Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1382/2018 от 13 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1382/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 августа 2018 года                                                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «РЕМЕЗ» (далее – Заявитель) на действия администрации Крымского городского поселения Крымского района (далее – Заказчик) при проведении МКУ «Уполномоченное учреждение в сфере закупок» МО Крымский район (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Благоустройство внутридворовой территории по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Крымск, ул. М. Жукова, №1-№6» (извещение № 0818600004018000115) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «РЕМЕЗ» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены требования к товару, не соответствующие положениям государственного стандарта (позиция 5 «Гвоздь трефовый строительный»); 2) в аукционной документации установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, усложняющая описание общедоступных характеристик товаров с использованием различных знаков, символов, создающая причины для отклонения заявок участников.

Представителем Уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Уполномоченного органа не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – МКУ «Уполномоченное учреждение в сфере закупок» МО Крымский район проводился электронный аукцион: «Благоустройство внутридворовой территории по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Крымск, ул. М. Жукова, №1-№6» (извещение № 0818600004018000115). Заказчик - администрация Крымского городского поселения Крымского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 049 030,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Разделе «Перечень используемых товаров с функциональными, техническими и качественными, эксплуатационными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ» Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требовании к товару, в частности:

№п/п

Наименование товара

Значения и показатели минимальное и (или) максимальное или значение, которое не может изменяться

5

Гвоздь трефовый строительный

Гвозди должны соответствовать ГОСТу 4028-63. Условный диаметр стержня должен быть не менее 2 мм, длина гвоздя не менее 50 мм, наименьший диаметр головки: менее 14 мм, масса 1000 штук гвоздей должна быть не более 32,4 кг

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) определено, что качественные характеристики (потребительские свойства) каждого конкретного товара, предлагаемого Участником закупки к использованию в соответствии «Перечнем используемых товаров с функциональными, техническими и качественными, эксплуатационными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ» не должны содержать следующие слова (словосочетания, знаки) – «или», «менее», «более», «не менее», «не более», «должен быть», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «не раннее», «не позднее», «раннее», «позднее», «примерно», «около», «допустимый», «допускается», «требуемый», «приблизительно», «может быть» и другие аналогичные слова (словосочетания), если это не предусмотрено ТУ, ГОСТом или паспортом на изделие.

При указании используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, заказчиком используются такие слова (словосочетания) как:

- при указании максимальных значений: «не более», «±» и т.п., максимальным значением является верхняя граница или максимальные значения установленного диапазона значений; числовое значение, сопровождаемое словом «менее», «ниже», «уже», «ниже чем», «уже чем», означает, что максимальным значением данного показателя является наименьшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения или максимальные значения установленного диапазона значений, не включая самих крайних показателей значений установленного диапазона.

- если установлены максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более» и (или) «не менее», участником размещения заказа в 1 части заявки устанавливается конкретное значение, за исключением если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные (переменные) значения и, то такие величины следует сопровождать в заявке словами «диапазонное значение», «диапазонное значение согласно ГОСТу», «в диапазоне согласно паспорту».

Слова «не более», «не менее» включают крайние значения соответствующих показателей.

Согласно п. 4 ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» (с Изменениями № 1, 2, 3) теоретическая масса гвоздей указана в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

Теоретическая масса гвоздей

   

Размер гвоздей d x l, мм

Масса 1000 круглых гвоздей, кг

1,8х60

1,160

2,0х40

0,949

2,0х50

1,190

2,5х50

1,870

2,5х60

2,230

3,0х70

3,770

3,0х80

4,330

3,5х90

6,600

4,0х100

9,500

4,0х120

11,500

5,0х120

17,800

5,0х150

21,900

6,0х150

32,400

Примечание. Масса 1000 трефовых гвоздей на 15%, а трефовых с перемычками на 12% меньше массы 1000 круглых гвоздей того же размера.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки по позиции 5 «Гвоздь трефовый строительный» значения показателя «масса 1000 штук гвоздей» с учетом положений Инструкции по заполнению заявки позволяют участникам закупки указать значения показателей не соответствующие требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» (с Изменениями № 1, 2, 3) условное обозначение строительных гвоздей с конической головкой, круглых, диаметром 2,5 мм и длиной 60 мм:

Гвозди К 2,5х60 ГОСТ 4028-63

То же, трефовых:

Гвозди Т 2,5х60 ГОСТ 4028-63

То же, трефовых с перемычками:

Гвозди ТП 2,5х60 ГОСТ 4028-63

Согласно п. 3 ГОСТ 4028-63 технические требования на гвозди - по ГОСТ 283.

В соответствии с п. 2.1 ГОСТ 283-75 «Гвозди проволочные. Технические условия (с Изменениями № 1-4) гвозди принимают партиями. Партия должна состоять из гвоздей одного типоразмера и быть оформлена документом о качестве, содержащим:

- товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение гвоздя;

- маccy нетто, кг.

Допускается документ о качестве вкладывать в упаковочную единицу.

Таким образом, теоретическая масса гвоздей не указывается в условном обозначении, а также в документе о качестве на товар.

На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, определение которых возможно после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих измерений в отношении товара.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Результаты испытаний не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные свойства закупаемых товаров и не влекут улучшение результата работ, однако значительно увеличивают трудозатраты на подготовку заявки и создают предпосылки для совершения участниками закупки формальных, технических ошибок, которые впоследствии приведут к отклонению заявки. Установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе утверждена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) определено, что при описании заказчиком закупаемых/используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.

В случае если значения показателей (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), устанавливающих требование заказчика к закупаемым товарам, определены как максимальные и (или) минимальные, предложение участника электронного аукциона в отношении объекта закупки по таким показателям подается в соответствии с установленными ниже правилами описания предлагаемого к поставке объекта закупки. Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг.

Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Разделе 2 «Описание объекта закупки» документации.

В Разделе «Перечень используемых товаров с функциональными, техническими и качественными, эксплуатационными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ» Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены требования к товарам.

Инструкция по заполнению заявки содержит, в том числе порядок заполнения заявки в случае установления требований к товарам, в которой определены правила применения и использования слов, союзов, знаков препинания, символов при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги.

Кроме того, Законом о контрактной системе не определены требования к инструкции по заполнению заявок.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика в отношении установленной Инструкции по заполнению заявки являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.

Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РЕМЕЗ» обоснованной в части установления требований к товару, не соответствующих положениям государственного стандарта.

2. Признать в действиях Заказчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818600004018000115).

5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны