Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1866/2018 от 30 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1866/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

30 октября 2018 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

 

рассмотрев жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» (далее – Заявитель) на действия ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ЮгСпецСтрой» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) по п. 4 описания объекта закупки порядок указания сведений в совокупности с требованиями инструкции по заполнению заявки, не позволяет сделать корректное предложение на участие в электронном аукционе; 2) по мнению Заявителя, Заказчиком незаконно установлены требования о соответствии ГОСТ 26633-2015; 3) по мнению Заявителя «Кислород технический» по своей сути является избыточной характеристикой; 4) по п. 14 установлены избыточные требования к классу проволоки.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Заказчиком – ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт кровли и устранение следов протечек лечебно-диагностического корпуса Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России» (извещение № 0318100028118000062).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 640 900,00 рублей.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пп. б) п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

По п. 1, 15 описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Наименования товаров

№ показателя

Наименование показателя

Требование к значению показателя тип 2 (второй тип)

Требование к значению показателя тип 3 (третий тип)

Единица измерения

Требование к значению показателя тип 1 (первый тип)

1

Бетонные смеси для тяжелого бетона, соответствующие ГОСТ 7473-2010,  ГОСТ 26633-2015

1

Тип

Требование не установлено

Требование не установлено

-

Должен быть БСТ

 

 

4

Группа в зависимости от показателя удобоукладываемости

Требование не установлено

Требуется Ж, П

-

Требование не установлено

15

Раствор строительный, соответствующий ГОСТ 28013-98

1

Марка по прочности на сжатие

Требование не установлено

Должна быть М150

-

Требование не установлено

 

 

4

Марка по подвижности Пк:

Требование не установлено

Нужна 1, 2, 3

-

Требование не установлено

Представитель Заказчика пояснил, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться следующими правилами инструкции по заполнению заявки: «В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя третьего типа с использованием «,» и при этом не следует, что «,» разделяет показатели, не являющиеся взаимоисключающими, «,», если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное, должен читаться как «или», в противном случае все показатели разделенные «,» являются требуемыми заказчиком и должны быть указаны участником в заявке». Из приведенной формулировки следует, что иные положения инструкции по заполнению заявки, регламентирующие применение Заказчиком знака запятая, имеют приоритет над указанным положением инструкции по заполнению заявки. При этом, в инструкции по заполнению заявки Заказчиком четко определено, какие показатели являются взаимоисключающими, а именно: «Взаимоисключающими являются показатели, которые не могут одновременно сочетаться в одной единице предлагаемого участником товара». В связи с чем, участнику закупки необходимо сделать конкретное предложение в отношении описанных выше показателей.

Вместе с тем, в разделе «Инструкция по заполнению заявки содержится следующее положение: «В случае если при установлении требований к значению показателя первого или третьего типа заказчиком не использованы слова и (или) словосочетания и (или) символы, определяющие требования к минимальности или максимальности значения показателя, участник указывает значение показателя, установленное заказчиком».

Требования к показателям «Группа в зависимости от показателя удобоукладываемости», «Марка по подвижности Пк:» установлены Заказчиком в третьем типе требований к значениям показателя, при этом графа значений показателей не содержит слова и (или) словосочетания и (или) символы, определяющие требования к минимальности или максимальности значения показателя, на основании чего участнику закупки необходимо указать значение показателя, установленное заказчиком, то есть представить все значения показателей, перечисленные через знак «,».

Таким образом, требования описания объекта закупки в сочетании с положениями инструкции по заполнению заявки могут ввести участников закупки в заблуждение и ограничить права участников при подаче заявки, что протвиоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика в части установления требований к товарам является для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.

На участие в электронном аукционе поступило 10 заявок, из которых 5 заявок участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации. По установленному несоответствию в документации заявки участников закупки не отклонялись.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В «Требования к товарам» по позиции 1 Заказчиком указано: «Бетонные смеси для тяжелого бетона, соответствующие ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015».

Согласно п.5.2.1. ГОСТ 7473-2010: «Бетонные смеси приготавливают с использованием цементов, заполнителей, добавок и воды, требования к которым приведены в ГОСТ 26633, ГОСТ 25820 и ГОСТ 31384, а также в стандартах и технических условиях (ТУ) на материалы конкретных видов».

Таким образом, установленное Заказчиком требование соответствует требованиям ГОСТ 7473-2010 и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

В «Требованиях к товарам» Заказчиком установлено требование к товару «Кислород технический, соответствующий ГОСТ 5583-78».

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: «в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки».

В соответствии с п. 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

На основании п. 4.16 МДС 81-35.2004 для выделения ресурсных показателей могут использоваться ГЭСН-2001, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе: ведомости потребности материалов (далее - ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее - СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм

В частности, ведомостью материалов предусмотрен, в том числе:

 

Таким образом, установленное в описании объекта закупки требование к товару «Кислород технический, соответствующий ГОСТ 5583-78» не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

В «Требования к товарам» по позиции 14 Заказчиком указано: «Проволока, соответствующая ГОСТ 3282-74», «Описание Требуется проволока круглая низкоуглеродистая стальная светлая, черная», «По виду поверхности Требуется без покрытия или с покрытием», «По виду обработки. Нужна термически обработанная ÷термически необработанная».

Согласно ведомости материалов, при выполнении работ используется:

 

ГОСТ 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения», требование соответствия которому установлено Заказчиком, распространяется на а круглую низкоуглеродистую стальную проволоку, предназначенную для изготовления гвоздей, увязки, ограждений и других целей.

Вместе с тем, требование соответствия проволоки указанному в «Требованиях к товарам» государственному стандарту установлено Заказчиком в соответствии с  назначением, при котором данная проволока будет использована при выполнении работ, а именно ремонте лестницы навесной металлической (увязки швеллера к металлической конструкции):

,

При этом перечень материалов, используемых при выполнении работ, предусмотренных ФЕР 09-06-014-05 следующий:

 

Таким образом, Заказчиком установлено требование к товару, используемому при выполнении работ, что не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.

Требования к «Классу», «Группе» и «Виду поверхности» регламентированы ГОСТ, также согласно п.1.4. ГОСТ 3282-74, данные показатели являются частью условного обозначения проволоки:

 

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» обоснованной в части нарушения п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе по п. 1,15.

2. Признать в действиях Заказчика- ФГБУЗ «Санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России нарушение п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100028118000062).

4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны