Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1407/2018 от 14 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 1407/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
14 августа 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
рассмотрев жалобу ООО СК «БПС» (далее – Заявитель) на действия администрации МО Тбилисский район (далее – Заказчик) при проведении МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» (далее – Уполномоченное учреждение) электронного аукциона: «Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст. Нововладимировской по ул. Пионерской, 42» (извещение № 0818300021918000091) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО СК «БПС» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) техническое задание размещено в формате, который защищен от копирования и поиска отдельных фрагментов текста, необходимого для заполнения первой части заявки; 2) проектно-сметная документация содержит противоречия в отношении объекта закупки (позиция 55 «Кирпич керамический лицевые»), а также проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме; 3) требования к товару, указанные в описании объекта закупки не соответствуют характеристикам, предусмотренным сметной документацией (позиции 55 Кирпич керамический лицевые», 2, 5 «Блоки бетонные», 77 «Тройник редукционный»); 4) установленные требования к товару вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют корректно подготовить заявку (позиции 7, 8, 12, 54 «Бетон», 21, 32, 39 «Пиломатериалы», 127, 128 «Зонты вентиляционных систем», 176 «Зажим анкерный для СИП»); 5) установлены требования к товару не соответствующие положениям государственного стандарта (позиции 9-12 «Горячекатаная арматурная сталь»); 6) установлены противоречивые требования к товару (позиция 53 «Листы гипсокартонные», 147 «Сплит-система», 154 «Источник бесперебойного питания», 178 «Стяжные хомуты», 189 «Урна»); 7) Инструкция по заполнению заявок не содержит слов, применяемых Заказчиком при описании требований к товарам, что не позволяет определить порядок формирования заявки на участие в электронном аукционе («требуется (-ются)», «в пределах» и др.).
Представителями Уполномоченного учреждения представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Уполномоченного учреждения не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением – МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» проводился электронный аукцион: «Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст. Нововладимировской по ул. Пионерской, 42» (извещение № 0818300021918000091). Заказчик - администрация МО Тбилисский район.
Начальная (максимальная) цена контракта – 9 072 140,22 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок № 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Приложение № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки, размещено в единой информационной системе в сфере закупок в формате doc, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 № 310-КГ17-7071.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
В локальном сметном расчете № 02-01-01 предусмотрено:
254 |
ТССЦ-404-0126 |
Кирпич керамический лицевой, размером 250х120х65 мм, марка 125 |
1000 шт. |
1,596 |
2450,74 |
|
Аналогичный товар приведен в ведомости объемов работ № 02-01-01 пп № 254.
Таким образом, в описании объекта закупки установлены требования к товару, определенному проектно-сметной документацией.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещена проектная документация в полном объеме (в Разделе «Проект») в формате, доступном для просмотра и сохранения материала, что не лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
В локальном сметном расчете № 02-01-01 предусмотрено:
63 |
ТЕР08-02-010-01 |
Кладка наружных стен из кирпича с облицовкой лицевым кирпичом: толщиной 380 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 кладки |
57,3 |
1102,06 |
53,56 |
|||||
64 |
ТЕР26-01-041-01 |
Изоляция изделиями из пенопласта на битуме холодных поверхностей: стен и колонн прямоугольных |
1 м3 изоляции |
4,788 |
1288,88 |
142,45 |
|||||
65 |
ТССЦ-104-0103 |
Плиты из пенопласта полистирольного ПСБС-40 |
м3 |
-4,692 |
814,81 |
|
|||||
66 |
Прайс |
Пенополистирол Пеноплекс 1185х585х30 или эквивалент |
м3 |
4,692 |
831,33 |
|
|||||
67 |
ТЕР08-02-001-07 |
Кладка стен кирпичных внутренних: при высоте этажа до 4 м |
1 м3 кладки |
22,5 |
951,91 |
34,75 |
|||||
68 |
ТЕР06-01-015-07 |
Установка закладных деталей СГ1, СГ2, СГ3, МС1, МС2 |
1 т |
0,29004 |
9220,62 |
1571,17 |
ГОСТ Р 57347-2016/EN 771-1:2011 «Кирпич керамический. Технические условия» задает характеристики, технологические нормы и правила для керамических кирпичей, используемых в сооружении каменной кладки (например, фасадная и с первым слоем штукатурки каменная кладка, сооружения ручной кладки, несущие или не несущие нагрузку, включая внутренние обшивки и перегородки для зданий и сооружений гражданского строительства).
ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» распространяется на кирпич и камень керамические (далее - изделия), применяемые для кладки и облицовки несущих, самонесущих и ненесущих стен и других элементов зданий и сооружений, а также клинкерный кирпич, применяемый для кладки фундаментов, сводов, стен, подверженных большой нагрузке, и кирпич для наружной кладки дымовых труб, промышленных и бытовых печей.
Таким образом, в описании объекта закупки по позиции 55 «Кирпич керамический лицевые» установлены требования о соответствии товара государственному стандарту, который не предусмотрен сметной документацией, что в последствие приведет к невозможности исполнения требований проектной документации.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) определено, что при установлении в Разделе 2 документации значения, включающего союз «или», «либо», символ «\» предложение участника должно содержать конкретное значение, исключая данный союз.
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже» и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Уровень шума, Дб |
более 15 |
16 |
20 |
15 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
В локальном сметном расчете № 02-01-01 предусмотрено:
16 |
ТЕР07-05-001-03 |
Установка блоков фундаментных ФБС 24.4.6-Т |
100 шт. сборных конструкций |
0,52 |
7833,82 |
748,87 |
|||||
17 |
ТССЦ-403-8012 |
Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78) ФБС24-4-6-Т /бетон В7,5 (М100), объем 0,543 м3, расход арматуры 1,46 кг/ |
шт. |
52 |
443,94 |
|
|||||
18 |
ТЕР07-05-001-02 |
Установка блоков фундаментных ФБС 12.4.6-Т |
100 шт. сборных конструкций |
0,21 |
5027,37 |
520,53 |
|||||
19 |
ТССЦ-403-8008 |
Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78) ФБС12-4-6-Т /бетон В7,5 (М100), объем 0,265 м3, расход арматуры 1,46 кг/ |
шт. |
21 |
231,04 |
|
|||||
20 |
ТЕР07-05-001-01 |
Установка блоков Установка блоков фундаментных ФБС 9.4.6-Т, ФБС 9.3.6-Т |
100 шт. сборных конструкций |
0,4 |
3525,95 |
370,94 |
|||||
21 |
ТССЦ-403-8002 |
Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78) ФБС9-4-6-Т /бетон В7,5 (М100), объем 0,195 м3, расход арматуры 0,76 кг/ |
шт. |
31 |
173,38 |
|
|||||
22 |
ТССЦ-403-8001 |
Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78) ФБС9-3-6-Т /бетон В7,5 (М100), объем 0,146 м3, расход арматуры 0,76 кг/ |
шт. |
9 |
130,67 |
|
Согласно п. 1.1 ГОСТ 13579-78 «Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия» (с Изменением № 1) блоки подразделяют на три типа:
ФБС - сплошные;
ФБВ - сплошные с вырезом для укладки перемычек и пропуска коммуникаций под потолками подвалов и технических подпольев;
ФБП - пустотные (с открытыми вниз пустотами).
В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 13579-78 форма и размеры блоков должны соответствовать указанным на черт.1-3 и в табл.1.
Таблица 1
Тип блока |
Основные размеры блока, мм |
||
Длина |
Ширина |
Высота |
|
ФБС |
2380 |
300; 400; 500; 600 |
580 |
1180 |
400; 500; 600 |
280; 580 |
|
880 |
300; 400; 500; 600 |
580 |
|
ФБВ |
400; 500; 600 |
||
ФБП |
2380 |
В п. 1.3 ГОСТ 13579-78 приведена следующая структура условного обозначения (марок) блоков:
Пример условного обозначения блока типа ФБС длиной 2380 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм, из тяжелого бетона:
ФБС24.4.6-Т ГОСТ 13579-78
То же, типа ФБВ длиной 880 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм, из бетона на пористых заполнителях (керамзитобетона):
ФБВ9.4.6-П ГОСТ 13579-78
Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки по позициям 2, 5 «Блоки бетонные» требования к товарам соответствуют требованиям, обусловленным сметной документацией, кроме того, в описании объекта закупки требования к количеству и общей длине блоков не установлены.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Локальным сметные расчетом № 02-01-03 предусмотрено:
7 |
Прайс |
Тройник редукционный PPSU Frankische alpex-duo 32*3.0-26*3.0-32*3.0 или эквивалент |
шт |
18 |
90,03 |
|
Таким образом, установленный в описании объекта закупки по позиции 77 «Тройник редукционный» типоразмер (3,0-3) не соответствует размеру, предусмотренному локальным сметным расчетом (3,0-32), что в последствие приведет к невозможности исполнения требований проектной документации, а также свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителей Уполномоченного учреждения следует, что данное значение содержит техническую ошибку.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки определено, что при установлении в Разделе 2 документации значения, включающего союз «или», «либо», символ «\» предложение участника должно содержать конкретное значение, исключая данный союз.
При установлении в Разделе 2 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза «и» или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики.
Согласно п. 4.7.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» заполнители для бетона выбирают по зерновому составу, прочности, морозостойкости, плотности, содержанию пылевидных и глинистых частиц, наличию и содержанию вредных и посторонних загрязняющих примесей, радиационно-гигиенической характеристике и другим показателям качества по ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736.
В соответствии с п. 4.7.2 в качестве мелкого заполнителя для бетонов применяют природный песок по ГОСТ 8736, песок из отсевов дробления горных пород по ГОСТ 31424, их смеси, песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии по ГОСТ 5578, а также мелкозернистые золошлаковые смеси по ГОСТ 25592. Истинная плотность мелкого заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 2800 кг/м3 включительно.
Таким образом, участнику закупки следует конкретизировать характеристики товара, приведенные через союз «или» (природный песок или песок из отсевов дробления горных пород или их смеси или песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии), при этом значение, указанное после знака препинания «,» (мелкозернистые золошлаковые смеси) должно быть указано в заявке.
Согласно ГОСТ 25592-91 «Смеси золошлаковые тепловых электростанций для бетонов. Технические условия» (с Изменением № 1) золошлаковые смеси, образующиеся на тепловых электростанциях при совместном гидроудалении золы и шлака в процессе сжигания углей в пылевидном состоянии и применяемые в качестве компонента для изготовления строительных растворов, а также тяжелых, легких и ячеистых бетонов для сборных и монолитных бетонных и железобетонных конструкций и изделий.
На основании вышеизложенного, определенные в описании объекта закупки характеристики товаров по позициям 7, 8, 12, 54 «Бетон» по показателю «Мелкозернистый заполнитель для бетона» с учетом положений Инструкции по заполнению заявки не обоснованы проектной документацией.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Согласно п. 1.2 ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» (с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5) арматурную сталь изготовляют в стержнях или мотках. Арматурную сталь класса А-I (А240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) - периодического профиля.
В соответствии с п. 1.12 ГОСТ 5781-82 арматурную сталь классов А-I (А240) и А-II (А300) диаметром до 12 мм и класса А-III (А400) диаметром до 10 мм включ. изготовляют в мотках или стержнях, больших диаметров - в стержнях. Арматурную сталь классов А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) всех размеров изготовляют в стержнях, диаметром 6 и 8 мм - по согласованию изготовителя с потребителем в мотках.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позициям 9, 10 «Горячекатаная арматурная сталь» позволяют участникам закупки указать значение по показателю «тип исполнения» - в мотках, что будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом, противоречить положениям ГОСТ 5781-82, что свидетельствует о нарушении п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки определено, что при установлении в Разделе 2 документации значения, включающего союз «или», «либо», символ «\» предложение участника должно содержать конкретное значение, исключая данный союз.
При установлении в Разделе 2 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза «и» или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики.
Иных положений Инструкция по заполнению заявки не содержит.
ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» (с Изменениями № 1, 2, 3, с Поправкой) распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта.
В соответствии с п. 2.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра.
Согласно п. 1.3 ГОСТ 8486-86 условное обозначение должно состоять из наименования пиломатериалов (доска, брусок, брус), цифры, обозначающей сорт, наименования породы древесины (хв. - хвойные или отдельные породы - сосна, ель, лиственница, кедр, пихта), цифрового обозначения поперечного сечения (для необрезного пиломатериала - толщины) и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условного обозначения:
Доска - 2 - сосна - 32х100 - ГОСТ 8486-86
Доска - 2 хв. - 32 - ГОСТ 8486-86
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки по позициям 21, 32, 39 «Пиломатериалы» по показателю «Тип породы» участнику закупки необходимо указать «хвойный пород» или «одной из древесин отдельных пород: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница». При этом, в случае выбора второго варианта показателя значения не позволяют определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, что является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системы.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Согласно п. 4.4 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» номинальные размеры листов приведены в таблице 1. Предельные отклонения от номинальных размеров не должны быть более указанных в таблице 2.
Таблица 1
в миллиметрах
Наименование показателя |
Значение |
Длина |
2000 - 4000 с шагом 50 |
Ширина |
600; 1200 |
Толщина |
6,5; 8,0; 9,5; 12,5; 14,0; 16,0; 18,0; 20,0; 24,0 |
Таким образом, по позиции 53 «Листы гипсокартонные» установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6266-97, а также установлены значения показателей, соответствующие требованиям данного государственного стандарта, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Инструкция по заполнению заявок не содержит слов «требуется (-ются)» и др., применяемых Заказчиком при описании требований к товарам, что не позволяет определить порядок формирования заявки на участие в электронном аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) определено, при описании заказчиком закупаемых/используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров. Предложение участника не должно содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны) быть», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «не допускается(-ются)», «требуется(-ются)», «требуемые(-ых)», «необходимо», «примерно», «около», «в зависимости», «требуется» и производных.
Таким образом, положения Инструкции однозначно определяют порядок заполнения заявки с использованием вышеуказанных слов.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Из пояснений представителей Уполномоченного учреждения следует, что характеристики товаров приведены на основании данных производителей.
При этом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участникам закупки необходимо конкретизировать характеристики товара, приведенные через союз «или», что не будет соответствовать данным производителей.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Таким образом, по позиции 147 «Сплит-система» в отношении высоты внутреннего блока приведены два значения, при этом, по показателю «Габариты внутреннего блока» приведенная конструкция значений «не более 835 х 240 х 835» в Инструкции по заполнению заявки не определяет порядок заполнения заявки, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать противоречащие значения.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Инструкция по заполнению заявки не содержит порядок применения символа «-» при заполнении заявки.
Представителями Уполномоченного учреждения даны пояснения, что в сведениях о товарах не отражены слова «в пределах диапазона». Вышеуказанные значения при формировании заявки должны остаться неизменными.
Таким образом, установленные в описании объекта закупки характеристики товаров по позициям 154 «Источник бесперебойного питания» (показатели «Напряжение питающей сети …», «Выходное напряжение постоянного тока»), 178 «Стяжные хомуты» (показатель «Диаметр») с учетом положений Инструкции не позволяют корректно подготовить предложение, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Приложении № 1 «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже» и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Уровень шума, Дб |
более 15 |
16 |
20 |
15 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
Таким образом, Заказчиком по позиции 189 «Урна» по показателям «ширина», «длина», «высота» приведены значения, указывающие на прямоугольную форму изделия, при этом, в показателе «Форма» установлено требование «квадратная», следовательно, установленные характеристики могут вводить участников закупки в заблуждение и позволяют указать противоречивые характеристики товара.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК «БПС» обоснованной в части установления требований к товарам, не соответствующих характеристикам, предусмотренным сметной документацией (позиции 55 Кирпич керамический лицевые», 77 «Тройник редукционный»; установленные некорректных требования к товарам (позиции 7, 8, 12, 54 «Бетон», 21, 32, 39 «Пиломатериалы», 127, 128 «Зонты вентиляционных систем», 176 «Зажим анкерный для СИП»); установления требований к товару, не соответствующих положениям государственного стандарта; установления противоречивых требования к товару (147 «Сплит-система», 154 «Источник бесперебойного питания», 178 «Стяжные хомуты», 189 «Урна»).
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Тбилисский район, Уполномоченного учреждения – МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» (единой комиссии) нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Тбилисский район, Уполномоченному учреждению – МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 421
по делу № ЭА-1407/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
14 августа 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
на основании своего решения от 14.08.2018 г. по делу № ЭА-1407/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СК «БПС» на действия администрации МО Тбилисский район при проведении МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» (далее – Уполномоченное учреждение) электронного аукциона: «Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст. Нововладимировской по ул. Пионерской, 42» (извещение № 0818300021918000091) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:
- Заказчику - администрации МО Тбилисский район, Уполномоченному учреждению – МКУ «Управление муниципальными закупками МО Тбилисский район» (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-1407/2018 от 14.08.2018 г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 07.09.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.