Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1762/2018 от 12 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1762/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

12 октября 2018 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия

 

рассмотрев жалобу ООО «Эверест» (далее – Заявитель) на действия администрации Абинского городского поселения Абинского района (далее – Заказчик) при проведении МКУ «Централизованная бухгалтерия Абинского городского поселения» электронного аукциона: «Благоустройство общественной территории города Абинска в сквере по улице Интернациональной (фонтан)» (извещение № 0818300001918000075) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Эверест» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации содержит противоречивые правила применения символов и знаков, используемых Заказчиком при описании объекта закупки; 2) в Приложении № 1 к разделу 2 аукционной документации содержится ссылка на пункты в сочетании с наименованиями ГОСТ, которые в указанных ГОСТ отсутствуют; 3) по п. 3 «Грунтовка» по показателю «Упаковка» приведен ряд чисел (значений), разделенных знаком «,», при этом между числами (значениями) «10» и «30» отсутствую какие-либо знаки (символы), что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки; 4) по п. 24, 25, 26 Приложения № 1 раздела 2 установлена единица измерения, несоотносимая с иными приведенными размерами изделия; 5) по п. 4,5 Приложения № 1 раздела 2 установлены показатели товара, определяемые по результатам испытаний; 6) по п. 14 Приложения № 1 раздела 2 не указаны единицы измерения по показателю «фасовка»; 7) по мнению Заявителя, работ, предусмотренные проводимой закупкой, необходимо выполнять на подготовленной чаше фонтана, при этом чаша фонтана на данном объекте не подготовлена, что вводит в заблуждение участников закупки.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, допущенные по тексту описания объекта закупки технически ошибки не влияют на подачу заявки и не ограничивают прав и законных интересов участников закупки.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом- МКУ «Централизованная бухгалтерия Абинского городского поселения» для нужд Заказчика – администрации Абинского городского поселения Абинского района  проводился электронный аукцион: «Благоустройство общественной территории города Абинска в сквере по улице Интернациональной (фонтан)» (извещение № 0818300001918000075).

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 447 153,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Заявителем указано, что раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки» содержит противоречивые положения инструкции, не позволяющие корректно заполнить заявку при подаче на участие в электронном аукционе.

В разделе 8 аукционной документации установлено в том числе следующее: «… «,» - означает перечисление значений показателя (функциональных характеристик, потребительских свойств товара, качественные характеристики товара), за исключением случаев, если данный символ в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или в соответствии данными производителя (официального сайта) означает взаимоисключающие значения показателя; «;» - означает перечисление значений показателя (функциональных характеристик, потребительских свойств товара, качественные характеристики товара), за исключением случаев, если данный символ в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или в соответствии данными производителя (официального сайта) означает взаимоисключающие значения показателя…».

Представитель Заказчика поясни, что указанные символы являются причислением показателей, которые требуются заказчиком во всех случаях, за исключением случаев, если данный символ в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или в соответствии данными производителя (официального сайта) означает взаимоисключающие значения показателя.

Законом о контрактной системе не определены требования к инструкции по заполнению заявок.

Инструкция по заполнению заявки содержит порядок заполнения заявки, в которой определены правила применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, используемых Заказчиком в описании объекта закупки, при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги.

Заявителем не приведены характеристики и показатели товаров, не позволяющие сформировать предложение с учетом установленных в Инструкции по заполнению заявки правил применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, приводящих к невозможности их трактования. Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

В пункте 2 Приложения № 1 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено следующее:

«2. Использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии»:

Использованные заказчиком при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

п.28 - ГОСТ 31996-2012

п.32 - ГОСТ 18599-2001

Обоснование использования заказчиком  при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологий, установленных иными источниками информации, не относящимися к техническим регламентам, стандартам и иным требованиям, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

В связи с отсутствием некоторых технических регламентов, стандартов и иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,  при описании объекта закупки использовались показатели, требования, условные обозначения и терминологии, указанные  на официальном сайте производителя: п.1-27, 29-31, 33

Представитель Заказчика пояснил, что по позициям 28 «Кабель силовой» и 32 «Трубы напорные из полиэтилена низкого давления» Заказчиком использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология установленные ГОСТ 18599-2001 и ГОСТ 31996-2012 соответственно.

Таким образом, «п.28» и «п.32» подразумевает позицию описываемого в соответствии с требованиями ГОСТ товара (материала), используемого при выполнении работ, описанного в документе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» (Приложение № 1 раздела 2).

Статья 33 Закона о контрактной системе содержит правила описания объекта закупки, при этом требования к форме описания объекта закупке указанной нормой не регламентированы.

На основании изложенного пункт 2 Приложения № 1 раздела 2 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

По п. 3 «Грунтовка» Приложения № 1 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:

3.

Грунтовка

 

Описание

специальный штукатурный грунт на акриловой основе с высокой сцепляющей способностью, который представляет собой смесь цемента, песка и специальных наполнителей

назначение

Предназначена для предварительной обработки под гипсовую штукатурку плотных, гладких, слабо и не впитывающих влагу оснований, например, бетона, цементных штукатурок

Упаковка, кг

5, 10 30, 40

Представитель Заказчика пояснил, что по позиции 3 «Грунтовка» указано «Упаковка, кг 5, 10 30,40», что означает перечисление взаимоисключающих значений показателя. При формировании описания объекта закупки была допущена ошибка, что не ввело в заблуждение пятерых участников аукциона, подавших заявки на участие в электронном аукционе.

По п. 3 показатель «Упаковка, кг» Заказчиком в значении показателя приведен ряд числовых значений указанных с использованием знака «,», при этом между значениями 10 и 30 стоит «пробел» знак «,» отсутствует, в свою очередь порядок описания вышеуказанных значений позволяет определить потребность Заказчика и предоставить конкретное значение упаковки грунтовки.

Таким образом, требования Заказчика не ограничиваю прав участника закупки при подаче заявки.

По п. 4, 5 Приложения № 1 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:

Гранит термообработанный

 

Размер (длина, ширина, толщина), мм

300х600х30

Объёмная масса, кг/куб.м

не менее 2650

Предел прочности при сжатии, МПа

не менее 156,6

Истираемость, г/кв.см

не менее 0,84

Цвет

серый

Гранит термообработанный

 

Размер (длина, ширина, толщина), мм

300х600х30

Объёмная масса, кг/куб.м

не менее 2620

Предел прочности при сжатии, МПа

не менее 158,8

Истираемость, г/кв.см

не менее 0,44

Цвет

красный

Заявителем указано, что по его мнению, по п. 4, 5 Заказчиком установлены показатели, определяемые по результатам испытаний.

Представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ сформированы исходя из требований сметной документации и положений Закона о контрактной системе. В силу того, что необходимые материалы не гостируются на территории Российской Федерации, Заказчиком, с учетом  Закона о контрактной системе, были сформированы параметры товара, согласно данным различных производителей.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287).

Таким образом, с учетом позиции ФАС России и требований Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к показателям, определяемым по результатам испытаний для каждой конкретной партии продукции.

В свою очередь, Заказчики при формировании описания объекта закупки, в связи с отсутствием государственных технических регламентов в отношении используемого при выполнении работ товара, руководствовались данными различных производителей. Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции, являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара.

На основании изложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также Заявителем указано, что работы, предусмотренные контрактом необходимо проводить на подготовленной чаше фонтана, которая на текущий момент не приведена Заказчиком в соответствие.

Представитель Заказчика пояснил, что работы по подготовке чаши фонтана начнутся по факту подведения итогов данного аукциона и будут выполнены к моменту заключения муниципального контракта.

Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность подготовки места выполнения работ к дате заключения контракта.

По п. 24, 25, 26 Приложения № 1 раздела 2 аукционной документации:

Фонтанная насадка

 

эскиз, фотография

Напор, диапазон, Kpa

70-330

Расход, диапазон, м3/ч

10.0-40.0

Высота струи, диапазон, м

3.5-20.0

Диаметр струи, м

не менее 28

Вес, гр

не более 3200

Материал

Нержавеющая сталь 304

Фонтанная насадка

 

эскиз, фотография

 

Диаметр струи, м

не менее 14

Вес, гр

не более 310

Материал

латунь

Фонтанная насадка

 

эскиз, фотография

 

Диаметр струи, м

не менее 9

Вес, гр

не более 140

Материал

латунь

Представители Заказчика пояснили, что в связи с отсутствием ГОСТ, по п. 24-26 Приложения № 1 использовались сведения с сайтов поставщиков данного вида продукции, где диаметр струн указан с использованием единиц измерений «м».

Вместе с тем, в соотношении с иными параметрами изделия применять диаметр струй, измеряемые в «м» не представляется возможным.

Аналогичное некорректное указание по п. 14 (показатель «фасовка» товара «Клей для труб из ПВХ»)

Таким образом, параметр единицы измерения по п. 24-26 установлен Заказчиком некорректно, что противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На участие в электронном аукционе поступило пять заявок.

Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика в части установления требований к товарам является для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, допущенные нарушения на результат определения поставка (подрядчика, исполнителя) не повлияли.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эверест» обоснованной в части нарушения п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика- администрации Абинского городского поселения Абинского района  нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7  Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818300001918000075).

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны