Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1481/2018 о нарушении законодательств... от 28 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1481/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

28 августа 2018 года                                                                                                 г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Соболева <…> (далее – Заявитель) на действия уполномоченного органа - администрации МО Славянский район при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кабинетов Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34» (извещение № 0318300225018000435) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует неправомерный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка соответствует положениям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт кабинетов Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34» (извещение № 0318300225018000435).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 436 661,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000436-1-1 ИП Соболеву <…> отказать в допуске на участие в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку 3, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

Представленное в заявке описание товаров не соответствует требованиям, установленным заказчиком в Разделе 7 Аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки».

В заявке  с номером № 3 указаны конкретные показатели не соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе:

3.1) Требование Заказчика:

 

 

Участник в составе заявки указал:

В позиции «Песок» заявки участника указано: «Модуль крупности песка 2,2», что не соответствует требованиям ГОСТ 8736-2014, а именно: «Модуль крупности имеет значения «свыше … до», например свыше 2,5 до 3,0».

3.2) Требование Заказчика:

Участник в составе заявки указал:

В позиции «Доски обрезные» заявки участника закупки указано: «Ширина, мм 75-150», согласно «ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки», в случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов «в диапазоне», «в интервале», или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики.

3.3) Требование Заказчика:

Участник в составе заявки указал:

 

В позиции «Дюбели распорные» заявки участника закупки указано: «Длина, мм 30, 35». Согласно «ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки», значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не меньше», «не менее», включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не больше», «не более», включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).

В соответствии с п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

По п.Песок приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

 

В соответствии с ГОСТ 8736-2014 4.2.2 Каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.

           

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св.

3,0

до

3,5

 

Крупный

"

2,5

до

3,0

 

Средний

"

2,0

"

2,5

 

Мелкий

"

1,5

"

2,0

 

Очень мелкий

"

1,0

"

1,5

 

Тонкий

"

0,7

"

1,0

 

Очень тонкий

До 0,7

 

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «выше», «свыше» (в сокращенном виде «св.»), не включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, превышающих установленные заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией)»; «В случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении слов «свыше» (в сокращенном виде «св.»), «от», «до», словосочетаний «не выше», «не более», «не менее», «не ранее», «менее», «более», «не позднее» (в том числе с учетом возможного наличия иных членов предложения между частицей «не» и наречием), указанных непосредственно перед значением минимальных и/или максимальных характеристик, участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний».

Требования заказчика к модулю крупности песка установлены заказчиком в графе «Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться» - требуется свыше 2,0.

Участником закупки в заявке указано: «Модуль крупности песка 2,1», что соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. Песок по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.  

По п. Доски обрезные приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «В случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов «в диапазоне», «в интервале», или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики».

Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует определение «интервала значений».

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, в случаях если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде.

В позиции «Доски обрезные» участником закупки указано: «Ширина, мм 75-150», что соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. «Доски обрезные» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.

По п. «Дюбели распорные» приложения №1 к Описанию объекта закупки установлено:

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не меньше», «не менее», включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями «не больше», «не более», включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).

В случае если значения характеристик разделены знаками препинания запятой «,» и/или союзом «и», косой чертой «/», это означает, что при выполнении работ должны использоваться товары со всеми установленными значениями характеристик, разделенными указанными знаками препинания».

Участником закупки в заявке указано: «Длина, мм 30, 35», что не противоречит положениям инструкции по заполнению заявки.

Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <…> по п. «Дюбели распорные» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г №0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Заказчиком по п. «Песок», п. «Листы гипсокартонные» установлены следующие требования:

 

В соответствии с п.4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.

           

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св.

3,0

до

3,5

 

Крупный

"

2,5

до

3,0

 

Средний

"

2,0

"

2,5

 

Мелкий

"

1,5

"

2,0

 

Очень мелкий

"

1,0

"

1,5

 

Тонкий

"

0,7

"

1,0

 

Очень тонкий

До 0,7

 

 

Вместе с тем, по  п. «Песок» заказчиком установлены требования к модулю крупности песка (Требуются свыше 2,0), которые противоречат ГОСТ и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявок участников №1, №3 по п. «Песок».

В соответствии с п.4.5 ГОСТ 6266-97 листы должны иметь прямоугольную форму в плане. Отклонение от прямоугольности не должно быть более 3 мм для листов группы А и 8 мм - для листов группы Б.

Для листов группы А не допускаются повреждения углов и продольных кромок.

В позиции «Листы гипсокартонные» заявки участника закупки №1 указано: «Описание            Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются».

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны) быть», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «не допускается(-ются)», «требуется(-ются)», «требуемые(-ых)», «необходимо», «примерно», «около», «должен(-на, -но, -ны) превышать», «не должен(-на, -но, -ны) превышать», «возможно(-а, -ен, -ны) (за исключением иных случаев, установленных настоящей инструкцией)».

Вместе с тем, участником закупки указана характеристика «Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются» в соответствии с действующим государственным стандартом (п.4.5 ГОСТ 6266-97).

Таким образом, требования, установленные заказчиком по п. «Листы гипсокартонные», вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявки участника №1.

Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Соболева <…> обоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного органа - администрации МО Славянский район нарушение ч.1, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе; в действиях заказчика - управления образования администрации МО Славянский район нарушение положений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.

3. 3. В связи с тем, что заказчиком - управлением образования администрации МО Славянский район 24.08.2017г. был заключен контракт, предписание не выдавать.

4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны