Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА –1750/2018 от 10 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № ЭА –1750/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
10 октября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «СК Стелс» (далее – Заявитель) на действия МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту стадиона «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района» (извещение №0318300200818000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: методика определения НМЦ контракта не отражает фактическую стоимость материалов и работ по состоянию на период выполнения строительных работ; требования к отдельным товарам, используемым при выполнении работ, установленные Заказчиком не позволяют корректно сформировать заявку, что нарушает п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На рассмотрение представителями Заказчика представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту стадиона «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района» (извещение №0318300200818000011).
Начальная (максимальная) цена контракта – 12 580 015,09 руб.
В соответствии с ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).
Контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд (ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе).
Частью 4 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Документация об электронном аукционе содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в том числе описание объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Контроль за формированием начальной цены контракта не входит в полномочия Краснодарского УФАС России.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где в Заказчиком установлены требования к функциональным, качественным, техническим и эксплуатационным характеристикам товара, используемых при выполнении работ.
Заказчиком установлено:
Заявитель указывает, что Заказчиком по поз.1 «Бетонная смесь для тяжелого бетона» неправомерно установлено требование, где бетон В15 «марка по водонепроницаемости – должна быть W2», которая определяется методом испытаний.
Представитель Заказчика суказанным доводом не согласился, из пояснений следует, что в соответствии с ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия» показатель – марка по водонепроницаемости входит в условное обозначение бетонной смеси заданного качества.
Таким образом, показатель «марка по водонепроницаемости» установлен в соответствии с ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия».
Заказчиком установлено:
Заказчиком по поз.4 «Гвозди строительные» установлено соответствие ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, при этом неправомерно установлено требование к гвоздям строительным круглым с плоской головкой «диаметр стержня гвоздей требуется 1,4 мм и более», так как согласно стандарту существует только диаметр 1,6 мм., следовательно не понятно для чего Заказчиком установлено требование «более».
Согласно ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» п.1 конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
;
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
12 |
|
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
20 |
|
25 |
|
1,4 |
25 |
32 |
|
40 |
|
1,6 |
25 |
40 |
|
50 |
П.2. Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.
Черт.3. Гвозди трефовые
Установленное Заказчиком по поз.4 «Гвозди строительные» требование к товару гвозди строительные круглые с плоской головкой «диаметр стержня гвоздей требуется 1,4 мм и более» противоречит нормам Закона о контрактной системе.
При формировании заявки на участие в электронном аукционе данное требование может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению значений показателей, так как участник закупки не может указать конкретный показатель товара, а также проверить, имеется ли у него в наличии соответствующий товар с требующимися Заказчику характеристиками и сможет ли в дальнейшем участник обеспечить выполнение контракта.
Фактически, указав в аукционной документации требование к товару «диаметр стержня гвоздей требуется 1,4 мм и более», Заказчик установил конкретные показатели и характеристики данного требования к гвоздям круглым с плоской головкой и одновременно гвоздям с конической головкой, что не позволяет определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, данной требование установлено Заказчиком в нарушение положений п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что довод ООО «СК Стеле» о том, в п. 1.3, п.3.3.5, п.7.4, приложении №1 проекта контракта есть ссылка на график производства работ, но его нет в составе аукционной документации и он должен быть полностью заполнен и размещен на сайте считаем несостоятельным.
В Проекте контракта в п.3.3.5 прописана обязанность Подрядчика:
«3.3.5. В течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта (но до начала работ):
- предоставить Заказчику (его уполномоченному представителю) на согласование сметный расчет на сумму, определенную в результате проведенного электронного аукциона, а также график выполнения работ, указанный в пункте 1.3 настоящего Контракта».
Объектов закупки является выполнение работ по капитальному ремонту стадиона «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика в составе аукционной документации по капитальному ремонту размещать график производства работ. Соответствующим Законом установлен императив только в отношении контрактов, предметом которых являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, что закреплено в ч.6 ст.110.2.
Таким образом, график выполнения работ обязан представить Подрядчик Заказчику после заключения контракта до начала работ, а Заказчик не обязан его размещать в составе аукционной документации.
Кроме того, правоотношения по составлению графика выполнения работ возникают только после заключения контракта, на этапе его исполнения. С учетом этого, Закон о контрактной системе не регулирует порядок формирования графика работ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что участники в первых частях заявок по поз.4 «Гвозди строительные» указывали гвозди строительные с плоской головкой при этом представляя размеры гвоздей строительных с конической головкой, что не соответствует ГОСТ. Согласно протоколу, одна из таких заявок была признана соответствующей.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «СК Стелс»» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
- Признать в действиях Заказчика – МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района (аукционной комиссии) нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
- Заказчику - МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 612
по делу № ЭА-1750/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
10 октября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)
на основании своего решения от 10.10.2018г. по делу №ЭА-1750/2018 принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК Стелс» на действия МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту стадиона «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района» (извещение №0318300200818000011) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
- Заказчику – МКУ спортивного типа «Стадион «Колос» Тимашевского городского поселения Тимашевского района устранить нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № ЭА-1750/2018 от 10.10.2018г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
4. В срок до 31.10.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.