Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА–2011/2016 о нарушении законодательств... от 19 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА–2011/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

14 декабря 2016 года                                                                 г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО СК «БелПромСтрой», представителя ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, рассмотрев жалобу ООО СК «БелПромСтрой» (далее – Заявитель) на действия ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт двухскатной кровли производственного помещения ЮО ИО РАН» (извещение № 0318100027416000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО СК «БелПромСтрой» указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, которые противоречат ГОСТ, а также носят необъективный характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; инструкция по заполнению заявки содержит противоречия; в п. 4 «Требований Заказчика к исполнению контракта» содержится условие, противоречащее законодательству РФ.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт двухскатной кровли производственного помещения ЮО ИО РАН» (извещение № 0318100027416000005).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 125 292,00 рублей.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).

На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию, а именно:

Позиция 1 «Сталь листовая прокатная (неоцинкованная)»:

Требуется тонколистовая сталь (неоцинкованная). Поверхность проката должна быть без плен, порезов, пузырей, закатов, трещин, вкатанных инородных и металлических частиц, сквозных разрывов, вкатанной окалины, перетравов, недотравов. Расслоения не допускаются.

Должна соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции.

По способу производства проката

Горячекатаный или холоднокатаный

По качеству отделки поверхности

Обычная отделка или повышенная отделка

 

Характеристика качества отделки поверхности

На обеих сторонах проката не допускаются дефекты, глубина которых превышает ½ суммы предельных отклонений по толщине и выводящие прокат за минимальные размеры по толщине

 

П.п. 3.1,4.1.15 ГОСТ 16523-97  установлено, что прокат подразделяют:
по качеству отделки поверхности на группы:
- холоднокатаный:
особо высокой отделки - I*; 

________________
* По требованию потребителя.
высокой отделки - II;

повышенной отделки - III (IlIa, IIIб);
- горячекатаный:
повышенной отделки - III;
обычной отделки - IV;

 

Поверхность холоднокатаного проката должна быть без плен, сквозных разрывов, пузырей-вздутий, раскатанных пузырей, пятен слипания сварки, порезов, надрывов, вкатанной окалины, перетравов, недотравов, полос нагартовки, вкатанных металлических и инородных частиц.
Расслоения не допускаются.
Поверхность горячекатаного проката должна быть без плен, порезов, пузырей, закатов, трещин, вкатанных инородных и металлических частиц, сквозных разрывов, вкатанной окалины, перетравов, недотравов.
Расслоения не допускаются.
Нетравленая поверхность может сохранять неотделяющийся слой окалины, допускающий выявление поверхностных дефектов.

Характеристика качества отделки поверхности приведена в таблице 4.

 

       

Группа отделки

Способ производства

Характеристика качества отделки поверхности

II

Холоднокатаный

На обеих сторонах проката не допускаются дефекты, глубина которых превышает ½  суммы предельных отклонений по толщине и выводящие прокат за минимальные размеры по толщине, а также цвета побежалости на расстоянии, превышающем 50 мм от кромок. На лицевой стороне (лучшей по качеству поверхности) не допускаются риски и царапины длиной более 50 мм

III

Холоднокатаный

На обеих сторонах проката не допускаются дефекты, глубина которых превышает ½  суммы предельных отклонений по толщине и выводящие прокат за минимальные размеры по толщине

   

IIIa 

IIIб

   

цвета побежалости не допускаются на расстоянии более 200 мм от кромок

цвета побежалости допускаются по всей поверхности проката

 

Горячекатаный

На обеих сторонах проката не допускаются дефекты, глубина которых превышает ½  суммы предельных отклонений по толщине и выводящие прокат за минимальные размеры по толщине

IV

Горячекатаный

На обеих сторонах проката не допускаются дефекты, глубина которых превышает сумму предельных отклонений по толщине и выводящие прокат за минимальные размеры по толщине

Инструкцией по заполнению заявки установлено: «В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих характеристик товара (т.е. характеристик, несовместимых в одной единице товара друг с другом, определяющих разнообразные варианты исполнения одного и того же товара), участник обязан выбрать и указать характеристику, соответствующую предлагаемому к поставке товару. Такие характеристики сопровождаются символами «;» или «/» или словом «или». Характеристики, которые не являются взаимоисключающими, должны быть указаны полностью. Также взаимоисключающими могут быть изображения товара».

          Таким образом, Заказчиком установлены требования, которые противоречат ГОСТ, а также вводит участников закупки в заблуждение, поскольку под описанные характеристики подходит только горячекатаная сталь повышенной отделки, при этом, согласно инструкции по заполнению заявки возможно указание холоднокатаной стали обычной отделки.

          Позиция 2 «Профнастил оцинкованный с лакокрасочным покрытием»:

          - Срок службы профнастила оцинкованного с лакокрасочным покрытием не менее 50 лет. Согласно п. 6.10 ГОСТ 24045-2010 защитные свойства покрытий с указанием срока их службы для условий эксплуатации по [2] устанавливаются по результатам климатических испытаний образцов окрашенного профилированного листа в соответствии с ГОСТ 9.401. Образцы должны иметь участки гофров с выпуклой и вогнутой поверхностями. Таким образом, Заказчиком установлено необъективное и несоответствующее ГОСТ требование, поскольку срок службы устанавливается только для покрытия. Кроме того, данный срок возможно определить только по результатам испытаний.   

- Классификация профиля по назначению – Н или НС; площадь сечения А, профилированных листов – от 8,75 до 9,8. Установленные Заказчиком характеристики отсутствуют в ГОСТ 24045-2010. Данные характеристики содержались в ГОСТ 24045-94, который не действует на территории Российской Федерации с 01.01.2012.

По позиции 5 Заказчиком установлено требование к результатам испытаний, а именно: Гидроизоляционная пленка должна быть водонепроницаемой при испытании в течение не менее 2 ч при давлении не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2), если иные условия испытания не установлены в нормативных документах на конкретные виды материала.

Позиция № 6 «Саморезы кровельные для крепления к металлическим конструкциям»: Применяются при работе с, тонколистовым металлом, прикрепляемым материалом может быть профнастил, металлочерепица.

Согласно инструкции по заполнении заявки «В случае, если характеристики товара сопровождаются словом «и» или символом «,» считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком».

Таким образом, Заказчиком установлено противоречивое требование, поскольку согласно локальному сметному расчету и Приложению № 1 применяется только профнастил.

На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В позиции № 7 «Желоб подвесной круглого сечения» Заказчиком установлено требование не позволяющее определить соответствие закупаемых товаров, а также указать конкретный показатель при заключении контракта, а именно: Должен быть изготовлен из прочной оцинкованной стали толщиной 0,6 мм с покрытием RAL.

Аналогичные требования установлены по позициям 6, 8, 9.

Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Заявитель указывает, что Заказчиком по позиции 3 установлен материал, несоответствующий  Федеральным единичным расценкам на строительные и специальные строительные работы.

В силу п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В связи с чем, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Проверка обоснованности и правильности расчетов не входит в полномочия Краснодарского УФАС России.

Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Заявитель считает, что в документации отсутствует указание на то, что характеристики товаров, представленные в Приложении № 1к Техническому заданию являются установленными документацией о таком аукционе требованиями к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, поскольку носят рекомендательный характер.

Вместе с тем, Разделом I «Информационная карта» установлено:

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию:

- согласие участника аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе,

- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Указанную информацию об участнике закупки, входящую в первую часть заявки на участие в электронном аукционе, рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением № 1 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации  об электронном аукционе, а конкретные показатели используемых материалов рекомендуется представить по форме приложения № 1 к Техническому заданию (раздел III документации об аукционе).

В инструкции по заполнению заявки указано: Заказчиком требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (далее по тексту – характеристики) товаров, используемых при выполнении работы или оказании услуги,  приводятся в виде таблицы, разделенной на следующие графы:

- № п/п;

- Наименование;

- Описание товара;

- Показатель, единица измерения;

- Значение показателя.

Форма таблицы является рекомендованной для участника закупки.

На основании ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Таким образом, рекомендательный характер носит лишь форма таблицы, а не ее содержание.

Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В п. 4 «Требования к заказчика к исполнению условий контракта» аукционной документации установлено: На дату заключения государственного контракта Подрядчику необходимо представить на согласование с Заказчиком локальный сметный расчет на объект капитального  ремонта и график выполнения работ.  Локальный сметный расчет следует составить базисно-индексным методом, при составлении применить индексы изменения сметной стоимости   работ  к территориальным единичным расценкам Краснодарского края, по статьям затрат.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе).

Таким образом, победитель электронного аукциона, обязан предоставить Заказчику смету с сохранением наименования и объемов работ, но с учетом предложенной цены контракта, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО СК «БелПромСтрой» обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, а также установления требований к товарам (материалам), противоречащих ГОСТам.

2. Признать в действиях Заказчика – ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст.8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 633

по делу №ЭА-2011/2016 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

14 декабря 2016 года                                                                 г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО СК «БелПромСтрой» представителя ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, на основании решения № ЭА-2011/2016 от 14.12.2016г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СК «БелПромСтрой» (далее – Заявитель) на действия ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт двухскатной кровли производственного помещения ЮО ИО РАН» (извещение № 0318100027416000005) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

 

1. Заказчику – ЮО ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (единой комиссии) устранить нарушение 3 ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст.8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0318100027416000005).

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Возвратить обеспечение заявок на участие в аукционе (извещение № 0318300017516000290).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 30.12.2016г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

          В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны