.3.21, 3.24, 3.33) не установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ, а также присутствует ссылка на нормативный документ, который утратил силу и отсутствует в свободном доступе, отсутствует срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ.

Предметом закупки является выполнение работ по устройству слоев износа на автомобильной дороге. Закон о контрактной системе не возлагает на заказчика приводить исчерпывающий перечень нормативных документов, регулирующих требования к выполняемым работам.Представители заказчика пояснили, что решением Совета национального объединения строителей введен в действие Стандарт национального объединения строителей «Ремонт асфальтобетонных покрытий. Устройство защитных слоев и слоев износа». Указанный стандарт находится в свободном доступе. В разделе 2 стандарта указан перечень нормативно-технической документации, используемой при выполнении работ по устройству слоев износа на автомобильных дорогах.

Распоряжение Росавтодора от 23.05.2002 № Ис-478-р, указанное в проекте контракта, находится в общем доступе в сети «Интернет» и доступно для ознакомления. Представители заказчика пояснили, что в связи с тем, что Минтрансом России не утвержден новый сборник форм исполнительной производственно-технической документации, заказчик в целях приемки работ указал данный нормативный акт, что не ограничивает участников при подаче заявки и выполнении работ. Положения раздела 4 проекта контракта регламентируют порядок сдачи и приемки работ, которые не противоречат ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе и позволяют определить срок приемки работ, который является ежемесячным и начинается с 2-го числа каждого календарного месяца и завершается 25-го числа календарного месяца.

В соответствии с требованиями ст.34 Закона о контрактной системе заказчиком прописаны в проекте контракта все размеры штрафов, что не может свидетельствовать о нарушении законодательства о контрактной системе и ограничении участников закупки.

            Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100051218000070).

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны