Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1508/2018 от 30 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1508/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

30 августа 2018 года                                                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Гермес-СТ» (далее – Заявитель) на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Гермес-СТ» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены требования к расходным материалам (электроды, кислород, поковки), что является необъективным описанием и нарушает п. 1 ч.1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, кроме того установлены характеристики товар, которые невозможно проверить при приемке выполненных работ (позиция «Электрод»); 2) установленные требования к товарам с учетом положений Инструкции по заполнению заявки не позволяют однозначно определить порядок заполнения заявки и определить потребность Заказчика (позиции «Шкурка шлифовальная», «Кислород», «Рубероид кровельный»); 3) установлены требования к товарам не соответствующие положениям государственного стандарта (позиция «Гвозди»); 4) установленные в описании объекта закупки характеристики товара не предусмотрены ведомостью объемов работ (позиция 24 «Электроды»); 5) установлены характеристики товара, не предусмотренные государственным стандартом, в связи с чем не представляется возможным указать конкретный показатель (позиция 11 «Мастика»).

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 640 900,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Из пояснений представителей Заказчика следует, что включение вышеуказанных материалов в описание объекта закупки обусловлено локальными сметными расчетами, содержащими данные материалы, необходимые для выполнения работ.

В соответствии с п. 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

На основании п. 4.16 МДС 81-35.2004 для выделения ресурсных показателей могут использоваться ГЭСН-2001, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе: ведомости потребности материалов (далее - ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее - СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм

В частности, ведомостью потребности материалов предусмотрены следующие материалы, в том числе:

Таким образом, установление в описании объекта закупки требований к товарам электроды, кислород, поковки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

 

 

Согласно п. 1.1 ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия» (с Изменениями № 1, 2, с Поправкой) классификация электродов должна соответствовать указанной ниже.

В соответствии с п. 1.9 ГОСТ 9466-75 по роду и полярности применяемого при сварке или наплавке тока, а также по номинальному напряжению холостого хода используемого источника питания сварочной дуги переменного тока частотой 50 Гц электроды подразделяются в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Рекомендуемая полярность постоянного тока

Напряжение холостого хода источника переменного тока, В

Обозначение

 

Номин.

Пред. откл.

 

Обратная

-

-

0

Любая

   

1

Прямая

50

±5

2

Обратная

   

3

Любая

   

4

Прямая

70

±10

5

Обратная

   

6

Любая

   

7

Прямая

90

±5

8

Обратная

   

9

Согласно п. 2.4 ГОСТ 9466-75 структура условного обозначения электродов приведена на схеме (черт.2).

 

Черт. 2

ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)

1 - тип; 2 - марка; 3 - диаметр, мм; 4 - обозначение назначения электродов;
5 - обозначение толщины покрытия; 6 - группа индексов, указывающих характеристики
наплавленного металла и металла шва по ГОСТ 9467, ГОСТ 10051, или ГОСТ 10052; 7 - обозначение вида покрытия; 8 - обозначение допустимых пространственных положений сварки или наплавки; 9 - обозначение рода применяемого при сварке или наплавке тока, полярности постоянного тока и номинального напряжения холостого хода источника питания сварочной дуги переменного тока частотой 50 Гц; 10 - обозначение настоящего стандарта; 11 - обозначение стандарта на типы электродов

В ГОСТ 9466-75 приведены примеры условных обозначений:

Электроды типа Э42А по ГОСТ 9467, марки УОНИИ-13/45, диаметром 3,0 мм, для сварки углеродистых и низколегированных сталей У, с толстым покрытием Д, с установленной по ГОСТ 9467 группой индексов, указывающих характеристики наплавленного металла и металла шва, 43 2(5), с основным покрытием Б, для сварки во всех пространственных положениях 1 на постоянном токе обратной полярности 0:
ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой) ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75

Таким образом, показатель «Напряжение холостого хода источника переменного тока» предусмотрен государственным стандартом и приводится производителем в условном обозначении на товар.

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Согласно п. 2.11 ГОСТ 13344-79 «Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3)» режущая способность шлифовальной шкурки при условиях шлифования, указанных в приложении 1, должна соответствовать значениям, указанным в табл.5.

Таблица 5

Зернистость

Режущая способность, мм3/мин, не менее

 

карбидкремниевой

электрокорундовой

40/25

948

-

50

612

806

40

510

707

32

330

659

25

294

565

20

271

377

16

185

236

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации определено, что если взаимоисключающие характеристики товара разделены союзом «или» и/или символом «/», то участник должен выбрать и указать одно из значений, разделенных указанным союзом и/или символом, соответствующее предлагаемому товару; если характеристики не являются взаимоисключающими, то указываются в неизменном виде.

Таким образом, государственным стандартом предусмотрена зернистость шкурки, в том числе 25, 40, 40/25, при этом, государственным стандартом не определено какие характеристики являются взаимоисключающими, какие не являются взаимоисключающими, в связи с чем невозможно определить правило инструкции по заполнению заявки, регламентирующее порядок заполнения заявки в данном случае, а также определить потребность Заказчика, что является нарушением ч. 2 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. 

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Инструкцией по заполнению заявки определено, что

Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки участник закупки должен указать характеристики товара по позиции 40 «Кислород» по показателю «Сорт» в неизменном виде, без использования слов «должен быть».

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Согласно п. 1 ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» (с Изменениями № 1, 2, 3) конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.

Таблица 1

мм

Диаметр стержня d

Длина гвоздя l

0,8

8

 

12

1,0

16

1,2

16

 

20

 

25

1,4

25

 

32

 

40

1,6

25

 

40

 

50

В соответствии с п. 2 ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.

Таблица 2

мм

Условный диаметр стержня  d

Длина гвоздя l

Размер a

Наименьший диаметр головки D

1,8

32

-

3,5

 

40

   
 

50

   
 

60

   

2,0

40

1,75

4,0

 

50

   

2,5

50

2,20

5,0

 

60

   

3,0

70

2,65

6,0

 

80

   

3,5

90

3,10

7,0

Таким образом, государственным стандартом для гвоздей с конической головкой установлен показатель «условный диаметр стержня», при этом, в описании объекта закупки по позиции 28 «Гвозди» Заказчиком приведен показатель «диаметр стержня», что не соответствует требованиям государственного стандарта и является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что установленные в описании объекта закупки характеристики товара не предусмотрены ведомостью объемов работ (позиция 24 «Электроды»).

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Ведомостью потребности материалов предусмотрены следующие материалы, в том числе:

 

Из пояснений представителей Заказчика следует, что электроды типа Э42А и Э42 имеют одинаковое назначение, при этом электроды типа Э42А обладают улучшенными характеристиками.

Согласно п. 2 ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы» (с Изменением № 1) электроды должны изготавливаться следующих типов:

Э38, Э42, Э46 и Э50 - для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2;

Э42А, Э46А и Э50А - для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости.

В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено на стадии подачи заявки предлагать товары, обладающими улучшенными характеристиками.

На основании вышеизложенного, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к товару, использование которого не предусмотрено локальными сметными расчетами, ведомостями объемов работ.

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 10923-93 «Рубероид. Технические условия» (с Изменением № 1) рубероид выпускают в рулонах шириной 1000, 1025 и 1050 мм. Предельное отклонение по ширине полотна ±5 мм.

Общая площадь рулона рубероида марок РКК-400, РКЦ-400 и РКК-350 должна быть (10,0±0,5) м2, РКП-350 - (15,0±0,5) м2, РПП-300 и РПЭ-300 - (20,0±0,5) м2.

Таким образом, установленное Заказчиком требование по позиции 2 «Рубероид кровельный» в отношении показателя «Площадь рулона рубероида» не противоречит положениям государственного стандарта.

В Раздел «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

Согласно п. 5.2 ГОСТ 30693-2000 «Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия» в нормативном документе на конкретный вид мастики должны содержаться следующие показатели пожарной опасности покрытия из мастики:

группы горючести, воспламеняемости и распространения пламени - для кровельных мастик;

группы горючести и воспламеняемости - для гидроизоляционных мастик.

Таким образом, государственным стандартом не установлено требование к показателю «Класс пожарной опасности», в связи с чем невозможно на стадии подачи заявки сделать предложение по данному показателю. Установление требований к товару, не соответствующих положениям государственного стандарта, свидетельствует о нарушении п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гермес-СТ» обоснованной в части установления требований к товарам, не позволяющих определить потребность Заказчика (позиция «Шкурка шлифовальная»), не соответствующих положениям государственного стандарта (позиции «Гвозди», «Мастика»), не предусмотренных ведомостью объемов работ (позиция 24 «Электроды»).

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 550

по делу № ЭА-1508/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

30 августа 2018 года                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

на основании своего решения от 30.08.2018 г. по делу № ЭА-1508/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Гермес-СТ» на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-1508/2018 от 30.08.2018 г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Срок исполнения предписания – в течение 10 дней с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Краснодарское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.

 

            Комиссия Краснодарского УФАС России предупреждает, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны