Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА–1533/2016 о нарушении законодательств... от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА–1533/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 октября 2016 года                                                                 г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО «КорпусГрупп Центр», в присутствии представителя ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России», рассмотрев жалобу ООО «КорпусГрупп Центр» (далее – Заявитель) на действия ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг общественного питания по методу «Шведский стол» для отдыхающих ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (извещение № 0318100007916000163) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО «КорпусГрупп Центр» указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация электронного аукциона разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» проводился электронный аукцион: «Оказание услуг общественного питания по методу «Шведский стол» для отдыхающих ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (извещение № 0318100007916000163).

Начальная (максимальная) цена контракта – 93 000 000,00 рублей.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

 

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В п. 4.1.1. «Стандарты внешнего вида» Раздела 4 Технического задания установлено: Форменная одежда:

Вид, цвет, ткань и качество одежды должны быть письменно согласованы с Заказчиком.

Юбка разумной длины, не выше 25 мм выше колена, блузка должна быть застегнута так, чтобы вырез был не глубже 5-8 см. Брюки ниже щиколотки, носки в тон цвета брюк. Колготки телесного цвета в любое время года. Обувь обязательно закрытого вида, высота каблука не выше 4 см.

Прическа:

Волосы красиво уложены и убраны с лица. Исключены длинные распущенные волосы. Когда волосы носят распущенными, они должны быть не длиннее нижнего края воротника на блузке.

Мужчины чисто выбриты, усы и бакенбарды аккуратно подстрижены.

Внешний вид:

У администратора, официанта, бармена должно быть приветливое выражение лица.

Руки ухожены, ногти средней длины, цвет лака – бесцветный.

Работник должен постоянно следить за гигиеной своего тела. Не следует пользоваться духами или одеколоном с резким запахом.

Макияж дневной.

Таким образом, в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены исключительно субъективные требования к описанию объекта закупки. Кроме того, описанные Заказчиком условия не относятся к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

П. 4.2. Требования к качеству:

Все поставляемые пищевые продукты, за исключением сезонных видов сырья (овощи свежие), при поставке должны иметь резерв срока годности (остаточный срок годности):

- не менее 50% от установленного предприятием-изготовителем срока годности;

- для особо скоропортящихся продуктов (со сроком годности до 10 суток) не менее 30% от установленного заводом-изготовителем срока годности.

  Согласно ст. 473 Гражданского кодекса РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

          Таким образом, указание остаточного срока годности в процентном выражении носит необъективный характер и противоречит требованиям законодательства РФ.

Техническим заданием также предусмотрено, что при оказании услуг Исполнитель обязан использовать посуду в двух столовых пищеблоков согласно таблице, например:

 

Таким образом, требование документации относительно обязанности обеспечить наличие посуды и инвентаря определенного вида, является нарушением ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.

Кроме того, по позициям «Тарелки» установлено: 1-ый сорт, белизна не менее 63%, толщина черепка не более 3,5 мм. Соответствие ГОСТ 28390-89. П.п. 1.2.1. и 1.2.4 ГОСТ 28390-89 установлено:

Изделия подразделяют: по толщине черепка - на обычные и тонкостенные (толщина черепка чашек не более 1,6 мм, блюдец не более 1,8 мм, остальных изделий - не более 2,5 мм).

По показателям качества изделия должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1.

     

Наименование показателя

Норма для сорта

 

1-го

2-го

Белизна, %, не менее

60 (до 01.01.93)

55

 

62 (до 01.01.95)

58

 

64 (с 01.01.95)

58

Таким образом, установленные Заказчиком показатели противоречат ГОСТ.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В нарушение данной нормы Закона о контрактной системе, Заказчиком в п. 4.1.1. Технического задания установлено:

Исполнитель при оказании услуг общественного питания обязуется предоставить квалифицированный персонал для работы на объекте.

Исполнитель при оказании услуг питания обязуется подобрать персонал объекта в соответствии со штатным нормативом, обеспечивающим ежедневное трехразовое питание отдыхающих.

Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе (ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Инструкцией по заполнению заявки установлено:

Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.

В случае, если по каким-либо из установленных Заказчиком в графе «Показатель, единица измерения» показателям у предлагаемого участником закупки варианта исполнения товара отсутствуют значения в соответствии с  требованиями технических регламентов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, (например, путем указания в соответствующем техническом регламенте или стандарте при описании предлагаемого варианта исполнения товара по такому показателю слов: «не нормируется», «не допускается», «отсутствие (отсуствует)», или знака « - »), участник закупки при описании предлагаемого товара должен по такому показателю указать соответственно: «не нормируется», «не допускается», «отсутствие (отсутствует)» , « - ».

Предложение участника в отношении товаров, используемых при выполнении работы или оказании услуги, не должно сопровождаться словами (с учетом всех возможных их чисел и родов): «эквивалент», «аналог», «(не) должен», «(не) должен быть», «(не) может», «(не) может быть», «необходимо», «необходимый», «не допускается», «(не) требуется», «(не) нужен».

Слова, термины, символы и знаки, не перечисленные в настоящей Инструкции,  не указывают на значения, подлежащие конкретизации.

При подаче предложения в отношении отрицательных величин, сопровождающихся словами или символами, определяющими допустимый предел, следует учитывать специфику изменения таких величин в большую или меньшую стороны. Символ «±», применяемый при указании размеров товаров должен трактоваться как указание на характеристику, подлежащую конкретизации. Данный символ, сопровождающий любую характеристику кроме размера, должен трактоваться как установленный предел допуска, и изменению не подлежит (не исключается).

Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит подробное описание и трактование, используемых при описании объекта закупки слов, символов, знаков и т.д. При этом требование к форме и оформлению заявки не установлено.

На основании п. 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В Приложении № 2 к Техническому заданию установлено:

- п. 4 «Капуста белокочанная»: Должна соответствовать ГОСТ Р 51809-2001. Класс может быть первый или второй. Длина кочерыги надо кочаном не более, см – 3,0. Масса зачищенного кочана не менее, кг – 0,35.

Инструкцией по заполнению заявки установлено: Характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): «от», «до», «(не) менее», «(не) более», «(не) больше», «(не) меньше», «(не) уже», «(не) шире», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) хуже», «лучше», «свыше», «(не) превышать», «максимальное значение», «минимальное значение», «быстрее», «min», «max», «минимум», «максимум», «как минимум», «(не) короче», «(не) длиннее», «легче», «÷», «…», «≥», «≤», «<», «>». Участник должен указывать конкретные характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел»

Исключения:

2. Заказчик устанавливает ряд показателей, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словами, определяющими допустимый предел и содержатся в графе «Показатель, единица измерения», а в графе «Значение показателя» указывается предельное значение (максимальное или минимальное) таких показателей. Слова, определяющие допустимый предел, в данном случае  из состава первой части заявки не исключаются, значение показателя при этом может изменяться участником.

В характеристиках с использованием словосочетания «и/или» участник закупки должен указать характеристики с союзом «и», либо выбрать одну из нескольких характеристик без использования союза «или».

Согласно п. 5.1 ГОСТ Р 51809-2001 Качество капусты должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
 

     

Наименование показателя

Характеристика и норма для классов

 

первого

второго

Длина кочерыги над кочаном, см, не более

3,0

3,0

Масса зачищенного кочана, кг, не менее 
для раннеспелой:

   

до 1 июля

0,4

0,35

с 1 июля до 15 августа

0,6

0,5

для среднеспелой, среднепоздней и позднеспелой:

   

с 15 августа до 1 сентября

1,0

0,6

с 1 сентября до 1 февраля

1,0

0,8

с 1 февраля

1,0

0,6

Таким образом, установленные Заказчиком требования соответствуют ГОСТ. Участник закупки, в зависимости от выбранного сорта, указывает соответствующее ГОСТу значение.

Аналогичное требование установлено по позиции 30 «Апельсины свежие».

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КорпусГРупп Центр» обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по п. .4.1.1., 4.2 Технического задания; предъявления требования к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (п. 4.1.1. Технического задания); установления требований, не соответствующих ГОСТ (Таблица «Характеристики и свойства посуды).

2. Признать в действиях Заказчика – ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 508

по делу №ЭА-1533/2016 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 октября 2016 года                                                                 г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО «КорпусГрупп Центр», в присутствии представителя ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России», на основании решения № ЭА-1533/2016 от 18.10.2016г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «КорпусГрупп Центр» на действия ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг общественного питания по методу «Шведский стол» для отдыхающих ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (извещение № 0318100007916000163) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

 

1.  Заказчику – ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу № ЭА-1533/2016 от 18.10.2016.

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100007916000165. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. В срок до 11.11.2016 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

          В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны