Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА-1632/2018 от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА-1632/2018

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

21 сентября 2018 года                                                                                    г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «Гостендер» (далее Заявитель) на действия заказчика – администрации МО Новокубанский район при проведении открытого электронного аукциона № 0318300039518000234 «Строительство здания амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, п. Прикубанский, ул. Школьная, 1/3» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Заявитель указывает, документация составлена с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе): имеются недостоверные и противоречивые требования в составе приложения и инструкции; содержатся излишние требования к товару (аккумулятор, болт с гайкой и шайбой, электроды, цемент); приложение к описанию объекта закупки размещены в некопируемом формате; проект контракта и аукционная документация не содержат обязательного требования к самостоятельному выполнению работ подрядчиком и перечня этих работ.

            Представитель заказчика по существу жалобы пояснил, что замечания будут приняты при формировании контракта с победителем. Указанные обстоятельства на возможность подать заявку не влияют. В жалобе не указаны конкретные положения в Приложении к описанию объекта закупки и Инструкции по заполнению заявки, не позволяющие корректно заполнить заявку. Требования к товарам установлены в соответствии с Законом о контрактной системе, проектно-сметной документацией и данными поставщиков и производителей.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Заказчиком - администрацией МО Новокубанский район на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона № 0318300039518000234 «Строительство здания амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, п. Прикубанский, ул. Школьная, 1/3».  Начальная (максимальная) цена контракта 9 927 951, 00 рублей.

К документации электронного аукциона прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации (ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе). В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В п.7.12 проекта контракта заказчик устанавливает ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательства по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракта, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее Постановление № 570). В Постановлении № 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта – со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта – с 1 июля 2018г.

В документации электронного аукциона не указаны возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок  № 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Приложение к описанию объекта закупки «Сведения о товарах и материалах, используемых при выполнении работ» аукционной документации, в котором установлены требования к товарам и материалам, размещено в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 № 310-КГ17-7071.

В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В составе документации размещены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара. При заполнении заявки участник должен рассматривать данное приложение и предоставлять значения показателей в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, указанной в  документации об аукционе.

Заявитель в жалобе не приводит доказательств, свидетельствующих о невозможности подготовить первую часть заявки с учетом разработанной Инструкции.

Вместе с тем, в позиции 9 Битум указано: Марка в зависимости от класса и вязкости: нужна кроме МГ 40/70, СГ 40/70. Таким образом, при описании заказчиком допущено нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение не ограничивает участников в предложении марок битума в соответствии с ГОСТ.

Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Заявитель указывает, что в позициях 4 (Акуммулятор масса не должна быть более 6 кг), 17 (Болт с гайкой и шайбой, размер под ключ S болта: необходимо, чтобы был минимум 18мм), 18 (Болт с гайкой и шайбой, размер под ключ S  болта: необходимо, чтобы был как минимум 16м), 19 (Болт, размер под ключ S , болта: необходимо, чтобы был как минимум 30мм), 95, 96, 97 (Электроды с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм 2 ), 126 (Цемент временное сопротивлением (предел прочности) при сжатии согласно условиям стандарта: требуется не менее 28 МПа (280 кгс/см2 ) предоставить достоверные значения показателей невозможно. Документы, подтверждающие обоснованность доводов Заявитель не предоставил.

Использование аккумуляторной батареи предусмотрено в проектно-сметной документации. Данный материал не регламентирован государственными стандартами. Представитель заказчика пояснил, что при подготовке описания объекта закупки заказчик руководствовался данными поставщиков и производителей. При описании требований в отношении болтов заказчик руководствовался  ГОСТ 7798-70, согласно которому информация о размере S под ключ содержится в маркировке болтов. Требования в электродам регламентированы ГОСТ 9467-75. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки от участника не требуется предоставления конкретного показателя. Требования к цементу регламентированы ГОСТ 11052-74. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки от участника не требуется предоставления конкретного показателя.

            Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Гостендер» обоснованной в части нарушения п.1) ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе (позиция 9 Битум), ч.3 ст.7, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации № 570.
  2. Признать в действиях заказчика – администрации МО Новокубанский район нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации № 570.
  3. В связи с тем, что Заказчику - администрации МО Новокубанский район выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе (дело № ЭА-1620/2018), повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны