Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 1619/2018 от 21 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 1619/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
21 сентября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
рассмотрев жалобу ООО «Бюро Альфа» (далее – Заявитель) на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО ООО «Бюро Альфа» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) положения Инструкции по заполнению заявки не позволяют подготовить заявку на участие в закупке, т.к. отсутствует расшифровка понятия «стандарт»; 2) положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение (в отношении установленного в описании объекта закупки требования «Требуется»; требования к числовому значению показателя при отсутствии в № 4, № 7, № 6 слов и/или графических знаков, определяющих допустимый предел).
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062).
Начальная (максимальная) цена контракта – 7 640 900,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Разделе 8 аукционной документации установлена Инструкция по заполнению заявки, в которой определено следующее: Заказчиком при описании объекта закупки использованы, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся характеристик товара, которые предусмотрены [техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации] (также по тексту – стандарт; стандарты)… Если графические знаки или слова, определяющие допустимый предел, применимы к показателю, который в стандартах имеет ряд конкретных значений, то необходимо указать значения, соответствующие такому ряду (например, в стандарте установлен ряд конкретных значений «15, 30, 45», а Заказчиком указано требуемое значение «менее 45», то значениями, соответствующими данному требованию, будут значения «15», либо «30», промежуточные и отсутствующие в стандартах значения не допускаются).
Таким образом, в Инструкции по заполнению заявки в отношении понятия «стандарт» определены положения, соответствующие п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение.
Инструкцией по заполнению заявки определено, что представленные участниками закупки сведения в отношении товаров не должны носить предположительный характер (т.е. сведения не должны сопровождаться словами «должен», «требуется», «необходимо», «необходимый», «допускается», «будет», «нужен», «эквивалент», «аналог», «следует» (с учетом всех возможных словоформ), в том числе в сочетании с глаголом «быть», а также в сочетании с отрицательной частицей «не»)… В случае если Заказчиком установлены требования к числовому значению показателя, при этом одновременно в №6, а также в №4, отсутствуют слова и/ли графические знаки, определяющие допустимый предел, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, требования к диапазонным или неизменным значениям показателей (характеристик) прямо регламентированных настоящей инструкцией, это означает, что значение, указанное Заказчиком, в предел допустимых не входит, участник указывает конкретное или конкретные значения более установленного Заказчиком.
В Разделе «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
23 |
Бетонная смесь низкой водоне- проницаемости, класс В30 |
|
Марка по истираемости гравия И |
|
требуется 1 |
- |
|
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участник закупки по показателю «Марка по истираемости гравия И» должен предложить значение больше 1.
Подзаконных нормативных актов к разработке Инструкции не существует. Вместе с тем, при разработке подобных Инструкций заказчики должны понимать, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок (аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда по делу № А32-44482/2017 года).
Согласно п. 4.4.3 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» марки по истираемости щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.
Марка по истираемости щебня и гравия |
Потеря массы при испытании, % |
|
щебня |
гравия |
|
И1 |
До 23 включ. |
До 20 включ. |
И2 |
Св. 25 до 35 |
Св. 20 до 30 |
И3 |
"35" 45 |
"30" 40 |
И4 |
"45" 60 |
"40" 40 |
Таким образом, гравий марки по истираемости И1 является наилучшим по качеству, в свою очередь, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки Заказчику требуется гравий марки по истираемости, имеющий более низкое качество.
На основании вышеизложенного, Инструкция по заполнению заявки содержит положения, вводящие участников закупки в заблуждение, что влечет ограничение количества участников аукциона, противоречит п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Разделе «Требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров» аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
23 |
Бетонная смесь низкой водоне- проницаемости, класс В30 |
|
Марка по истираемости щебня И |
|
- |
требуется 3 |
|
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что в случаях [если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных настоящей инструкцией, а также с использованием указанных в настоящей инструкцией слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией] (также по тексту в случаях прямо не описанных инструкцией) (данное положение инструкции не распространяется на символы «двоеточие» и «тире») – это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде, значения показателей, указанные таким образом являются требуемыми заказчиком.
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки значение по показателю «Марка по истираемости щебня И» - 3 остается в неизменном виде.
Вышеуказанное положение инструкции позволяет корректно сформировать предложение в отношении показателя «Марка по истираемости щебня И» по позиции 23 «Бетонная смесь».
Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что в случае если Заказчиком установлены требования к числовому значению показателя, при этом одновременно в №4 и в №7 и №6 отсутствуют слова и/или графические знаки, определяющие допустимый предел, требования к диапазонным или неизменным значениям показателей, требования к вариантам значений показателей товаров – прямо регламентированных настоящей инструкцией, это означает, что значения, указанные Заказчиком, в предел допустимых входят, участник указывает исходные значения, установленные заказчиком, а также конкретное значение, которое должно быть менее (ниже) значения, установленного Заказчиком в №7, но при этом должно быть более (выше) значения, установленного Заказчиком в №6.
Заявителем не приведены характеристики и показатели товаров, не позволяющие сформировать предложение с учетом установленного в Инструкции по заполнению заявки правила. Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Бюро Альфа» обоснованной в части установления положения Инструкции, которое вводит участников закупки в заблуждение.
2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 584
по делу № ЭА-1619/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
21 сентября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
на основании своего решения от 21.09.2018 г. по делу № ЭА-1619/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бюро Альфа» на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:
- Заказчику – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (аукционной комиссии) устранить нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-1619/2018 от 21.09.2018 г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 17.10.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.