Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА -1538/2017 о нарушении законодательст... от 14 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА -1538/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      10 июля 2017 года                                                                              г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в присутствии представителя администрации МО Белореченский район (далее – уполномоченный орган) Вялая Н.А. (доверенность в материалах дела), в присутствии представителей администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района (далее - Заказчик) Гердун Ю.Н., Безуглой Я.В. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителя ООО «Скорость», рассмотрев жалобу ООО «Скорость» (далее – Заявитель) на действия администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района при проведении электронного аукциона: «Строительство газопровода хуторов Грушевого и Подгорного Белореченского района. Первая очередь строительства. 2 этап» (извещение № 0118300010517000276) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: при копировании текста из технического задания изменяется суть документации; требования установленные Заказчиком в Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» нарушают положения ст.33 Закона о контрактной системе (поз.11, 14, 15, 16, 19, 35, 39).

Заказчиком, уполномоченным органом представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Белореченский район проводился электронный аукцион: «Строительство газопровода хуторов Грушевого и Подгорного Белореченского района. Первая очередь строительства. 2 этап» (извещение № 0118300010517000276). Заказчик - администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района. 

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 584 540,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация электронного аукциона содержит Приложение к Разделу 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).

 № пункта

Наименование товара

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Описание

11

Бруски

Номинальная длина

м

4÷6,5

Пиломатериалы должны быть обрезные, сухие. Пиломатериалы должны быть изготовлены из древесины породы: сосна, ель, пихта, лиственница, кедр. Должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции

Номинальная толщина

мм

40÷75

Номинальная ширина

мм

Не более 150

Сорт

 

1; 2; 3

Заявитель указывает, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам, установленные Заказчиком по поз.11 «Брусок» не соответствуют ГОСТ 18288-87.

Заказчиком по показателю «толщина, мм» установлено «40÷75», по показателю «ширина, мм» установлено – «не более 150». Пунктом 20 таблицы №1 ГОСТ 18288-87 установлено, что бруски – это пиломатериал толщиной до 100мм и шириной не более двойной толщины.

 Таким образом, требования Заказчика не противоречат п.20 ГОСТ 18288-87, поскольку участник должен предоставить показатели в пределах установленных Заказчиком и соответствующие ГОСТ. 

Заявитель в жалобе указывает, что при копировании текста из технического задания изменяется суть документации поз.14.

 Ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Согласно подпунктам «а», «л», «м» пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Аукционная документация, в частности «Сведения о товарах (материалах)», необходимых для заполнения в составе первой части заявки размещены в формате pdf, который позволяет осуществить поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, что не противоречит положением законодательства о контрактной системе.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Если часть характеристик приведены на изображении, участник обязан указать характеристики в соответствии с данной инструкцией. Участник вправе не указывать изображение, однако в явной форме должен указать, какому именно изображению соответствует товар, а также указать конкретные характеристики, которые были приведены на изображении».

Таким образом, участник закупки вправе не приводить изображение в первой части заявки, при этом числовые значения приведенные на изображениях, размещенных в составе технического задания, сопровождаются буквенным обозначения, расшифровка которых также приведена в составе аукционной документации, что позволяет подать заявку на участие в электронном аукционе.

15

Раствор

Марка раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте

 

Не ниже М100

По применяемым вяжущим раствор должен быть простой (на вяжущем одного вида), по средней плотности должен быть тяжелый, а по основному назначению требуется кладочный. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции

Марка по морозостойкости

 

Требуется выше F35

Наибольшая крупность зерен заполнителя

мм

Не более 2,5

Марка по подвижности

 

Пк 1÷Пк 4

 

 

Заявитель указывает, что по поз.15 «Раствор» Заказчиком установлено нестандартное требование «марка раствора по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже М100».

С указанным доводом представители уполномоченного органа, Заказчика не согласились, из пояснении. Качество товара «Раствор» регламентируется ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия», которым Заказчик руководствовался при описании объекта закупки:

п.4.10 Прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.

п.3.2 Условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.

Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2:

Раствор кладочный, известково-гипсовый, М100, Пк2, ГОСТ 28013-98.
Для сухой растворной смеси, легкой, штукатурной, на цементном вяжущем, марки по прочности М50 и по подвижности - Пк3, средней плотности D900: Смесь сухая растворная штукатурная, цементная, М50, Пк3, D900, ГОСТ 28013-98

Таким образом, участник на этапе подачи заявки может самостоятельно определить удобную для своей работы марку по подвижности, а в дальнейшем при заказе указать необходимую марку раствора.

16

Кирпич

Марка по прочности

 

должна быть не ниже М100

Требуется керамическое штучное изделие, предназначенное для устройства кладок на строительных растворах. Должен быть рядовой, полнотелый, нормального формата (одинарный), по теплотехническим характеристикам может быть высокой или повышенной эффективности; эффективный. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции

Класс средней плотности изделия

 

0,7÷1,2

Марка по морозостойкости

 

Не ниже F50

Номинальные размеры должны соответствовать значениям, указанным на изображении

мм

Изображение №4

 

 

Заявитель указывает, что по поз.16 «Кирпич» Заказчиком установлено требование к наименованию показателя «Марка по морозостойкости не ниже F50», который определяется по результатам испытаний.    

С указанным доводом представители уполномоченного органа, Заказчика не согласны, из пояснений следует, что в соответствии с п.4.1.4 ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия»: «По морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F100, F200, F300».

Таким образом, выделяют строго определенные марки по морозостойкости изделия кирпича, которые указываются в сертификатах на данную продукцию.

19

Щебень

Марка по морозостойкости

 

Выше F25

Требуется неорганический зернистый сыпучий материал из осадочных; метаморфических; изверженных горных пород. Не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Требуется щебень, который допускается применять во вновь строящихся жилых и общественных зданиях или для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений. Должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции

 

Фракция

мм

От 5(3) до 10

Группа щебня

 

1÷5

Марка по дробимости

 

Не ниже 600

Марка по истираемости

 

И1; И2; И3

Содержание зерен слабых пород должно быть не более

% по массе

Указанного в таблице 7 ГОСТ 8267-93

Содержание глины в комках должно быть не более

% по массе

Указанного в таблице 9 ГОСТ 8267-93

 

 

Заявителем в жалобе указано, что по поз.19 «Щебень» Заказчиком установлены требования к показателям: «Марка по дробимости не ниже 600», «Содержание глины в комках должно быть не более % по массе», при этом установлено соответствие таблице 9 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», которые определяются специальным оборудованием.

С указанным доводом представители не согласились и пояснили, что марку по дробимости щебня указывают в сертификатах на данную продукцию. На рынке широко представлены производители щебня и гравия всех возможных марок по дробимости. В локальных-сметных расчётах также устанавливается конкретная марка по дродимости щебня, применяемого для определенных видов работ.

В отношении показателя «Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05мм)», согласно Инструкции по заполнению заявки участнику следует только подтвердить соответствие данного показателя нормам ГОСТ: «В случае установления Заказчиком требования о соответствии значения стандарту (например, Содержание глины в комках должно быть не более указанного в таблице 7 ГОСТ), то участнику закупки необходимо в явной форме подтвердить соответствие предлагаемого товара (материала) установленным требованиям, соблюдая прочие требования настоящей инструкции, при этом от участника закупки не требуется указывать конкретные значения (например, Содержание глины в комках не более указанного в таблице 7 ГОСТ)».

Аналогично по поз.39 «Бетонная смесь».

Количество товара «Бетонная смесь» регламентируется ГОСТ 7473-2010 и ГОСТ 26633-2015, которыми Заказчик руководствовался при описании объекта закупки.

ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»:

5.1.4 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Таблица 1 - Марки по расплыву конуса*

   

Марка

Расплыв конуса, см

Р1

Менее 35

Р2

35-41

Р3

42-48

Р4

49-55

Р5

56-62

Р6

Более 62

Таблица 2 - Марки по осадке конуса

   

Марка

Осадка конуса, см

П1

1-4

П2

5-9

П3

10-15

П4

16-20

П5

Более 20

Таблица 3 - Марки по жесткости

   

Марка

Жесткость, с

Ж1

5-10

Ж2

11-20

Ж3

21-30

Ж4

31-50

Ж5

Более 50

Таблица 4 - Марки по уплотнению*

Марка

Коэффициент уплотнения

КУ1

Более 1,45

КУ2

1,45-1,26

КУ3

1,25-1,11

КУ4

1,10-1,04

КУ5

Менее 1,04

           4.2 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.

4.3 Условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.

Таким образом, участники при подготовке заявки имели возможность самостоятельно определить какой именно бетонной смесью они будут пользоваться при выполнении работ по данному объекту.

35

Болты с гайками и шайбами (комплект)

Класс прочности болтов

 

8.8; 9.8; 10.9; 12.9

Требуются высокопрочные болты с шестигранной головкой, высокопрочные шестигранные гайки с увеличенным размером под ключ и шайбы, предназначенные для использования в металлических конструкциях, применяемых в строительстве. Материал изготовления должен быть сталь. Могут быть изготовлены с покрытием или без покрытия. Должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции

Наружный диаметр резьбы болтов

мм

16÷48

Высота гаек

мм

В пределах 16,4 - 48

Конструктивное исполнение тела болтов

 

2\1

Класс прочности гаек

 

8; 9; 10; 12

Номинальный шаг резьбы гаек и болтов

мм

Не более 5,0

Толщина шайб

мм

Должна быть в пределах 3,1 - 4,6

Габаритные размеры болтов должны соответствовать значения, указанным на изображении

мм

Изображение №1

 

Из жалобы Заявителя следует, что по поз.35 «Болты с гайками и шайбами (комплект)» участнику необходимо указать габаритные размеры болтов «Габаритные размеры болтов должны соответствовать значения, указанным на изображении», значения которых должны соответствовать указанным на изображении. При этом показатели указанные на рисунке, в соответствии с Инструкцией должны конкретизироваться, однако данные требования установлены в картинках, которые не копируются.

Изображение

Расшифровка обозначений

1

d - наружный диаметр резьбы

K – номинальная высота головки

L – номинальная длина без учета головки

 

С указанным доводом представители не согласились, рисунок содержит расшифровку обозначений с буквенным сопровождением, что позволяет участнику указать необходимые габаритные размеры болтов без копирования изображения. Таким образом, требования установленные Заказчиком по поз.35 «Болты с гайками и шайбами (комплект)» не противоречат Закону о контрактной системе.

Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Документы, подтверждающие обоснованность доводов, Заявителем не предоставлены.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Скорость» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0118300010517000276).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны