Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1443/2018 о нарушении законодательств... от 20 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1443/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

20 августа 2018 года                                                                                                 г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Соболева <…> (далее – Заявитель) на действия уполномоченного органа - администрации МО Славянский район при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт коридора Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34» (извещение № 0318300225018000436) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует неправомерный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка соответствует положениям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт коридора Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34» (извещение № 0318300225018000436).

Начальная (максимальная) цена контракта – 947 757,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000436-1-1 ИП Соболеву <…> отказать в допуске на участие в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку 3, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

Представленное в заявке описание товаров не соответствует требованиям, установленным заказчиком в Разделе 7 Аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки».

В заявке  с номером № 3 указаны конкретные показатели не соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе:

3.1) Требование Заказчика:

 

Участник в составе заявки указал:

В позиции «Песок» заявки участника закупки указано: «Модуль крупности песка 2,1», что не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014, а именно: «Модуль крупности имеет значения «свыше … до», например свыше 2,5 до 3,0»;

3.2) Требование Заказчика:

Участник в составе заявки указал:

В позиции «Доски обрезные» заявки участника закупки указано: «Ширина, мм 75-150». Согласно «ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки», в случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов «в диапазоне», «в интервале», или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики.

3.3) Требование Заказчика

Участник в составе заявки указал:

В позиции «Дюбели распорные» заявки участника закупки указано: «Длина, мм 30, 35». Согласно «ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки», значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не меньше», «не менее», включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не больше», «не более», включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).

В соответствии с п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

По п.Песок приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

 

В соответствии с ГОСТ 8736-2014 4.2.2 Каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.

           

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св.

3,0

до

3,5

 

Крупный

"

2,5

до

3,0

 

Средний

"

2,0

"

2,5

 

Мелкий

"

1,5

"

2,0

 

Очень мелкий

"

1,0

"

1,5

 

Тонкий

"

0,7

"

1,0

 

Очень тонкий

До 0,7

 

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «выше», «свыше» (в сокращенном виде «св.»), не включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, превышающих установленные заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией)»; «В случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении слов «свыше» (в сокращенном виде «св.»), «от», «до», словосочетаний «не выше», «не более», «не менее», «не ранее», «менее», «более», «не позднее» (в том числе с учетом возможного наличия иных членов предложения между частицей «не» и наречием), указанных непосредственно перед значением минимальных и/или максимальных характеристик, участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний».

Требования заказчика к модулю крупности песка установлены заказчиком в графе «Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться» - требуется свыше 2,0.

Участником закупки в заявке указано: «Модуль крупности песка 2,1», что соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. Песок по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000436-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.  

По п. Доски обрезные приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «В случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов «в диапазоне», «в интервале», или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики».

Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует определение «интервала значений».

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, в случаях если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде.

В позиции «Доски обрезные» участником закупки указано: «Ширина, мм 75-150», что соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. «Доски обрезные» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000436-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.

По п. «Дюбели распорные» приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не меньше», «не менее», включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не больше», «не более», включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).

В случае если значения характеристик разделены знаками препинания запятой «,» и/или союзом «и», косой чертой «/», это означает, что при выполнении работ должны использоваться товары со всеми установленными значениями характеристик, разделенными указанными знаками препинания».

Участником закупки в заявке указано: «Длина, мм 30, 35», что не противоречит положениям инструкции по заполнению заявки.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. «Дюбели распорные» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000436-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Заказчиком по п. «Песок», п. «Листы гипсокартонные» установлены следующие требования:

 

В соответствии с п.4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.

           

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св.

3,0

до

3,5

 

Крупный

"

2,5

до

3,0

 

Средний

"

2,0

"

2,5

 

Мелкий

"

1,5

"

2,0

 

Очень мелкий

"

1,0

"

1,5

 

Тонкий

"

0,7

"

1,0

 

Очень тонкий

До 0,7

 

 

Вместе с тем, по  п. «Песок» заказчиком установлены требования к модулю крупности песка (Требуются свыше 2,0), которые противоречат ГОСТ и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявок участников №1, №3 по п. «Песок».

В соответствии с п.4.5 ГОСТ 6266-97 листы должны иметь прямоугольную форму в плане. Отклонение от прямоугольности не должно быть более 3 мм для листов группы А и 8 мм - для листов группы Б.

Для листов группы А не допускаются повреждения углов и продольных кромок.

В позиции «Листы гипсокартонные» заявки участника закупки №1 указано: «Описание            Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются».

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны) быть», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «не допускается(-ются)», «требуется(-ются)», «требуемые(-ых)», «необходимо», «примерно», «около», «должен(-на, -но, -ны) превышать», «не должен(-на, -но, -ны) превышать», «возможно(-а, -ен, -ны) (за исключением иных случаев, установленных настоящей инструкцией)».

Вместе с тем, участником закупки указана характеристика «Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются» в соответствии с действующим государственным стандартом (п.4.5 ГОСТ 6266-97).

Таким образом, требования, установленные заказчиком по п. «Листы гипсокартонные», вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявки участника №1.

Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Соболева <…> обоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного органа - администрации МО Славянский район нарушение ч.1, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе; в действиях заказчика - управления образования администрации МО Славянский район нарушение положений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.

3. Уполномоченному органу - администрации МО Славянский район (единой межведомственной комиссии), заказчику - управлению образования администрации МО Славянский район выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №435

по делу №ЭА-1443/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

20 августа 2018 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 20.08.2018г. по делу №ЭА-1443/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Соболева <…> на действия уполномоченного органа - администрации МО Славянский район при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт коридора Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34» (извещение № 0318300225018000436) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Уполномоченному органу - администрации МО Славянский район (единой межведомственной комиссии), заказчику - управлению образования администрации МО Славянский район устранить нарушение ч.1, ч.4 ст.67, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0318300225018000436;

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.08.2018г. по делу №ЭА-1443/2018.

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318300225018000436. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 14.09.2018 сообщить об исполнении предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны