Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 18/2017 о нарушении законодательств... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 18/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 января 2017 года                                                                      г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Любушкина А.А. (далее – Заявитель) на действия ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус», корпус Приморский» (извещение №0318100072216000306) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: в п.4.6, п.5.1.1, п.5.4.1 «Проекта контракта» и п.18 Информационной карты (п.10.2 пп.б Проекта контракта) Заказчиком установлены невыполнимые требования; по поз.1 «Блоки из ячеистых бетонов стеновые» и поз.24 «Горячекатаная арматурная сталь» установлены требования, не позволяющие подать заявку; в п.23 Раздела II «Сведения о проводимом электронном аукционе» аукционной документации Заказчиком не установлены требования в соответствии с Законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (СРО).

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус», корпус Приморский» (извещение №0318100072216000306).

Начальная (максимальная) цена контракта – 35 002 623,20 руб.

Заявитель указывает, что в документации не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО.

Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.    

Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 перечень, лицо, осуществляющие строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. 

Согласно ч.4 ст.55.8 Градостроительного Кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее Приказ №624).

В соответствии с Приказом №624 устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой; устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой сопровождают символом «*», который означает, что данные виды работ и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты).

Спортивно-оздоровительный и гостиничный комплекс «Парус» не относится к данным объектам.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

 Документация электронного аукциона содержит Приложение №3 к Техническому заданию «Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, применяемых при выполнении работ», где Заказчиком установлено:

- по поз.1 «Блоки из ячеистых бетонов стеновые» требуется «… Размеры блока (ДхВхТ) должны быть не более: 598х298х295 мм».

- поз.24 «Горячекатаная арматурная сталь» требуется «..Предел текучести ≥ 390 (40) Н/мм2 (кгс/мм2). Временное сопротивление разрыву ≥ 590 (60) Н/мм2 (кгс/мм2). Относительное удлинение ≥ 14%».

 Заявитель в жалобе указывает, что требования аукционной документации по поз.24 «Горячекатаная арматурная сталь» не соответствуют требованиям ГОСТ 5781-82. В соответствии с ГОСТ 5781-82 «Для стали марки 25Г2С класса А-III (А400) допускается снижение временного сопротивления до 560 МПа (57 кгс/мм2) при пределе текучести не менее 405 МПа (41 кгс/мм2), относительном удлинении не менее 20%». В Техническом задании Заказчика отсутствует требование к марке стали 25Г2С.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к поставке и являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.

Однако, указанные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТами.

В п.3.6 раздела 1 аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки» установлено: «Характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): «от», «до», «(не) менее», «(не) более», «(не) больше», «(не) меньше», «(не) уже», «(не) шире», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) хуже», «лучше», «свыше», «(не) превышать», «(не) превышает», «максимальное значение», «минимальное значение», «быстрее», «min», «max», «минимум», «максимум», «как минимум», «(не) короче», «(не) длиннее», «легче», «÷», «…», «≥», «≤», «<», «>». Характеристики устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово или символ, определяющие допустимый предел; предельное значение (минимальное и/или максимальное) показателя; единица измерения (при наличии). Участник должен указывать характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел». «Исключения:

1. Заказчик устанавливает ряд показателей, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), в силу физической природы данных показателей. Характеристики в таком случае устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово, определяющее допустимый предел; единица измерения; предельное значение (минимальное или максимальное) показателя. Слова, определяющие допустимый предел, в данном случае  из состава первой части заявки не исключаются, значение показателя при этом может изменяться участником.

2. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами «≥», «>»,  их предельное (минимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы «≥», «>» в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть более установленного заказчиком. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами «≤», «<»,  их предельное (максимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы «≤», «<» в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть менее установленного заказчиком.

3. Участник вправе указать по показателям, минимальные и максимальные значения которых разделены Заказчиком символом «÷», диапазонное значение показателя, которое равно, либо входит в диапазон, заявленный заказчиком, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя».

Таким образом, участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки и требований ГОСТов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

В п. 18 информационной карты, а также в пп.б п.10.2 проекта контракта Заказчиком установлено: «По предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.» «Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара».

Данное условие о возможности изменения условий контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в п.28 Раздела II «информация о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с ч.18 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ – не установлено». Таким образом, в документации присутствуют противоречия. Однако данное обстоятельство на подачу заявок не влияет. 

В ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Документация электронного аукциона содержит Раздел III «Проект контракта», в котором Заказчиком установлено:

 - п.4.6 Исполнитель в срок, согласованный с Заказчиком, обязан устранить допущенные нарушения. Если Исполнитель в согласованный с Заказчиком срок не устранит допущенные нарушения или если устранение нарушений потребует таких временных затрат, что Заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта либо поручить устранение нарушений другому лицу и предъявить Исполнителю требование о возмещении расходов на устранение нарушений, а также потребовать возмещения убытков;

- п.5.1.1 Требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств по Контракту в соответствии с Техническим заданием и положениями настоящего Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

В п.22 Раздела II указано, что односторонний отказ от исполнения контракта допускается в соответствии с положениями чч.8-26 ст.95 Закона о контрактной системе. 

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик не имеет возможности заключить контракт с иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без предусмотренных процедур.

В п.5.4.1 «Проекта контракта» установлено: «Выполнить работы в соответствии с условиями Контракта и обеспечить целевое использование средств, предоставляемых Заказчиком для выполнения работ по настоящему Контракту».

В соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе ответственность за нецелевое использование средств несет Заказчик. В условиях данной закупки не установлена выплата аванса, оплата происходит по факту выполненных работ и своевременного принятия ее результатов Заказчиком. Следовательно, перекладывание ответственности за обеспечение целевого использования средств на исполнителя неправомерно. 

Нарушения, допущенные Заказчиком, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Любушкина А.А. обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 7

по делу №ЭА-18/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

   11 января 2017г.                                                                               г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Любушкина А.А. на действия ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Парус», корпус Приморский» (извещение №0318100072216000306) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 11.01.2017г. по делу №ЭА-18/2017, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

        

  1. Заказчику - ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе: при направлении победителю проекта контракта исключить из контракта п.4.6, п.5.4.1 с учетом решения от 11.01.2017г. по делу №ЭА-18/2017г. Осуществить дальнейшие процедуры по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
  2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней.

3.  В срок до 03.02.2017г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны