Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1568/2018 от 11 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1568/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 сентября 2018 года                                                                     г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «СМУ Гражданстрой» (далее – Заявитель) на действия Заказчика- МАОУ СОШ № 6 МО г. Анапа, уполномоченного органа-  управления закупок администрации МО г. Анапа  при проведении электронного аукциона : «Реконструкция МАОУ СОШ № 6 г.-к. Анапа по адресу: г.-к. Анапа, микрорайон 12, д. 24 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (II этап. Блок начального образования на 400 мест) » (извещение № 0318300537418000246) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует необоснованный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка полностью соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе.

Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Считают отклонение заявки общества правомерным.

С учетом п.3.32 Административного регламента объявлен перерыв на 11.09.2018 на 10 часов 00 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.

После перерыва Комиссия Краснодарского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющие в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупки www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), установила следующее.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Управлением закупок администрации МО г. Анапа для нужд МАОУ СОШ № 6 МО г. Анапа  проводился электронный аукцион «Реконструкция МАОУ СОШ № 6 г.-к. Анапа по адресу: г.-к. Анапа, микрорайон 12, д. 24 с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (II этап. Блок начального образования на 400 мест)  »(извещение № 0318300537418000246).

Начальная (максимальная) цена контракта – 249 737 088 ,00 рублей.

Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.08.2018 №0318300537418000246-1 участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: «Участнику №3 - Отказано в допуске по основаниям, предусмотренным пунктом  2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 закона, требованиям документации о таком аукционе».

Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По п. 225 приложения № 2 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:

В позиции 225 «Винты самонарезающие с полукруглой головкой и крестообразным шлицем» участником указано: ««Номинальный диаметр резьбы, мм 8»; «Шаг резьбы, мм, 1,25»; «Глубина шлица, мм, 4,6».

Согласно таблице 1 ГОСТ 11650-80 «Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры», указанные участником значения по показателям «шаг резьбы» и «глубина шлица» являются несоответствующими для винтов с номинальным диаметром резьбы 8 мм:

Номинальный диаметр резьбы d

2,5

3

4

5

6

8

Шаг резьбы Р

1,25

1,75

2,0

2,5

3,5

Диаметр головки D

Номин.

4,5

5,5

7,0

8,5

10,0

13,0

Пред. откл. по js 15

± 0,24

± 0,29

± 0,35

Высота головки К

Номин.

1,7

2,1

2,8

3,5

4,2

5,6

Пред. откл. по js 15

± 0,2

± 0,24

Радиус сферы головки R1 »

2,4

2,9

3,6

4,4

5,1

6,6

Радиус под головкой

R, не менее

0,10

0,20

0,25

0,40

da, не более

3,1

3,6

4,7

5,7

6,8

9,2

Ширина шлица n

Номин.

0,6

0,8

1,0

1,2

1,6

2,0

Не менее

0,66

0,86

1,06

1,26

1,66

2,06

Не более

0,80

1,00

1,20

1,51

1,91

2,31

Глубина шлица t

Не менее

0,9

1,0

1,6

2,1

2,3

3,3

Не более

1,3

1,4

2,0

2,5

2,7

3,7

Допуск соосности головки относительно стержня (2IТ14)

0,60

0,72

0,86

Допуск симметричности шлица относительно стержня в диаметральном выражении (2IТ14)

0,50

0,60

0,72

Номер крестообразного шлица

1

2

3

Диаметр крестообразного шлица m, не более

2,8

3,1

4,2

5,0

6,6

7,7

Глубина крестообразного шлица h

1,25

1,60

1,75

2,50

2,45

3,65

Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц

Не более

1,4

1,7

2,0

2,8

3,0

4,2

Не менее

1,1

1,4

1,5

2,3

2,5

3,7

Недовод резьбы, не более

0,8

1,0

 

По п. 21 приложения № 2 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:

         В соответствии с п.32 инструкции по заполнению заявки: «В случае, если в №6 или №8 или на изображении Заказчиком установлены требования к значению с применением слов, определяющих минимальный допустимый предел: «не меньше», «не уже», «не ниже», «min», «минимум», «как минимум», «от», это означает, что значение, указанное Заказчиком, в предел допустимых входит, участник указывает одно конкретное значение равное или более (выше) установленного Заказчиком без сопровождения указанными в настоящем пункте словами, определяющими допустимый предел», а также согласно п.50 инструкции: «В случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, в случаях если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде».

 В позиции 21 «Брус необрезной» Заказчиком установлено требование: «Номинальная длина» (столбец №4), «м» (столбец №5), «не менее 2» (столбец №8), участником указано: «Номинальная длина, м, 3», что не соответствует установленному аукционной документацией требованию. Аналогичные несоответствия допущены участником закупки в позициях 37-44, 162-164, 218 в значениях по показателям «Номинальная длина», а также в позиции 201 в значении по показателю «Уровень звукового давления».

По п. 18 приложения № 2 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:

В соответствии с п.43 инструкции по заполнению заявки: «В случае, если в №8, а также в №4, отсутствуют слова и/или графические знаки, определяющие допустимый предел, это означает, что значение, указанное Заказчиком, в предел допустимых не входит, участник указывает одно конкретное значение более (выше) установленного Заказчиком».

В позиции 18 «Трубы стальные в пенополиуретановой изоляции» Заказчиком установлено требование: «Толщина стенки» (столбец №4), «мм» (столбец №5), «3,0» (столбец №8), участником указано: «Толщина стенки, мм, 3,0», что не соответствует установленному аукционной документацией требованию.

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

""1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

""2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Таким образом, с учетом требований инструкции по заполнению заявки и положений аукционной документации, признание заявки несоответствующей требованиям по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок, обосновано.

Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. 

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

В нарушение п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» по п. 225 Заказчиком сформированы требования, позволяющие предложить к поставке товар, соответствующей требованиям документации и противоречащее ГОСТ, что повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Подзаконных нормативных актов к разработке Инструкции не существует. Вместе с тем, при разработке подобных Инструкций заказчики должны понимать, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок (аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда по делу № А32-44482/2017 года).

В соответствии с п.43 инструкции по заполнению заявки: «В случае, если в №8, а также в №4, отсутствуют слова и/или графические знаки, определяющие допустимый предел, это означает, что значение, указанное Заказчиком, в предел допустимых не входит, участник указывает одно конкретное значение более (выше) установленного Заказчиком».

Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит положения, вводящие участников закупки в заблуждение, что повлекло признание заявки несоответствующей требованиям аукционной документации.

По п. 21, 37-44, 162-164, 218 приложения № 2 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено требование к номинальной длине, при этом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, участнику закупки фактически необходимо предоставить диапазонное значение показателя (в сопровождении слов «не более», «не менее» и аналогичных).

В свою очередь, согласно п. 3.10 ГОСТ 2.307-2011 ЕСКД номинальный размер: Размер, относительно которого определяются отклонения.

Фактически номинальный размер представляет собой конкретное числовое значение, определяющее эталонные параметры изделия, без учета отклонений, погрешностей.

Таким образом, совокупность требований приложения № 2 и инструкции по заполнению заявки повлекли отклонение заявки участника закупки и противоречат п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Также, уровень звукового давления рассчитывается как соотношение ряда величин корректированный уровень звукового давления, измеренный уровень звукового давления, уровень звукового давления остаточного шума и иных по формуле и представляет собой номинальное значение.

Допущенные заказчиком нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

В соответствии с ч.2, ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

На участие в данном электронном аукционе подано 3 заявки, из которых две заявки отклонены по результатам рассмотрения первых частей заявок.

Идентичные нарушения выявлены Комиссией при оценки заявки участника закупки № 3.

На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СМУ Гражданстрой» необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки, признать в действиях Заказчика - МАОУ СОШ № 6 МО г. Анапа нарушение п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), 2) ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что отраслевой комиссии управления закупок администрации МО г. Анапа выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу № ЭА-1567/2018, повторное предписание не выдавать.

4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны