Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1595/2018 о нарушении законодательств... от 18 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1595/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 сентября 2018 года                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» (далее – Заявитель) на действия МКУ «Управление капитального строительства МО Славянский район (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Славянский район (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на-Кубани (1 этап). Наружные сети» (извещение № 0318300225018000487) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ЮгСпецСтрой» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) положение Инструкции о необходимости указания в составе заявки всех возможных значений показателя, предусмотренных в качестве рекомендуемых (предпочтительных, основных) государственными (национальными) стандартами не соответствует требованиям Закона о контрактной системе; 2) Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция, положения которой вводят участников закупки в заблуждение (использование символа «;», союза «или»); 3) Инструкция по заполнению заявки содержит требования к оформлению заявки, устанавливая ограничения в виде использования слова «будет»; 4) в описание объекта закупки приведены характеристики товара, которые вводят участников закупки в заблуждение (позиция 27 «Флюс»); 5) в описании объекта закупки установлены требования о соответствии товара государственным стандартам, не регламентирующим требования к товару (позиция 28 «Раствор»); 6) установлены некорректные требования к товару (позиция 58 «Электроды»); 7) установлены характеристики товара, не предусмотренные государственным стандартом, в связи с чем не представляется возможным сделать предложение по данному показателю (позиция 49 «Мастика»); 8) установлены требования к товарам, не соответствующие положениям государственного стандарта (позиция 104 «Гвозди»).

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: «Общеобразовательная организация на 825 мест в г. Славянск-на-Кубани (1 этап). Наружные сети» (извещение № 0318300225018000487). Заказчик - МКУ «Управление капитального строительства МО Славянский район.

Начальная (максимальная) цена контракта – 58 315 160,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используютсяустановленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронной аукционе определено, что в случае если в №8 Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа «обелюс» («÷») и установлено требование о соответствии товара государственному (национальному) стандарту (или стандартам), при этом в №4 стоит символ «:» - это означает, что участник указывает все возможные значения показателей которые предусмотрены в качестве рекомендуемых (предпочтительных, основных) государственными (национальными) стандартами, действующими на территории Российской Федерации) включая крайние значения.

Символ «;» равнозначен по порядку применения союзу «или».

Представленные участниками закупки сведения в отношении товаров не должны носить предположительный характер (т.е. сведения не должны сопровождаться словами «должен», «может», «требуется», «необходимо», «необходимый», «допускается», «будет», «нужен», «эквивалент», «аналог», «следует» (с учетом всех возможных словоформ), в том числе в сочетании с глаголом «быть», а также в сочетании с отрицательной частицей «не»).

Законом о контрактной системе не определены требования к инструкции по заполнению заявок.

Инструкция по заполнению заявки содержит порядок заполнения заявки, в которой определены правила применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, используемых Заказчиком в описании объекта закупки, при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги.

Заявителем не приведены характеристики и показатели товаров, не позволяющие сформировать предложение с учетом установленных в Инструкции по заполнению заявки правил применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, приводящих к невозможности их трактования.

Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

В Разделе «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

27

Флюс

 

Описание

 

-

-

требуются плавленые флюсы, применяемые для автоматической и механизированной электродуговой сварки и наплавки стали, а также для электрошлаковой сварки стали

 

 

 

Марка

 

-

-

должна быть АН-47

 

 

 

Строение зерен

 

-

-

должно быть пемзовидное, цвет от темно-коричневого до черного всех оттенков

Согласно п. 2.4 ГОСТ 9087-81 «Флюсы сварочные плавленые. Технические условия» (с Изменениями № 1, 2) строение и цвет зерен флюса должны соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе определено, что в случаях [если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных в настоящей инструкции, а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией] (также по тексту в случаях прямо не описанных настоящей инструкцией) (данное положение инструкции не распространяется на символы "двоеточие" и "тире") – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде, значения показателей, указанные таким образом являются требуемыми заказчиком.    

Таким образом, по позиции 27 «Флюс» характеристики товара в отношении цвета зерен при подаче заявки на участие в закупки указываются в неизменном виде, что соответствует требованиям государственного стандарта.

В Разделе «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

28

Раствор

 

Соответствие государственному стандарту

 

-

-

Требуется ГОСТ 28013-98, ГОСТ 22266-2013, ГОСТ 24211-2008

ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» (с Изменением № 1) распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки.

Согласно п. 4.14.2 ГОСТ 28013-98 в качестве вяжущих материалов следует применять:

- гипсовые вяжущие по ГОСТ 125;

- известь строительную по ГОСТ 9179;

- портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178;

- цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266;

- цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328;

- глину по приложению В;

- другие, в том числе смешанные вяжущие, по нормативным документам на конкретный вид вяжущих.

В соответствии с п. 4.14.12 ГОСТ 28013-98 химические добавки должны соответствовать требованиям ГОСТ 24211.

Добавки вводят в растворные смеси, готовые к применению, в виде водных растворов или водных суспензий, в сухие растворные смеси - в виде водорастворимого порошка или гранул.

Таким образом, требование о соответствии товара «Раствор» ГОСТ 28013-98, ГОСТ 22266-2013, ГОСТ 24211-2008 не противоречит Закону о контрактной системе.

В Разделе «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

58

Электроды

 

Описание

 

-

-

Электроды предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей. Покрытие с конца электрода на длине l может быть не зачищено

 

 

 

Соответствие ГОСТ

 

-

-

Требуется соответствие ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75

В соответствии с п. 4 ГОСТ 9466-75(СТ СЭВ 6568-89) «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия» (с Изменениями № 1, 2, с Поправкой) по соглашению изготовителя и потребителя покрытие с конца электрода на длине l допускается не зачищать. При этом оба торца электрода должны быть зачищены как контактные.

Таким образом, установленное по позиции 58 «Электроды» требование к товару не противоречит положениям государственного стандарта.

В Разделе «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

49

Мастика

 

Назначение

 

-

-

Требуются кровельные, предназначенные для устройства мастичных и ремонта всех типов кровель

 

 

 

Класс пожарной опасности

 

-

-

не ниже КМ2

 

 

 

Соответствие государственному стандарту

 

-

-

Требуется ГОСТ 30693-2000

Согласно п. 5.2 ГОСТ 30693-2000 «Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия» в нормативном документе на конкретный вид мастики должны содержаться следующие показатели пожарной опасности покрытия из мастики:

группы горючести, воспламеняемости и распространения пламени - для кровельных мастик;

группы горючести и воспламеняемости - для гидроизоляционных мастик.

Таким образом, государственным стандартом не установлено требование к показателю «Класс пожарной опасности», в связи с чем невозможно на стадии подачи заявки сделать предложение по данному показателю. Установление требований к товару, не соответствующих положениям государственного стандарта, свидетельствует о нарушении п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В Разделе «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

104

Гвозди

 

Описание

 

-

-

Требуются гвозди с конической головкой

 

 

 

Диаметр стержня

мм

-

-

В пределах 1,8-3,5

 

 

 

Соответствие стандарту

 

-

-

Требуется соответствие ГОСТ 4028-63

Согласно п. 1 ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» (с Изменениями № 1, 2, 3) конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.

Таблица 1

мм

Диаметр стержня d

Длина гвоздя l

0,8

8

 

12

1,0

16

1,2

16

 

20

 

25

1,4

25

 

32

 

40

1,6

25

 

40

 

50

В соответствии с п. 2 ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.

Таблица 2

мм

Условный диаметр стержня  d

Длина гвоздя l

Размер a

Наименьший диаметр головки D

1,8

32

-

3,5

 

40

   
 

50

   
 

60

   

2,0

40

1,75

4,0

 

50

   

2,5

50

2,20

5,0

 

60

   

3,0

70

2,65

6,0

 

80

   

3,5

90

3,10

7,0

Таким образом, государственным стандартом для гвоздей с конической головкой установлен показатель «условный диаметр стержня», при этом, в описании объекта закупки по позиции 28 «Гвозди» Заказчиком приведен показатель «диаметр стержня», что не соответствует требованиям государственного стандарта и является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» обоснованной в части установления характеристики товара, не предусмотренной государственным стандартом; установления требований к товарам, не соответствующих положениям государственного стандарта.

2. Признать в действиях Заказчика – МКУ «Управление капитального строительства МО Славянский район нарушение п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300006318000012).

5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны