Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1619/2018 от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1619/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

21 сентября 2018 года                                                                                   г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Бюро Альфа» (далее – Заявитель) на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО ООО «Бюро Альфа» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) положения Инструкции по заполнению заявки не позволяют подготовить заявку на участие в закупке, т.к. отсутствует расшифровка понятия «стандарт»; 2) положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение (в отношении установленного в описании объекта закупки требования «Требуется»; требования к числовому значению показателя при отсутствии в № 4, № 7, № 6 слов и/или графических знаков, определяющих допустимый предел).

Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 640 900,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Разделе 8 аукционной документации установлена Инструкция по заполнению заявки, в которой определено следующее: Заказчиком при описании объекта закупки использованы, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся характеристик товара, которые предусмотрены [техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации] (также по тексту – стандарт; стандарты)… Если графические знаки или слова, определяющие допустимый предел, применимы к показателю, который в стандартах имеет ряд конкретных значений, то необходимо указать значения, соответствующие такому ряду (например, в стандарте установлен ряд конкретных значений «15, 30, 45», а Заказчиком указано требуемое значение «менее 45», то значениями, соответствующими данному требованию, будут значения «15», либо «30», промежуточные и отсутствующие в стандартах значения не допускаются).

Таким образом, в Инструкции по заполнению заявки в отношении понятия «стандарт» определены положения, соответствующие п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение.

Инструкцией по заполнению заявки определено, что представленные участниками закупки сведения в отношении товаров не должны носить предположительный характер (т.е. сведения не должны сопровождаться словами «должен», «требуется», «необходимо», «необходимый», «допускается», «будет», «нужен», «эквивалент», «аналог», «следует» (с учетом всех возможных словоформ), в том числе в сочетании с глаголом «быть», а также в сочетании с отрицательной частицей «не»)… В случае если Заказчиком установлены требования к числовому значению показателя, при этом одновременно в №6, а также в №4, отсутствуют слова и/ли графические знаки, определяющие допустимый предел, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, требования к диапазонным или неизменным значениям показателей (характеристик) прямо регламентированных настоящей инструкцией, это означает, что значение, указанное Заказчиком, в предел допустимых не входит, участник указывает конкретное или конкретные значения более установленного Заказчиком

В Разделе «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

23

Бетонная смесь низкой водоне- проницаемости, класс В30

 

Марка по истираемости гравия И

 

требуется 1

-

 

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участник закупки по показателю «Марка по истираемости гравия И» должен предложить значение больше 1.

Подзаконных нормативных актов к разработке Инструкции не существует. Вместе с тем, при разработке подобных Инструкций заказчики должны понимать, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок (аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда по делу № А32-44482/2017 года).

Согласно п. 4.4.3 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» марки по истираемости щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.

Марка по истираемости щебня и гравия

Потеря массы при испытании, %

щебня

гравия

И1

До 23 включ.

До 20 включ.

И2

Св. 25 до 35

Св. 20 до 30

И3

"35" 45

"30" 40

И4

"45" 60

"40" 40

 Таким образом, гравий марки по истираемости И1 является наилучшим по качеству, в свою очередь, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки Заказчику требуется гравий марки по истираемости, имеющий более низкое качество.  

На основании вышеизложенного, Инструкция по заполнению заявки содержит положения, вводящие участников закупки в заблуждение, что влечет ограничение количества участников аукциона, противоречит п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Разделе «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

23

Бетонная смесь низкой водоне- проницаемости, класс В30

 

Марка по истираемости щебня И

 

-

требуется 3

 

Инструкцией по заполнению заявки установлено, что в случаях [если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных настоящей инструкцией, а также с использованием указанных в настоящей инструкцией слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией] (также по тексту в случаях прямо не описанных инструкцией) (данное положение инструкции не распространяется на символы «двоеточие» и «тире») – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде, значения показателей, указанные таким образом являются требуемыми заказчиком.

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки значение по показателю «Марка по истираемости щебня И» - 3 остается в неизменном виде.

Вышеуказанное положение инструкции позволяет корректно сформировать предложение в отношении показателя «Марка по истираемости щебня И» по позиции 23 «Бетонная смесь».

Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что в случае если Заказчиком установлены требования к числовому значению показателя, при этом одновременно в №4 и в №7 и №6 отсутствуют слова и/или графические знаки, определяющие допустимый предел, требования к диапазонным или неизменным значениям показателей, требования к вариантам значений показателей товаров – прямо регламентированных настоящей инструкцией, это означает, что значения, указанные Заказчиком, в предел допустимых входят, участник указывает исходные значения, установленные заказчиком, а также конкретное значение, которое должно быть менее (ниже) значения, установленного Заказчиком в №7, но при этом должно быть более (выше) значения, установленного Заказчиком в №6.

Заявителем не приведены характеристики и показатели товаров, не позволяющие сформировать предложение с учетом установленного в Инструкции по заполнению заявки правила. Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Бюро Альфа» обоснованной в части установления положения Инструкции, которое вводит участников закупки в заблуждение.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 584

по делу № ЭА-1619/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

21 сентября 2018 года                                                                                 г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

на основании своего решения от 21.09.2018 г. по делу № ЭА-1619/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бюро Альфа» на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) устранить нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-1619/2018 от 21.09.2018 г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 17.10.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны